Антология запретов Татарстана

24 марта 2019
Аналитика

Для детей и взрослых, православных и мусульман, чиновников, журналистов, оппозиционеров, меломанов… Большая антология, как напоминание, что Балтаси с запретом на зарядку мобильников — не единственный пример эпичных ограничений по-татарстански.

В отдельно взятом районе Татарстана применили экстремальный способ экономии — бюджетникам запретили заряжать на рабочем месте мобильные телефоны и злоупотреблять кипячением электрических чайников. Чайники разрешались лишь в комнатах для приема пищи — это, кстати, логично, если речь идет о противопожарной безопасности, однако в документе говорилось именно о мерах экономического характера. Эксперимент проводили в Балтасинском районе Татарстана, а подписал бумагу глава местного исполкома Айдар Хайрутдинов.


Требования «уплыли» в Сеть, собрали сотни комментариев — как ироничных, так и озлобленных. А в балтасинском исполкоме столь бурной реакцией, кажется, были удивлены. Пояснили: документ — обычная практика в бюджетных учреждениях, которая используется и в других регионах России. Спустя день, видимо, ознакомившись со всей массой откликов касаемо «обычной практики», скандальное распоряжение отменили.

«Второй абзац письменного указания руководителя исполнительного комитета № 723 от 18.03.2019 года в части запрета на подключение зарядных устройств телефонов, смартфонов и электрических чайников отменен», — это полное сообщение пресс-службы района, появившееся через сутки активных обсуждений мер экономии.

«Казанский репортер» по следам этой легендарной истории решил вспомнить другие эпичные запреты, введенные в Татарстане в разное время. Какие-то после подобных скандалов ликвидировали или упростили, другие — продолжают существовать.

Школьные запреты – на мессенджеры, телефоны и «пирожки»

В 2018 году глава управления образования Казани Ильнар Хидиятов заявил о вредности родительских чатов в мессенджерах — учителя должны минимизировать такие коммуникации, а в идеале чаты и вовсе следует запретить. От одного источника к другому информация менялась и, в результате, трансформировалась в запрет на мессенджеры, в первую очередь, WhatsApp. В мэрии поспешили заверить — требований не было, только рекомендации.

Еще интереснее было с запретом мобильных телефонов для школьников. После серии скандалов в школах — с угрозами в адрес учеников или кадрами, компрометирующими учителей, глава челнинского управления образования Винер Харисов объявил о провокациях со стороны детей. Кстати, та же идея прослеживалась и в недавнем выступлении министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова в Госсовете РТ.

Чтобы сократить число провокаций, школьникам решили запретить мобильники на занятиях – такой опыт уже есть в 26-й челнинской гимназии, перенять его должны и другие. Идею не оценили правозащитники — глава «Агоры» Павел Чиков призвал «школоту» рассказать о случаях притеснений. После начальник управления информационной политики и по связям с общественностью челнинского исполкома Римма Мухаметзянова связалась с «Казанским репортером» и сообщила, окончательные решения о запрете не принимались — «да» или «нет» говорит каждый родительский комитет в отдельности. История это произошла в январе 2019 года. Но еще в марте 2018-го Рафис Бурганов сообщил, что выступает «против использования телефонов в стенах школ» и рекомендует подобные запреты директорам.

В том же богатом на школьные скандалы январе 2019 года завучи в челнинской школе №13 не пустили в столовую ученика. Версии конфликта назывались разные — от неоплаченной порции до желания самого ученика спровоцировать педагогов, но дело было даже не в причине запрета, а в стиле общения педагогов. Так называемый запрет на «булочку» проверила прокуратура и потребовала наказать учителей за некорректные высказывания в адрес ребенка.


Музыка не для всех

В ноябре 2018 года в клубе «Нора» был сорван концерт московской электронной группы IC3PEAK. Сами музыканты заявляли, что им пришлось сменить несколько площадок из-за поступавших звонков с требованиями отменить выступление. В «Норе» допеть до конца тоже не удалось, через 40 минут после начала в клуб приехали экстренные службы и провели эвакуацию. В МВД РТ уточнили, отрабатывался сигнал о заложенном взрывном устройстве. Музыканты считают срыв концерта политической мерой, поскольку проблемы с выступлениями возникали и в других городах России.

В Казанском кремле предложили обращаться за комментариями в Министерство по делам молодежи. В министерстве сообщили, что запретов нет. В полиции заявили о возбуждении уголовного дела по факту срыва шоу (никого не поймали). А телеграм-канал MapPorn включил Казань в карту музыкальных «блокировок».

Религиозные запреты

В апреле 2018 года муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, отвечая на вопросы верующих, разъяснил, с точки зрения ислама бокс и кикбоксинг являются запретными. Думая о просмотре того или иного вида спорта, следует убедиться, что в нем нет элемента харама (греха). В боксе и кикбоксинге наносятся удары по лицу, но «даже при приведении в исполнение телесных наказаний по приговору суда это запрещено». Более того, даже от просмотра бокса и кикбоксинга следует воздержаться, равно как и от тренерской деятельности.

