​В СПЧ схватились за голову, узнав о проблемах татарстанских аварийщиков

29 марта 2019
Общество

Проблема татарстанских аварийщиков, принудительно выселяемых из своих домов вышла на уровень президентского совета по правам человека. После истории 93-летней труженицы тыла Марфуги Гадиевой, которую власти Зеленодольска выселяют из ее квартиры, ситуация вокруг спорной программы расселения приобрела федеральный резонанс. Члены СПЧ приехали в Казань и встретились с жителями признанных аварийными домов. Те рассказали правозащитникам немало шокирующих историй. «Казанский репортер» присутствовал на встрече и наблюдал, как гости хватались за голову, а местные чиновники имели бледный вид.

ВСТРЕЧА С ПОЛИЦИЕЙ ВМЕСТО ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Для многих аварийщиков, приехавших на встречу с представителями СПЧ, все началось со столпотворения в небольшом холле Общественной палаты РТ. Полиция заблокировала «ходоков» и дальше гардероба не пускала. Для усмирения аварийщиков прислали даже «грозу оппозиционеров», начальника отдела охраны общественного порядка УВД Казани Александра Царевского, с которым без умолку пыталась дискутировать активистка Гульнара Гилязова.

Внутрь пропускали по неким спискам, по одному человеку из каждого города. Остальные же, приехавшие в надежде рассказать о своих проблемах люди из Зеленодольска, Васильево, Высокой Горы, вынуждены были ждать в душном помещении. Журналистов тоже решили не пускать. Зато беспрепятственно проходили чиновники – замминистра строительства РТ Алексей Фролов и сотрудники зеленодольского Исполкома, что породило шутку о неком дресс-коде, дескать, внутрь пускают только людей в костюмах.

Сотрудники Общественной палаты, пытаясь сдержать натиск, объясняли, что встреча проходит в маленьком кабинете, рассчитанном на 16 человек, но на вопрос о том, нельзя ли было найти ради такого случая помещение побольше, лишь разводили руками.

Через минут 40 противостояния кто-то все-таки решил всех впустить и аварийщики зашли в просторный конференц-зал. Места хватило всем, при этом в зале оставались свободные кресла.

ВОТ «ТАКОЕ ЖЕ ЖИЛЬЕ» У НАС НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ…

– Изначально этого даже в плане не было, но так как я получила письмо от своих земляков, я родилась в Зеленодольске, поняла, что есть проблема, – начала встречу представительница Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Наталия Евдокимова. – Основную проблему я знаю, я ей занимаюсь еще с прошлого приезда. Мне почему решение проблемы аварийщиков сразу не понравилось? Потому, что по жилищному кодексу жилье признается аварийным специальной межведомственной комиссией, проводится экспертиза, устанавливается аварийность. А дальше предлагается семье либо стоимость квартиры, либо такое же жилье (по метражу – ред.). Вот «такое же жилье» у нас не получилось…

Решение, которое придумали в Татарстане – заменить квадратные метры на их стоимость, при этом довольно странно установленную. По словам представителей СПЧ такого нет ни в одном регионе. По закону «трущобникам» предлагают либо равноценное по площади жилье, либо выкупную стоимость. Но и она отличается от установленной в республике. В первоначальной программе была обозначена сумма в 20 700 рублей за квадратный метр. В Татарстане же аварийщики получают максимум 11022 рубля, а то и меньше.

– Аварийное жилье оценивать смешно! Понятно, что стоимость аварийного жилья ни в какие рамки не укладывается, на то оно и аварийное. Вот ведь ни один субъект по этому пути не пошел! Уму не постижимо, естественно эта стоимость будет на три квадратных метра! Это первое что меня удивляет. Второе: сам собственник выбирает – получить ему жилье или цену. С моей точки зрения, нарушается федеральное законодательство. Мало того, что это незаконно, это просто несправедливо! – довольно эмоционально выступила правозащитница. – Присуждать к заключению гражданско-правового договора ипотеки, я в первый раз такое вижу! Мы объехали 29 субъектов, я нигде такой ситуации не видела. Сейчас Татарстан такой бурлящий, и это будет продолжаться!

Еще один правовой нонсенс касается судебной практики. Сумма 11022 рубля за квадратный была определена неким «Протоколом совещания Кабмина РТ от 25.12.2013 номер ИХ-12-378». Документ нигде не публиковался, но о нем стало известно официально, когда он был отменен распоряжением Кабинета Министров РТ № 328-р от 22 февраля 2017 года. Но даже несмотря на то, что протокол не публиковался и был отменен, суды и по сей день активно используют его при назначении компенсаций.

«РАССТРОЙСТВО СМЫВНЫХ БОЧКОВ И ОТСТАВАНИЕ ОБОЕВ»

Особенно массово проблема проявилась в Зеленодольске, где аварийными признавались целые кварталы. Это обстоятельство наводит на мысли о том, что властям просто потребовалась земля в центре города. Жители рассказывают, что никакие комиссии по домам не ходили, а решение принималось на основе фотографий. Что интересно, 165 домов в городе признали аварийными аккурат под Новый год 31 декабря 2011 года, но жителям известно об этом стало только в 2014 году. Изучая документы, люди обнаружили весьма любопытную аргументацию.

