«1 день — 1 экспонат»: ​чернильница Тукая

27 марта 2019
Культура


Сегодня в выпуске проекта «1 день – 1 экспонат» – вещь, ставшая свидетелем того, как создавались последние стихи Тукая – его чернильница, которую поэт привез из Санкт-Петербурга.

Значительными событиями в жизни Габдуллы Тукая стали поездки по стране. В 1908-м году он побывал в Нижнем Новгороде, спустя год посетил Симбирскую губернию, в 1911 году поехал в Астрахань. Весной 1912-го года поэт из Казани отправляется в Уфу, а затем в Санкт-Петербург. В столицу Российской Империи Тукая поехал по приглашению философа-богослова и общественного деятеля Мусы Бигиева. О своем приезде 20 апреля в столицу Габдулла Тукай писал:

«Восемь утра. Не слышно шума и грохота; темно, туманно, едешь в фаэтоне на резиновых шинах по улицам, мощенным деревянными шашками, словно идешь в валенках на толстой подошве. И до чего же высокие дома! Сам черт не разберет, где тут небо, где солнце. То ли пасмурно, то ли ясно, не могу описать свой приезд в этот город, как описал приезд в Уфу. Я поражен, я весь во власти величия этого города. Похожие друг на друга, мощенные шашками улицы. Конки не вызывают улыбки, как в Самаре, потому что рядом с ними и трамвай и автомобиль! Еду и считаю дома: «Сергиевская, 81». Стоп! Приехали!..
Нажал звонок. Было еще довольно рано. Оказалось, Муса-эфенди только что встал. Он вышел мне навстречу».

После обмена приветствиями и небольшой суматохи гостя устроили в кабинете Мусы Бигиева. Кровать, рабочий стол и книги, книги, книги. В большинстве на арабском языке.

Габдулла Тукай и Муса Бигиев

25 апреля поэт переехал ближе к Невскому проспекту в гостиницу «Казанская».

За 13 дней, что он пробыл в Петербурге, Тукай побывал в редакции татарской газеты «Нур» («Луч»), встречался с друзьями – журналистом, драматургом и театральным критиком Кабиром Бакиром, журналистом Габделкаримом Сагитовым, а также с местной татарской интеллигенцией. В Петербурге также состоялась встреча Тукая с учащимися татарской школы Санкт-Петербурга. В номер поэта пришла делегация из шести человек: три девочки, два мальчика и учитель Махмут Сипаев. Девочки подарили поэту букет цветов, а мальчики - оригинальную и красивую чернильницу.

Медная чернильница имеет оригинальную форму: на подставке сидит охотничья собака, рядом одежда охотника, его сумка и ружье, накрытые большой шляпой, которая служит крышкой. Чернильницу выбирали учителя школы и «попали в точку»: они нашли подарок ежедневно необходимый, долговечный и символичный. Собака – символ преданности и любви, дубовые листья, которые использованы в качестве декора – символ крепости и плодовитости.

Тукаю подарок очень понравился, поэт очень любил животных: современники вспоминали, как он любил играть с собаками и кошками во дворе редакции казанской газеты «Әлислах». В своих воспоминаниях «Тукай в Петербурге» современник Тукая, журналист, драматург, театральный критик Кабир Бакир подробно описывает историю этого подарка:

«После ухода детей, долго играл с собакой. Он иногда даже разговаривал с собачкой, повторяя при этом любимые строчки из своей уже ставшей очень знаменитой к этому времени сатирической поэмы-пародии «Сенной базар или новый Кисекбаш»: «Кинулась по следу вся собачья рать. Эй, хвосты кривые, разве вам догнать?».

Композитор Мансур Музаффаров, в семье которого оказалась чернильница, по завещанию его матери передал ее в Институт языка, литературы и истории имени Ибрагимова. Его мать, Махруй Музаффария – литератор, педагог, автор педагогических книг, была знакома и сотрудничала с Тукаем. Ее стихотворение «Знаменитые женщины» было опубликовано в газете «Әлислах», где в то время Тукай вел женский отдел «Женский мир». В 1949 году чернильница передана из Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР в Государственный музей ТАССР. Сейчас она находится в экспозиции Литературного музея Г. Тукая, рядом с еще одним предметом, который также связан со служением Тукая литературе и который поэт привез из Петербурга. поэт привез из Петербурга – со стаканом для карандашей.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Комментарии