«Подобные зрелища чужды мусульманам и являются элементом западной культуры невежества», - добавил Самигуллин.

Главный шариатский судья ДУМ РТ Джалиль Фазлыев совсем недавно рассказывал о запрете на имена, не соответствующие исламской традиции. «Правильное имя», по словам Фазлыева, «должно иметь татарскую, арабскую, персидскую или турецкую основу». А «наш народ какие только имена не дает своим детям».

«Русские же никогда не дают своим детям имя Зухра, а мы чего только не придумываем, - говорил Фазлыев. – Хорошо, хоть возрождение религии началось, а то называли бы детей Перестройка».

Внимание следует уделять и значению имени. «Есть имя Данис, в переводе с арабского ого означает «отход». Ну, зачем так называть дитя?» - задал вопрос судья.

Среди запретов для православных верующих стоит вспомнить интересную трактовку ГУ МЧС России по РТ. В 2018 году любителям окунаться в купель на Крещение сообщили о существовании запрета на купание до освящения. К традиции с купелями осторожно относятся и в самой Русской православной церкви, объясняя, прорубь лишь внешний атрибут, а думать следует о внутренней составляющей праздника. Запреты и советы здесь могут трактоваться по-разному, возможно, поэтому, в версии 2019 года требование ждать освящения купели в релизе спасателей не появилось.

Протест запрещен, даже если вы хотите «быть с Владимиром Путиным»

Запреты митингов и шествий – дело частое. Даже на уровне Госсовета РТ депутаты говорили о растущем числе отказов в проведении акций и, опасаясь волнений татарстанцев, решили «проработать вопрос». В результате был изменен закон о митингах.

До проработки и корректив – в ноябре 2017 года, в Казани запретили митинг «Владимир Путин, мы с тобой». Не согласовали его по причине «отсутствия уведомления согласно требованиям федерального законодательства». Организаторы – представители «Общества русской культуры РТ», провели работу над ошибками и снова подали заявку, но городские власти опять «завернули» акцию в поддержку Путина. В конце концов, в декабре того же года инициаторы выступили с «официальным заявлением».

«По причине бюрократической волокиты, устроенной чиновниками городской управы по вопросу согласования мероприятия, упущены все сроки, в которые оно могло бы быть надлежаще подготовлено и проведено качественно и безопасно. Настоящим публично сообщаем, что вся ответственность за нарушение Федерального законодательства по митингам ложится конкретно на Отдел по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями (начальник Шакиров И.Г.) Выражаем также недоумение отсутствием всякой реакции со стороны руководителя Республики Татарстан Рустама Минниханова и главного «единоросса» республики Фарида Мухаметшина на просьбу вразумить казанских чиновников и предложение организовать сторонников Владимира Путина в нашем регионе на участие в данном митинге».

Реакция, к слову, так и не последовала. Тем временем, челнинский прокурор просит запретить паблики сторонников Алексея Навального. В суде он не смог пояснить, какие именно посты в пабликах вызвали тревогу, однако в иске говорится о роли сообществ в «привлечении новых сподвижников из числа несовершеннолетних» в целях «популяризации протестного движения».

Чиновникам тоже запрещено

На государственной и муниципальной службе всегда много запретов – такая работа. Например, в 2015 году госслужащим запретили пользоваться услугами зарубежных авиакомпаний при планировании командировок. Правда, от скандальных обсуждений мера не спасает – в 2019-м мы узнали, что на 7 перелетов в Москву замруководителя Аппарата кабмина РТ – управляющий делами, Сергей Коростелев может потратить в течение года 1 миллион рублей. Две поездки уже состоялись – за 142 и 115 тысяч рублей при цене экономрейса в 4-7 тысяч рублей. В кремле пояснили, что миллион - сумма с запасом.

Кроме всего прочего, у чиновников есть «черный» список сайтов, которые нельзя читать на работе. «Бизнес Online» был заблокирован «для повышения эффективности работы государственных служащих» - приказ подписали на уровне постановления правительства республики. В редакции издания посчитали подобный блок проявлением цензуры, в кремле ответили, что на уровне корпоративных правил мера вполне допустима.

Через несколько недель было объявлено и о блокировке «Idel.Реалий» - сейчас бан снят, чего не скажешь о «Бизнес Online». Но в этом году «Реалии» не пустили на заседание Совета по предпринимательству при президенте РТ. Нетрудно догадаться, что и в этой редакции считают, что попали под пресс цензурирования.

В нашей антологии лишь запреты, звучавшие громче прочих. Наверняка, список можно продолжать до бесконечности, но мы возьмем в себя в руки и пока остановимся.

Комментарии

  1. Иешуа 3 года назад
    Дай идиотам право отстаивать своё мнение, так они станут навязывать его не только другим идиотам, но и мудрецам, пытаясь опустить их до своего уровня, где они задавят их своим авторитетом, прикрываясь данным правом.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!