– Есть постановление, подписанное Медведевым. Здесь определен порядок признания домов аварийными. Должна собираться комиссия, и она может сделать 4 вывода: признать дом подлежащим текущему ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и сносу. Но сносу – только на основании заключения специальной экспертизы, – рассказал житель Зеленодольска Владимир Сапунов. – Комиссия, которая выдает в 2011 году документы, вот посмотрите, почитаешь и упадешь со смеху. Здесь написано – признаки аварийности дома: расстройство смывных бочков и отставание обоев. Они рассматривают это как признак аварийности! И в заключении написано, что обследование не проводилось! Обследование не проводилось, но дом подлежит сносу! Как это?!

Многие дома в Зеленодольске по словам жителей, которые в подтверждение показывают результаты независимой экспертизы, довольно крепкие. При этом администрация предлагала жильцам самим доказывать, что их дом, включенный в аварийную программу, таковым не является, уверяют жители города:

– В Зеленодольске как таковых аварийных домов почти не было. Дома признавались аварийными по умолчанию, об этом Тыгин (Александр Тыгин, глава Зеленодольского района – прим.) говорил: «Если не хотите, чтобы ваш дом сносился – заказывайте экспертизу, проводите собрание и выходите из этой аварийной программы». Многие дома из аварийной программы вышли, но нам захлопнули эту мышеловку. У нас бы все дома разбежались на таких условиях. Потому, что аварийных домов в Зеленодольске – единицы, это сейчас там в трущобы превратили, когда люди ушли.

– Какой в этом был смысл?

– Земля в городе. Получить софинансирование программы, повесить на всех ипотеку и задарма получить землю в городе.

Карта домов в Зеленодольске, признанных аварийными постановлением от 31 декабря 2011 года.

УЖАСЫ НАШИХ ГОРОДКОВ

– Нас вызвали в суд, и мы получили требование от исполкома о сносе своего многоквартирного дома, – продолжил свой рассказ Владимир Сапунов

– Самим сносить? – уточнила Евдокимова.

– Да, самим сносить!

– Ох… Это уже просто не смешно. Давайте это требование сюда.

Постепенно папка с документами все увеличивалась. Аварийщики из других городов поведали не менее удивительные истории. Где-то людей выселяют «в никуда» и они 9 месяцев скитаются по родственникам, как это случилось с жительницей Альметьевска Валентиной Волковой. Где-то у аварийщиков грозят отобрать детей. Где-то буквально обманом убеждают приватизировать уже признанное аварийным жилье.

– У нас 4 семьи проживали по договору социального найма. Нас пригласили в администрацию и сказали: «Вам надо приватизировать ваше жилье, в программу попадают только собственники». Оказывается, в 2011 году наше жилье признали аварийным, а в 2014 году их юрист берет нас за руку, и мы приватизируем аварийное жилье, что по закону запрещено, это преступление. Администрация в курсе, почему они на это пошли? – вопрошала аварийщица из Заинска.

– Не, ну черте что творится, людей специально обманули, – развела руками правозащитница.

«ЕСЛИ Я СКАЗАЛА, ЧТО ДОЙДУ ДО ПРЕЗИДЕНТА, Я ДО НЕГО ДОЙДУ!»

Члены СПЧ, в буквальном смысле хватались за голову от услышанных историй. Присутствующие на встрече замминистра строительства Алексей Фролов и представитель исполкома Зеленодольска имели откровенно бледный вид и ничего вразумительного ответить не смогли, защищаясь только решениями судов. Этот аргумент вызвал у присутствующих лишь грустную улыбку.

– То, что суды вы все выиграли – это мне не надо говорить, я с судами много имею дело, – под общий смех сказала Евдокимова. – Очень трудно победить в суде не представителю власти, если он борется с властью.

Но больше всего представителей совета по правам человека поразил документ, который аварийщики не без труда, но все же смогли достать – республиканская программа расселения из аварийного жилья. Ее объем должен был составить 9,7 млрд рублей, но оказался в два раза меньше. Из-за этого, судя по всему, и снизилась выкупная цена квадратного метра с 20 700 до 11 022 рублей.

– Нам на судах говорят: «Мы реализуем республиканскую программу, ваш дом в нее включен». Мы просим – дайте ее посмотреть, ознакомиться с ней. Нет, говорят, запрашивайте сами в Кабинете министров РТ. Мы обращаемся, вот конкретно к Фролову обращались, нам говорят, что у них такой программы нет, идите в муниципалитет. В муниципалитет обращаемся – Тыгин (глава Зеленодольского района – прим.) отвечает: «У нас нет такой программы». Мы вынуждены были обратиться к Степашину (Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»– прим.) и он нам на компакт диске прислал в прошлом году. Ее нигде ни у кого не было. И вот на последней странице подпись Минниханова, – демонстрирует документ Владимир Сапунов. – Тут говорится, что федеральный бюджет должен внести 4,3 млрд, а республика Татарстан 5,4 млрд рублей (вместо обозначенной суммы Татарстан внес в 27 раз меньше, 198 млн рублей – ред.). Подписано лично Рустамом Нургалиевичем Миннихановым!

