«1 день – 1 экспонат»: тетрадки с Тукаем

26 апреля 2019
Культура

Габдулла Тукай ещё при жизни стал знаменитостью. Простой пример: в 1911 году, когда поэту было всего 25 лет, в казанской типографии «Маариф» выходят ученические тетради с изображением поэта и его стихами на обложке. Экземпляр из коллекции литературного музея Тукая интересен не только своей формой, но и содержанием – внутри рукописи Фатиха Амирхана, которые больше века не были опубликованы. Мы продолжаем проект «1 день – 1 экспонат» рассказом об одной из самых интересных находок в истории татарской литературы.

Если называть Тукая «звездой», то, скорее, правильнее было бы говорить о целом «Созвездии Тукая». Это представители интеллигенции начала ХХ века в окружении поэта, люди, которые внесли значительный вклад в развитие татарской культуры. Один из ближайших друзей Тукая – писатель Фатих Амирхан, литераторы вместе выпускали газету «Эль-Ислах». О таланте Амирхана Тукай писал:

«По едкости и глубине своего юмора Амирхан – наш Гоголь, по красоте стиля – Тургенев, как психолог – он похож на Достоевского».

Габдулла Тукай и Фатих Амирхан

Одно из своих произведений, повесть «Хаят», Амирхан закончил 1911 году, и сразу же ее издали отдельной книгой. Писатель задумал продолжение рассказа и вскоре приступил к работе над второй частью этого произведения. Долгие годы предполагалось, что продолжения повести либо вовсе не было, либо оно утеряно. Однако вторую часть повести «Хаят» все-таки нашли, правда уже в следующем тысячелетии…

22 рукописные тетради музей выкупил у родственников современника Тукая, языковеда Галимзяна Шарафа. Внутри оказалось продолжение повести «Хаят». Все тетради написаны рукой самого Амирхана. 14 из них представляют первую часть повести, а шесть тетрадок – вторая часть произведения, ранее никогда не издававшееся продолжение.

Благодаря авторским надписям на обложке тетрадок, мы можем даже установить, когда и где он писал вторую часть произведения. Здесь написано: «6 тетрадь, Село Неклюдово (Симбирской губернии), 10 октября 1913».

Спустя 103 года тексты из этой тетрадки все-таки были опубликованы. Вторая часть повести «Хаят» издана в конце 2016 года к 130-летию Фатыха Амирхана. В этой книге содержится факсимильное издание рукописи с автографом писателя и текст в кириллическом виде на татарском языке.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Материалы по теме
«1 день – 1 экспонат»: монгольский кафтан
09:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: пушечные ядра Ивана Грозного
12:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: статусный топорик
07:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: портрет Алека Боратынского
05:07, 7 июля
Культура

Комментарии

  1. Мар 3 месяца назад
    Вместо "Хаят" лучше бы снова выпустили "Фатхуллу-хазрета". Нынешний татарский муфтий принялся как-то с ересями и с неверными бороться. Тогда надо Тукая с Амирханом в неверные записывать. Но нет, муфтий стал искажать факты, в искажённом виде переводя Тукая и приписывая ему, то чего он не имел в виду, а про то, что говорил молчит. Про Амирхана молчит просто. У Амирхана есть повесть "Фатхулла-хазрет", Тукай позволил другу туда поместить свои стихи, так что, можно сказать, что и Тукай чуть-чуть соавтор повести. Действие переносится в 1950 год, в Казань. Религия очень изменилась, а большинство татар не хотят проявлять религиозных чувств даже в праздник, но их за это не считают грешниками или неверными. Про ту религию, что была у татар в начале 20 века они говорят (в основном написана и начала издаваться повесть в 1909 году): "в те времена между религией и идолопоклонством не было различия". Видимо, это и имел в виду Тукай, когда вскоре после того как пожил в гостях у богослова Мусы Бигиева (а Бигиева нынешний муфтий записал в вероотступники и, искажая факты себе с союзники Тукая записал), который переводил Коран, написал Ахмету Урманчееву (11 мая 1912 года): "прочитав и уяснив примитивность Корана, народ должен от него отвернуться или, уяснив его положительные стороны, встать на путь добра и истины".