Казанские перевозчики недовольны качеством сборки «Нефазов» с газовым оборудованием. Производитель недоволен попытками перевозчиков самостоятельно доработать машины. «Тупой татарский пиарщик» недоволен «бойцами за правду вроде «Казанского репортера», инказана и прочих челныбизов». Удивительным образом досудебный спор бизнесменов превратился в обсуждение качества работы прессы в телеграм-каналах.
Общественный транспорт, особенно, если говорят о краснобусах – это всегда горячо. Еще горячее становится, когда возникают конспирологические версии. Совсем интересно, если называют имена. В данном случае, прозвучало наше – в контексте «чистки сайтов» и угроз судом со стороны КАМАЗа. Интересно история выглядит хотя бы потому, что о «Нефазах» мы не писали уже несколько месяцев, но все равно оказались главными героями заявлений «разоблачителей». Чтобы оправдать надежды сообщества, срочно исправляемся. Рассказываем все, что знаем об «опасных для горожан автобусах «Нефаз», которые «могут загореться в любой момент». Делимся реакцией пресс-службы «КАМАЗа» на вопрос о «затертых сайтах» и по пунктам приводим аргументы сторон. Но для начала легенда – с чего все началось в нашем случае, тот самый пост «Тупого татарского пиарщика» (орфография и пунктуация сохранены):
«Смешно смотреть, как журналисты начинают дружно чистить сайты едва им пригрозят прищемить одно место. Тут «Камаз» пообещал иск тем СМИ, кто распространяет негатив о автобусах «Нефаз»
На днях по всем почти СМИ прошла новость, что в казанские автобусы марки «Нефаз» опасны из-за риска внезапного возгорания. «Камаз» решил, что это удар по имиджу и подключил самых сильных пиарщиков — юристов.
В результате бойцы за правду вроде «Казанского репортера», инказана и прочих челныбизов трут инфу. Куда подевалась ваша принципиальная гражданская позиция, товарищи журналисты?
Ну понятно, что её и не было никогда, просто у «Камаза» есть результаты пожарной экспертизы, а у СМИ нет ничего ив суде придется несладко. Коллективный Антон Райхштат, оценив все риски, понимает, что хозяин издания по головке за это не погладит и срежет сзарплаты всю сумму проигранного иска».
Что не так с автобусами
Представители автотранспортных предприятий решили предать огласке историю, длившуюся с прошлого года. 8 декабря в боксе ООО «Агромир» загорелся автобус «Нефаз». По факту возбудили уголовное дело. Судебная экспертиза, назначенная следователем, показала: «технической причиной возгорания автобуса в ремонтном боксе явилось тепловое проявление электротока в следствии аварийной работы электрооборудования». Кроме того, отмечалось «низкое качество сборки, контроля качества», которые «способствовали возникновению пожара». Транспортники считают, что автобусы на газомоторном топливе им передали недоработанными, в результате чего бизнесмены понесли миллионные убытки. Свою версию произошедшего журналистам рассказывали первый замдиректора ООО «Байлык № 3», депутат Госсовета РТ Руслан Юсупов и директор ООО «Агромир», Владимир Капитонов.
У «КАМАЗа» на руках собственная экспертиза. В причинах декабрьского пожара в боксе разбирались представители экспертного учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Татарстан МЧС России.
«Установлено, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом НЕФАЗ-5299-40-57. Таким образом, данный пожар никак не мог произойти из-за каких-либо неполадок в автобусе, - сообщила пресс-служба предприятия. - Иными словами возгорание произошло из-за нарушений пожарной безопасности в самом помещении».
Вместе с историей о пожаре представители автотранспортных предприятий предоставили журналистам список своих претензий к производителю из 10 пунктов. В том числе, говорили о проблемах с тормозами, отоплением, окнами, электрической начинкой, ходовой. Самым опасным транспортники считают «обтирание проводов о кузов», в результате чего «машина в любой момент может загореться». По всей видимости, каждый из пунктов разбирался на протяжении многих недель, поскольку по части претензий решения найдены, а другие на предприятии отмели. Простой, о котором говорят эксплуатанты, «КАМАЗ» опровергает данными GPS-маячков – машины выходят в рейс регулярно. Неисправности «ликвидируются максимально оперативно», однако от ряда решений эксплуатанты отказываются и проводят собственную доработку. Естественно, эксплуатанты доводы отрицают. Как у первых, так и вторых на руках документы с собственными версиями, а значит, решение конфликта придется искать третьей стороне – если спор и дальше будет развиваться.