– Таким образом программы была подменена, хотя была подписана?! Вот это сейчас пойдет в правительство Российской федерации! Я шутить не люблю, если я сказала, что дойду до президента, я до него дойду! Потому, что вот это – безобразие. Что творится то ребята? – вопрошала Наталия Евдокимова, глядя на помрачневших представителей республиканской власти. – Если действительно изменена программа после того, как она была подписана и после того, как были выделены средства из федерального бюджета… Это, вообще, о чем?! С моей точки зрения власти Татарстана выпустили из рук ситуацию на местах, и они там что хотят, то и творят.

В итоге Евдокимова пообещала подключить к разрешению этой ситуации главу СПЧ и советника президента России Михаила Федотова. Пока же решили без промедления создать специальную комиссию для урегулирования проблем аварийщиков. Ее состав пока не объявили. Сами трущобники настраивают – дорог каждый час.

– Ситуация не терпит отлагательств. На завтра уже назначен исполнительный материал. Если сегодня мы это не решим, то завтра к людям придут. Ситуация никуда не уходит, мы сидим, ее обсуждаем, оцениваем, но завтра в 9.00 к людям придут, – объяснил один из лидеров сообщества аварийщиков Виталий Папка.

– А можете вы сейчас связаться с приставом, – обратилась в председателю Общественной палаты РТ Анатолию Фомину Евдокимова.

– На приставов действует только решение судов, – ответил тот.

– Анатолий Алексеевич, простите меня пожалуйста за откровенность, но на приставов действует Тыгин, – посвятил в реалии зеленодольского судопроизводства главу палаты Виталий Папка.

Наталия Евдокимова объяснила, что существует правовой, предусмотренный законом механизм приостановления исполнительных производств. Видимо замглавы республиканского минстроя Алексей Фролов внял этим доводам и пообещал поговорить с главой Зеленодольска Александром Тыгиным. На этом и разошлись.

P.S. Дочь Марфуги Гадиевой сегодня приехать на встречу не смогла. 93-летней труженице тыла стало плохо и она осталась ухаживать за матерью. Кстати, о таинственном благотворителе, который, по словам республиканских властей обещал помочь семье с жильем, так ничего и неизвестно.


Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Местный 5 лет назад
    Складывается ощущение, что в Москве специально придумывают такие законы, чтобы потом на субъект «наехать» в случае чего.. вот так и живем
    • Рамиль 4 года назад
      Если есть за что, то почему бы и не наехать? В Зеленом же форменный беспредел творится! Местные царьки совсем нюх потеряли!
  2. Тимур 5 лет назад
    Если все что написано правда, то это полный беспредел.
  3. Ринат 5 лет назад
    А расследование то было? СПЧ разобрались?
    Похоже на партнерский материал
    • Аноним 5 лет назад
      Ринат, извините конечно, но почитайте еще другие материалы. Или посмотрите https://www.youtube.com/user/Dima0775
  4. Екатерина 5 лет назад
    Господи! Помоги этим людям!
  5. Сергей 5 лет назад
    Как всегда Татарстан впереди планеты всей! У нас и главный коррупционер библиотекарь! Зато у мэра ни кола, ни двора. Коррупция побеждена и можно всех силовиков бросить на освоение Путинских гектаров!
  6. Надя 5 лет назад
    Странно что именно у этой небольшой группы людей так неудачно сложились обстоятельства. По всей республике были благополучно расселены сотни тысяч людей, а здесь что?
    • Вася 5 лет назад
      Да чего уж там, миллионы! Миллионы и все плещутся в благополучии.
    • Екатерина 4 года назад
      Сложно назвать жителей 200 расселяемых домов, и это только в Зеленодольске, небольшой группой. В регионах республики апробируется новая программа(как вы видите, с очень жесткими для собственников условиями), которая и должна была стать образцом для всего Татарстана и других регионов.
  7. Андрей 5 лет назад
    Было бы не плохо реально разобраться в ситуации, как с юридической так и с этической стороны. Вопросов много, а ответы мы слышим исключительно от возмущенных аварийщиков. Где официальная позиция? Вопрос как к органам власти, так и к редакции.
    • Симур 4 года назад
      Официальная позиция: "Жрите, что дают. Иначе менты и приставы с вами разберутся"
  8. Рифат 5 лет назад
    Как хорошо Татарстан не получил суверенитет, народ душили и так беспридел.
  9. Аноним 5 лет назад
    Ужас, что творится в Татарстан. Тыгина, Мининханова в отставку немедленно. Совсем уже беспредельщики.
    • Анонимно 4 года назад
      Отобрать у них кормушку - ТЖФ и Акбарс банк
  10. Аноним 4 года назад
    Проблема Татарстана- коррупция!
    Благодаря действиям приближенных к власти депутатам РТ и РФ банк Татфондбанк стал банкротом. А коррупционеры вывели из банка 50 млрд.руб! Они обокрали
    15 000 человек человек!!!
  11. Горожанин 4 года назад
    А федеральные деньги пришли? Скорее они тоже только на бумаге.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!