Вместо премьер-министра Песошина аварийщиков в кабмине встретила полиция

11 апреля 2019
События

Поймать главу правительства не удалось, хотя встреча была назначена заранее. Попался лишь руководитель аппарата кабмина. Пока аварийщики разговаривали с Шамилем Гафаровым, в Москве по татарстанскому вопросу собрались члены СПЧ, «жилищники» во главе со Степашиным и татарстанские представители. «Казанский репортер» продолжает следить за тем, как развивается ситуация с разрешением «аварийного» конфликта.


Обещанная встреча татарстанских аварийщиков с премьер-министром республики Алексеем Песошиным не состоялась. Людей в назначенный час встретили сотрудники полиции и, не пуская внутрь, спустили под лестницу. Звучит двусмысленно, но, как оказалось, именно там – под лесенкой, находится отдел по работе с населением.

— Сегодня приема нет, перенесен на следующий день. Сейчас я вам объясню, — сообщил лейтенант Егоров, держа людей в дверях. — Сказали так. Извините, пожалуйста. У нас здесь входа нет. Вы меня послушайте. У нас есть отдел приема граждан. Находится слева, под лесенкой. Вам там все объяснят. Сегодня должна быть встреча, нам сказали три человека должно быть. Я вам объясняю, как нам сказали в приемной.

— Мы записывали 15 человек.

— В бюро пропусков, пожалуйста.

— Подождите. А уполномочен ли этот отдел обращений, если там говорят «я не компетентен, не компетентен». Вот вам сказали… Как мы должны проверить? Мы же записались, с уважением, в надежде на последнюю инстанцию.

— Я вас понимаю. Но нам сказали, если придут из Зеленодольска — сегодня должны прийти, встречу перенесли. Если будут какие-то вопросы, в отделе приема граждан все знают по поводу сегодняшнего дня. Они все объяснят.

— Так он (приглашение передал руководитель департамента жилищной политики Зеленодольска Нияз Мингазов – ред.) обманул, получается, — возмущались пришедшие, показывая на рукописное приглашение с датой приема.

— Кто вас обманул? Здесь кто угодно и что угодно может написать, - вмешался второй сотрудник.

— Мингазов. Он обманул, получается?

— Мы не знаем, кто эту бумагу дал. Это вы так говорите.


Беседа шла по крушу, аварийщики не расходились, и отдел по работе с населением сам поднялся из-под лестницы. К дискуссии присоединилась сотрудник управления по работе с обращениями граждан президента республики Анастасия Беляева.

— По приему у Алексея Валерьевича вам вчера было сказано, что будет принята инициативная группа. Несколько человек. Инициативную группу о переносе мы оповестили. Сегодня появилась информация, что принять участие в мероприятии он (Песошин —ред.) не сможет, мы всех оповестили.

По всей видимости, оповещение не сработало, потому что к зданию Госсовета РТ пришла инициативная группа в полном составе вместе с адвокатом Сергеем Сычевым, который также записывался на прием. Поинтересовавшись его фамилией, Беляева отметила, дозвониться до юриста не получилось, потому было отправлено голосовое сообщение – «можете проверить». Не поступили звонки и другим активистам. В конце концов, и вовсе выяснилось, из 15 человек, записавшихся к Песошину, изначально планировали впустить в кабинет лишь пару человек. Такое распоряжение, по словам Беляевой, поступило «сверху». До руководства представитель управления обещала донести желание аварийщиков «увеличить число участников встречи». Почему вообще решили сократить группу сотрудник управления пояснить не смогла.

Аварийщики не уходили от здания Госсовета РТ в течение часа и, в конце концов, «поймали» заместителя премьер-министра РТ, главу аппарата кабмина Шамиля Гафарова. Пока люди задавали вопросы, а чиновник просил не снимать его, к зданию подъехали два автозака.

— Извините, что я вас перебиваю, — обратился Гафаров к аварийщикам, прерывая поток реплик. — Премьер-министр в командировке, уехал в Москву.

— А кто-то говорит в Челны… Хотя бы гарантируйте, что людей не выселят. Хотя бы до встречи с премьером. Представляете, что будет? Вон там ребенок инвалид, тоже готовится выселение.

— Не могу. Вот представьте, я вас встречу на пороге вашего рабочего места и попрошу решить вопрос.

