«1 день – 1 экспонат»: золотые чаши Золотой Орды

23 апреля 2019
Культура

Золотая Орда у многих ассоциируется с военными походами и завоеваниями. Выставка в центре «Эрмитаж-Казань» рассказывает и о другой стороне чингисидской империи: о том, когда победа уже одержана, самое время убрать в ножны мечи и достать пиршественные чаши. Праздновать монголы умели и любили. Достаточно взглянуть на их посуду. Она – из чистого золота! Мы продолжаем проект «1 день – 1 экспонат»

Чаши, которые можно видеть на выставке в центре «Эрмитаж-Казань» происходят из разных уголков Золотой Орды, но все они похожи по своей форме. Большое распространение получили ковши с ручкой в виде дракона, поскольку дракон олицетворял могущество и власть. Это ковши, которые крепились на поясе, на подобие солдатской походной фляги.

– Пили, в основном, перебродившее молоко молодой кобылицы, то, что мы знаем, как кумыс. Это были малопьянящие напитки, хотя кумыс был и довольно сильно пьянящим. Но, в то же время, привозили в больших количествах вино, – рассказывает научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань» Валентина Братышева. – Что касается пития… Все сыновья Чингисхана были, говоря простым языком, большие любители выпить.


Сама расстановка посуды на пиршественном столе отражала иерархию как самих участников застолья, так и их жизненных ценностей. Ритуал пиршества описывал в своих рассказах Марко Поло.

«В том покое, где сидит великий хан, посредине стоит чаша из чистого золота; входит в нее бочка вина; кругом нее по углам – чаши поменьше. Из большой чаши вино или другой напиток разливается по золотым сосудам, а в каждом из них вина хватит на восемь человек или десять; один такой сосуд ставится на стол между двух человек, а у каждого своя чарка с ручкой, ею он и черпает вино из золотого сосуда. Все равно также между двух жен ставится по большому сосуду и по две чарки. Сосуды те и чарки, знайте, дорогие…»

Общий чан с вином из которого черпали, и хан, и его приближенные, был своего рода защитой от отравления. Рассаживались пирующие в соответствии со строго определенными правилами. Каждый должен был знать свое место, иначе мог лишиться головы.

На пиршественной посуде мы можем увидеть множество символов. В ситуации, когда письменной грамотностью владели далеко не все, эти изображения заменяли благопожелательные надписи. В каждой местности существовал свой язык символов, благодаря чему мы сейчас можем установить происхождение этих предметов. Эти свидетельства отражают торговые связи, существовавшие на территории Золотой Орды и за ее пределами.


Антон Райхштат, совместно музеем-заповедником «Казанский Кремль».


ФОТОРЕПОРТАЖ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!