Генпрокуратура объявит войну дорожным камерам в кустах, маразму и гротеску

14 мая 2019
Авто

Под контроль возьмут работу частных владельцев систем фиксации нарушений правил дорожного движения. Проверка генпрокуратуры будет глобальной. А ее цель – понять, чем руководствуются частники. Собственной выгодой или заботой об участниках дорожного движения? Правозащитники склоняются к «собственной выгоде». Версию решил проанализировать и вице-премьер Максим Акимов, план предстоящих работ он изложил в поручении на имя генерального прокурора.


Миллиарды рублей за видео и фото

«Камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят», - подобное заявление Акимов сделал в беседе с РБК еще в феврале этого года.

Система фиксации нарушений на дорогах должна перейти в государственное ведение с отказом от концессий. Камеры должны фиксировать нарушения, а не становиться инструментом для заработка. Акимов предположил, что в течение пяти-шести лет российская система видеофиксации нарушений на автомобильных дорогах станет полностью государственной. Пока же нужны осторожные шаги для формирования новой структуры.

«Мы подменяем главный мотив — добиваться, чтобы на этом участке [дороги, где установлена камера] никто не нарушал. А сейчас мотив — добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом», - объяснял свою позицию вице-премьер.

Свежая информация «Известий» о поручении Генеральной прокуратуры – отражение заявленных этой зимой планов. Работать будут во всех регионах России. А особое внимание, естественно, обратят на лидеров «рынка». По итогам 2017 года «Комсомолка» давала следующие прибыли: Москва заработала на дорожных штрафах 16,6 млрд рублей, Татарстан – 3 млрд рублей, а Подмосковье – 2,4 млрд рублей. Уже в начале 2019 года татарстанские представители заявили о катастрофическом падении собираемости штрафов. Свою роль сыграла 50%-я скидка на быстро оплаченные квитки.

«Статистика показывает, что мы из-за этого (скидки – ред.) только за 2018 год теряем 3 млрд рублей, которые могли бы направить на ремонт дорог, реализацию мероприятий по БДД, - говорил президент РТ Рустам Минниханов. - Принципиального улучшения собираемости штрафов мы не увидели, порядка больше не стало. Человек нарушил — значит должен заплатить установленный штраф».

Отмена скидка могла бы вернуть в бюджет потерянные средства. Соглашался с позицией и главный инспектор ГИБДД республики Ленар Габдурахманов. Он ссылался еще и на статистику аварийности. Пояснял, что скидка не улучшает ситуацию на дорогах, а лишь увеличивает число ДТП. Кроме того, из-за падения объемов собираемости может страдать качество дорог, ведь средства идут именно в дорожный фонд республики, напоминал Габдурахманов. Татарстанские представители надеялись избавиться от скидки, однако спустя пару дней обсуждений Рустама Минниханов обвинили в «политической провокации». С заявлением выступил первый заместитель председателя Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Скидка на оплату штрафов «дает людям немного вздохнуть на фоне повышения НДС, цен на ЖКХ и увеличения пенсионного возраста», отмечал депутат, приводя свою статистику. По его версии, скидкой пользуются водители, совершающие незначительные правонарушения. А отмена повлечет за собой лишь минусы.

«Если отменить, вырастет нагрузка у судов, приставов и ГИБДД, - сказал депутат. – Вот это господин Минниханов не считал. Люди воспримут предложение Татарстана крайне негативно, как залезание в карман и ограбление автовладельцев. Осталось только вернуться к нулевому промилле. Тогда этот комплект может стать детонатором общественного недовольства, и у нас будет «как в Париже».

Тот же Лысаков сегодня выступает на стороне ограничения работы частников с системами фото и видеофиксации на дорогах. Он поясняет, в ряде регионов России штрафами стали заниматься даже продавцы овощей. Комплексы фотофиксации они ставят рядом с передвижными лотками на обочинах дорог. Эксплуатацией систем занимаются неквалифицированные люди, в результате чего водители получают нерелевантные штрафы.

«К сожалению, дело дошло до абсолютного маразма и гротеска, когда, например, в Московской области мы видим физлиц, не имеющих никакого отношения к государственной власти, которые стоят на частных машинах, а рядом тренога с камерой, - объясняет Лысаков. - По окончании дня они сдают флеш-карту с зафиксированными нарушениями. Но с информацией на этом носителе можно делать что угодно: кого-то оштрафовать, даже если не было реального превышения скорости, а кого-то — нет, потому что свой человек».

Автомобильный эксперт Сергей Ифанов, кажется, и вовсе уравнивает частников и бюджетников, регулирующих штрафы. Он напоминает, что объем дорожных штрафов учитывают при формировании региональных финансовых документов. Подобный подход по умолчанию не может вести к снижению аварийности на дорогах, говорит эксперт. Камеры должны фиксировать нарушения на самых опасных участках магистралей, однако ставят их там, где прибыльней, полагает Ифанов.

«Камеры должны появляться на аварийных участках, статистику которых ведет ГИБДД, поэтому и должны этой работой заниматься правоохранительные органы, а не сомнительные конторы, которые только и делают, что сидят в засадах на скоростных участках магистралей».

Так что будем проверять

Исчерпывающей карты частников с камерами на дорогах России нет. «Коммерсант» приводил статистику по «пионерам» рынка. В Москве, по информации издания, около 500 камер «Автоураган» принадлежат компании «Алагер». ЦОДД арендует их по государственному контракту и получает через них информацию о нарушениях. В Татарстане по такому же принципу работают комплексы «Автодория».

В январе прошлого года Госдума решила уточнить перечень владельцев фиксаторов нарушений. По всей видимости, результат таких уточнений и будет использован для чистки рынка от частных владельцев камер. И в ряде случаев это, действительно, будет обоснованная мера. Вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов в этой связи приводит опыт нашей республики.

«У нас в Татарстане во время рейда было такое, что эти коммерсанты установили комплекс фотофиксации в салоне собственного автомобиля под лобовое стекло. Еще были случаи, когда камера стояла на бампере машины, ставили камеры на какие-то кирпичики, ящики. Всё это — грубое нарушение требований эксплуатации этих приборов и самого ГОСТа для аппаратуры фотофиксации», - объясняет эксперт.

На таких владельцев и обратят внимание в первую очередь. Впрочем, в Татарстане эксплуатацией системы занимается ГБУ «Безопасность дорожного движения», руководит которым бывший начальник ГИБДД по Республике Татарстан Рифкат Минниханов. Фактически, вся система и так находится в ведении государства. Возможно, проверки Генеральной прокуратуры нацелены на передел рынка и в этой части. А, может быть, Татарстан, отдав систему ГБУ, сыграл на опережение и защитил себя от проверок, которые совсем скоро стартуют в регионах России.


Комментарии

  1. Тима 4 года назад
    Да деньги отмывают через фонды. Государству нужно отдать штрафы.
  2. ренат 4 года назад
    борьба за деньги всегда деньги .а не безопасность.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!