— А у нас рабочая группа идет, — попытались зайти с другой стороны аварийщики.

— Какая? — удивился Гафаров.

— По аварийному жилью.

— У нас ее возглавляет первый вице-премьер Нигматуллин Рустам Камильевич. Он тоже в Москве, в командировку сегодня.

— И что там? Вы знаете состав?

— Не помню сейчас.

Дискуссия продолжалась около двух часов. Почти в то же время, в Совете по правам человеке (СПЧ) – в Москве, проходило рабочее совещание. Говорили о Татарстане. Точнее о спорной программе расселения аварийного жилья. Песошина среди участников совещания не нашлось, а Нигматуллин, действительно, был. А вместе с ним и уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская.

Не можете создать спецкомиссию в Татарстане – создадим в Москве

В московском обсуждении приняли участие глава СПЧ Михаил Федотов, зампредседателя Совета Евгений Бобров, член Совета Наталия Евдокимова – она, напомним, побывала в Казани совсем недавно, как раз по вопросу аварийщиков. Кроме того, о проблеме говорил председатель набсовета госкорпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин – эта структура финансировала программу от лица федерации. Татарстан на рабочем совещании, как мы уже говорили выше, представили первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин и омбудсмен Сария Сабурская. Об итогах переговоров мы узнали из релиза СПЧ – более чем спокойного.

Было признано: российское законодательство в части расселения аварийного жилья - проблемное. В Татарстане, например, людям приходилось доплачивать за жилье. С 2012 по 2018 год доплата составила порядка 7 тысяч рублей за каждый квадратный метр, а с 2018 года сумма выросла почти в три раза. В результате собственники вынуждены были брать социальную ипотеку. Суды выселяли людей на улицу с компенсацией в разы ниже рыночной стоимости квартир. Выводы об аварийности в том же Зеленодольске делали по фотографиям. А жертвами судебных решений оказывались многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, ипотеку предлагали даже старушкам и старикам – резонансной стала история Марфуги Гадиевой, 93-летней ветерана труда.

«С точки зрения законодательства нарушений здесь нет, - заявила Евдокимова. - Просто есть проблема в самом законодательстве, потому что предполагается, что граждане, чье жилье признано аварийным, должны сами сносить свои дома, и при этом покупную стоимость этого жилья устанавливает субъект Российской Федерации. Законодательство в этом плане несправедливо и его нужно менять. Мы договорились, что власти Татарстана конкретно и детально разберутся в этих вопросах, а Минстрой России обсудит с СПЧ возможные изменения законодательства».

В беседе с «Казанским репортером» Наталия Леонидовна добавила, действительно, ранее она предположила, споры об аварийной программе в Татарстане подкреплены нарушениями законодательства. Однако после она внимательней проанализировала Жилищный кодекс России и пришла к выводу, де-факто норма соблюдена. Только вот людей просто выбросили на улицу.

«Я просто подняла эту 32-ю статью. И там черным по белому написано, если дома сносятся под муниципальные или государственные нужды, то гражданину в собственности имевшему квартиру в многоквартирном доме, предоставляется, как выкупная стоимость его жилья - рыночная, так и стоимость земли под этим домом – часть конечно, так и компенсация по переезду. То есть, в общем, чуть ли не мебель покупают. А дальше пункт 10 этой статьи говорит об аварийных домах. Эта часть появилась в 2007 году, не вместе с принятием Жилищного кодекса. И там написано – да, аварийные дома должны сносить собственники домов. Ни в одном субъекте это не практикуется, почему я и была так возмущена. В случае, если это не будет происходить, там в судебном порядке и так далее… То есть в принципе, они просто все драконовские методы исполнили. И это один из двух субъектов Российской Федерации. Ну, стыдно, ребят, вы донор, богатейший регион. В ходе встречи я снова спросила у татарстанских представителей: почему вы так ведете себя? Что же такое творится? Ничего, к сожалению, членораздельного не получила. Но Степашин четко сказал, проблему надо решать. Эта проблема есть, и надеемся, что к приезду рабочей группы такое напряжение спадет».