Пока разбирательства идут в досудебном порядке, но, по всей видимости, скоро перейдут в иную плоскость. Как рассказал «Казанскому репортеру» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, позиция завода транспортников не устроила – «просто люди поняли, что не получат никаких денег, и решили немножко, так скажем, попугать нас, обещали устроить кампанию в СМИ».
Кто и где затирал материалы
Пробежав по страницам СМИ, удаленных материалов мы не нашли. По крайней мере, в казанском сегменте остались как доводы транспортников, так и производителя. О проблеме говорил Kazanfirst, на месте материалы у Chelny-biz.ru – тут первый, а здесь второй со ссылкой на «Реальное время». У Inkazan, действительно, какой-то из материалов удален. Однако нашлись три других на ту же тему – об «огненных» автобусах, позиции «КАМАЗа» и сводка в недельном обзоре. Словом, на первый взгляд, все на месте. С другой стороны, Олег Афанасьев сообщил, большая рассылка опубликовавшим одностороннюю позицию и правда была организована. И здесь проблем с пониманием не возникло.
«Некоторые – как «Реальное время», поступили, как настоящие журналисты – дали несколько позиций. С пабликами «Вконтакте», которые опубликовали, так скажем, одностороннюю информацию, мы общались. И у нас все паблики или дали наше опровержение, или просто удалили посты после того, как мы все объяснили».
Что касается эксплуатантов, сейчас мы наблюдаем за позиционной борьбой, ничего более, добавил собеседник «Казанского репортера».
«Наша экспертиза показала, что автобус сгорел из-за того, что не соблюдались меры безопасности в помещении. И к автобусу они не имеют никакого отношения. Этот случай произошел еще в декабре, и мы все это время вели, так скажем, дискуссии. И когда они поняли, что с нас взять ничего не получится – потому что наши позиции очень сильные, и мы в нашем опровержении от 19 апреля все четко рассказали, тогда они заявили: «раз вы так, тогда мы предадим все огласке». Мы сказали: «пожалуйста, мы ничего не боимся – нам нечего скрывать». И сейчас у нас идет такая позиционная борьба».
Мы поинтересовались, не связывает ли Афанасьев новый всплеск интереса к теме спустя неделю после опровержения с московскими поставками «Нефазов», прошедшими накануне. Возможно, кампания глобальней, чем кажется на первый взгляд?
«Я не считаю, что здесь есть какой-то федеральный масштаб. На самом деле, это достаточно частое взаимодействие – что уж греха таить, очень много к нам поступает безосновательных претензий на качество техники. Мы разбираемся, и чуть ли не в 70 процентах случаев поломки происходят по вине эксплуатантов. Неправильно эксплуатировали, неправильно обслуживали. То есть ничего сверхъестественного для нас здесь нет. Другое дело, что эти эксплуатанты пошли в СМИ, в этом отличие».
Дальше – суд?
Автотранспортные компании от своей позиции не отказываются – настаивают, что проводку замыкает, поскольку под днищем автобуса она ничем не закрыта и мокнет при плохих погодных условиях. Кстати, Афанасьев настаивает, что проблема не в проводке, а в разъемах. И их, действительно, решено заменить. С другими пунктами сложнее – эксплуатанты предлагают свои варианты исправлений, которые «КАМАЗ» не устраивают.
Стороны обещают заняться подготовкой исков в суд. «КАМАЗ» же, кроме всего прочего, оставляет за собой право «инициировать привлечение к ответственности лиц, распространяющих сведения, порочащие деловую репутацию «Нефаза».
Городские власти от конфликта дистанцировались. Напомним, автобусы на газомоторном топливе были закуплены с привлечением бюджетных средств. В общей сложности, казанцам поставили 134 автобуса, сумма бюджетной субсидии составила 290 миллионов рублей. Один автобус оценивался в 8,7 миллионов рублей. Софинансирование на каждый «Нефаз», по информации мэрии, составляло 3 миллиона рублей, на «Лотос» - 2 миллиона рублей. Остаток перевозчики выплачивают на условиях лизинга – 160 тысяч рублей в месяц за один автобус.
Автопарк обновили МУП «ПАТП-2», МУП «ПАТП-4», ООО «КПАП-7» и ООО «Республиканский автовокзал», ООО «Байлык № 3», ИП Умарова С. М., ООО «Агромир». Эти игроки рынка обслуживают 81% городских автобусных маршрутов, перевозящих 147 млн пассажиров в год. И, хочется верить, что новые (как и старые) автобусы исправны.
Регина Алендеева.
Комментарии