«1 день – 1 экспонат»: монгольское седло

08 мая 2019
Культура

Чем мужское седло в Монгольской империи отличалось от женского и какие символы зашифрованы в этом наиважнейшем для кочевника предмете? Узнать ответы можно на выставке «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», которая идет в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань». Мы продолжаем проект «1 день – 1 экспонат».

«Хотя вы получили Поднебесную, сидя на коне, но нельзя, сидя на коне, управлять ею», – говорил Чингисхану его советник Елюй Чуцай. Тем не менее, государство монголов немыслимо без лошадей, а значит, и конское снаряжение для чингисидов приобретало особенное значение. Достаточно просто взглянуть на седло, в котором 700 лет назад всадник рассекал просторы Монгольской империи.

В первом зале выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» посетителей встречает потрясающее по мастерству изготовления и своей сохранности деревянное седло из коллекции Фонда имени Шигабутдина Марджани. Его конструкция безупречна, а уникальная роспись лаками восхищает. Седла подобной конструкции известны с X века, но это было сделано несколько позже, в XIV веке, в империи Юань – завоеванном монголами Китае, самой восточной части империи. В то время, ее могущество уже начинало таять.


– О владельце этого седла мы не знаем ничего, кроме того, что он монгол. Более того, не знаем монгол или монголка, потому, что в то время женское и мужское седло конструктивно не отличались. И никаких подсказок в самой росписи тоже нет. Оно имеет восточномонгольское происхождение, вот об этом мы можем говорить совершенно твердо. Создавали и пользовались им на самом востоке империи, – рассказывает ведущий специалист центра «Эрмитаж–Казань» Николай Постнов, – Если бы это седло снималось в кино, оно снималось бы в сериале «Марко Поло».

Интересна техника этой уникальной росписи. Мастер слой за слоем наносил рисунок лаком одного цвета, затем заполнял фон лаком другого. Орнамент в полной мере проявлялся после шлифовки всей поверхности седла.

Драконы, фениксы, рыбы и птицы с головой в виде полумесяца до сих пор смотрят на нас спустя 7 столетий. Центральный элемент росписи – «пылающий ромб в двойном круге». К нему стремятся все эти существа. Такие ромбы встречаются на самых разных предметах евразийских кочевников этого времени, но точно их значение до сих пор неизвестно.


Антон Райхштат, совместно музеем-заповедником «Казанский Кремль».


ФОТОРЕПОРТАЖ

Этот материал можно прочитать и на татарском языке. А еще у нас есть нарратив в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Комментарии

  1. Игорь 2 года назад
    Типичное седло азиата из армии Татарии, монголов явно притянули за уши для подтверждения выдуманного ига.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!