Решать проблему предлагается в индивидуальном порядке. Но, опять же, это план Москвы. А история с созданной и тут же отмененной спецкомиссией по вопросам аварийщиков уже проиллюстрировала нежелание татарстанских чиновников делать дополнительные телодвижения. На встрече в Москве татарстанские представители, как водится, с доводами собравшихся согласились. По словам Евдокимовой, хором признали – да, перегибы есть, и их надо решать. Однако заверения прозвучали блекло.

«Мне понравилось выступление Степашина, который сказал: да, в принципе, вы законодательство не нарушали. Но все субъекты при сносе аварийного жилья используют способ метр на метр. То есть сколько у тебя – у собственника, взяли, столько и дают, без всякой доплаты. Только два субъекта Российской Федерации стали применять драконовские нормы Жилищного кодекса. Это Архангельская область – но тут можно понять, все-таки, депрессивный регион, бедный, и Татарстан, который один из семи регионов-доноров. Это непонятно. И вот его словам были такие: «Решайте проблемы!» К сожалению, такого ясного ответа от вашего заместителя председателя кабинета министров я так и не получила – «вот, все в согласии с законом – а почему деньги уменьшили – потому что количество аварийных домов – почему метр теперь такой – потому что посчитали правильно».

Главным решением встречи Наталия Евдокимова считает создание рабочей группы по делам татарстанских аварийщиков. Раз республика отказывается от такой спецкомиссии на своем уровне, решили сформировать федеральную замену.

«В рабочей группе представители СПЧ, Фонда содействия – Сергей Владимирович Степашин выделяет своих людей, представители минстроя, представители Общественной палаты. К вам собираемся в Татарстан в мае приехать и посмотреть, как выполняется то, что мы там порешали. Это первое. Второе – сейчас рассматриваются изменения в законодательство Российской Федерации. Будет новый закон по аварийным и ветхим домам, где более конкретно расставят точки над «и». По словам Степашина, норма, по всей видимости, появится в начале следующего года. Программа продлена, но сейчас надо гасить недовольство граждан, которое у вас произошло – бурлит республика до сих пор. Степашин надеется, когда приедет в Татарстан рабочая группа, проблема уже будет решена. Мы – СПЧ, тоже надеемся. Но меня все-таки не порадовала реакция ваших представителей, потому что никакого ясного обещания не прозвучало. Сказали – да, будем решать проблемы по мере их поступления. Честно вам могу сказать, у меня не появилось уверенности, что к нашему приезду все-таки проблема будет решена. Если я не права, буду только очень рада».

Тем временем

Спасительный спонсор Марфуги Гадиевой так и не появился. По словам официального представителя Казанского кремля Лилия Галимовой, такой добрый и обеспеченный человек есть. Дочка Марфуги Гадиевой – Дания Перминова, накануне сообщила: может быть он и есть, но до ее старушки благодетель не добрался.

Гузель Карпову не спешат звать на прием в администрацию Зеленодольского района – предполагалось, что исполком во время паузы между заседаниями судов, попытается договориться с матерью сына-инвалида. Ведь поданный иск откровенно незаконен, не говоря уже об этической составляющей. Но нет. Карповы, по-прежнему, в ожидании вывоза своих вещей из старинного дома в Полукамушках. 18 апреля фактически последнее заседание по Карповой в апелляции - судьи второй раз отложили для решения дела миром, но сказали что больше не могут принимать ту же меры по срокам.

16 апреля состоится суд по делу многодетной матери Миляуши Терсковой. Чуть раньше выселиться на улицу ей предложил замминистра по строительству, архитектуре и ЖКХ РТ. Как сообщил «Казанскому репортеру» Сергей Сычев, иск в Зеленодольский городской суд касается предоставления жилья вне очереди по договору социального найма.

Опубликован «секретный протокол», оставивший аварийщиков в Татарстане без денег и жилья. Это тот самый протокол об 11 тысяча рублей за квадратный метр, который сначала утвердили, а затем отменили. Но суд продолжал руководствоваться нормой при принятии решений.

В программу расселения аварийного жилья Татарстана предложены поправки. Автором выступил депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.

Регина Алендеева.

Комментарии

  1. Пушкин 4 года назад
    Причем последнее фото со сноса пивного киоска в арке дома?
  2. Рустам 4 года назад
    Почему то никто не поднимает вопрос где татарстанские деньги изначально выделенные по программе аварийного жилья?
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!