За два дня до сноса заказчик работ получил требование отвести технику, однако 15-й дом все равно был разрушен. По словам активистов, строители – под самый визит в Казань Владимира Путина, обещали дождаться рассмотрения заявки о признании объектов культурным наследием. А теперь, когда не сработал авторитет президента России, градозащитники планируют писать «хоть куда» - от «Бесогона» Никиты Михалкова до «Человек и закон» Алексея Пименова.
«Шумные» Арские казармы и через три с лишним года после достижения компромисса о сохранении первой линии не затихают. Битва за Октябрьский городок началась еще в 2012 году. В точке пика – в 2015-м, было принято решение, устроившее все стороны конфликта. Так казалось. Пока в начале этого года не запустили очередную стадию сноса зданий. Даже после требования Комитета по охране культурного наследия Татарстана остановить работу, «ковши» продолжили разбивать кирпичную кладку с более чем 100-летней историей.
«Думаю, они все равно все снесут, если мы дальше не пойдем. Такое ощущение, что надо ехать в Москву, даже не знаю куда… Я даже в «Бесогон» Никите Михалкову письмо отправила. Мне уже все равно, куда писать, раз проблема не решается. Хоть в «Человек и закон». Пусть разбираются», - говорит представитель защитников Арских казарм Татьяна Шангареева в беседе с «Казанским репортером».
«Все, мы на ваш сигнал отреагировали, остановили снос»
В феврале активисты обратились к председателю Комитета по охране культурного наследия Татарстана Ивану Гущину. Он попросил направить официальное заявление с требованием включить дома в список объектов культурного наследия. Так и сделали. Татьяна Шангареева представила все требуемые документы, а через несколько дней – в ночь на 6 марта, 15-й дом начали сносить.
«Причем, до этого я позвонила в ОНФ – Антону Медведеву, говорю, «Антош, будут сносить дом». Он – «нет, ты что, был Путин, и они пообещали – вот эти строители, что все останется как есть, подождут рассмотрения». Я говорю, Антон, будут сносить, а он опять - «не может быть», «откуда вы это взяли?», «люди пообещали клятвенно».
Интересен и другой момент. По всей видимости, застройщик знал, что снос запрещен, по крайней мере, до окончания срока рассмотрения заявки градозащитников. Но все равно начал работы.
«Камзеева (ведущий советник отдела археологии и учета объектов культурного наследия комитета Елена Камзеева – ред.) звонила и сказала – «все, мы на ваш сигнал отреагировали, остановили снос». Она даже не знала, что технику уже подогнали и добивают стены. Мы послали снимки, видео, и после этого никто, ничего, нигде и никак», - говорит Татьяна Шангареева, отмечая, говорил с чиновницей еще один житель городка, Михаил Томашевич.
Слова нашей собеседницы подтверждает и глава комитета Иван Гущин. Говорит, застройщика еще 4 марта оповестили о необходимости приостановить работы до 20 мая и не трогать первую линию, поскольку объекты включены в список, обладающих признаками культурного наследия. После шума в средствах массовой информации официальный комментарий появился и на сайте комитета.
«Учитывая, что по состоянию на 06.03.2018 объекты включены в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, комитетом в адрес застройщика направлено предписание о приостановлении проведения работ на объектах, расположенных по адресу: Республики Татарстан, г.Казань, Советский район, ул. Николая Ершова, д.1/2, д.1/13 и д.1/15. В течение 90 дней после проведения исторических исследований Комитетом будет принято решение включать данные дома в список выявленных объектов культурного наследия или нет».
К этому моменту 15-й дом был разрушен. А от имени исполнительного директора UD Group Алексея Фатхутдинова – заказчика работ, журналистам разослали комментарий о законности разбора зданий.
«Все работы ведутся в рамках комплексного освоения территории Октябрьского городка. Согласно разработанной концепции предполагается строительство многофункционального центра на территории под нежилыми зданиями № 1/11 и 1/16, а также жилыми домами № 1/2, 1/13 и 1/15 по ул. Октябрьский городок. Концепция освоения территории согласована утверждённым проектом планировки территории на основании Постановления исполнительного комитета МО г. Казани «Об утверждении проекта планировки территории «Октябрьский городок» №5409 от 29.12.2016 года».
Одни против – другие за
Отстоять Арские казармы пытались Татарстанское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, помощник президента РТ Олеся Балтусова, вся инициативная группа, где в том числе, состоит Татьяна Шангареева. Однако с самого начала процесс был сложным еще и потому, что не все жильцы хотели оставаться в старых квартирах.
«Мы пытались защитить исторические здания Арских казарм от сноса. Но жители Октябрьского городка толпами приходили к нам и требовали, чтобы мы прекратили это делать, потому что они хотят, чтобы их дома снесли, а их самих расселили в новые дома «Унистроя», - вспоминает Олеся Балтусова. - Мы хотим, говорили они, жить в благоустроенных квартирах, а не в зданиях, которые представляют собой историческую ценность, но совершенно непригодны для жилья. У нас хранятся их коллективные письма. Что мы могли сделать в такой ситуации?»
Согласна с позицией Балтусовой и заместитель председателя ТРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) Фарида Забирова.
«Мы сделали все что могли, добились включения магазина и детского сада в границы исторического поселения, чтобы сохранить хотя бы это здание. Но статус ценного градоформирующего объекта его от сноса, увы, не спас. К сожалению, это наш проигрыш, - рассказала она журналистам в день сноса. - Что касается тех домов, где люди жили в коммуналках, то там, конечно, условия были ужасные. Кроме всего прочего, в них завелся домовой гриб, победить который очень трудно, и поэтому люди мечтали оттуда съехать. Сейчас все они переехали в новые квартиры, а те, кто живет в соседних, благоустроенных домах, пишут письма в Минкульт РТ и другие инстанции с требованием сохранить исторические здания Октябрьского городка».
Раскол – многолетний процесс, объяснила нам Шангареева. Сначала активисты выступали за снос зданий, затем требовали оставить их. Апеллирует наша собеседницы к петиции 2015 года, которая, по ее мнению, и должна была стать инструментом продолжения борьбы.
«ТРО ВООПИиК (авторы петиции – ред.) не просто подписи людей с улицы пособирали, это же серьезная организация. 1000 человек подписали, направили президенту (Рустаму Минниханову – ред.) После этого Минниханов надавил, и они (заказчики работ – ред.) обещали оставить первую линию. При чем тут жители городка и их сопротивление? А теперь снесли здания, которые даже градоформирующими объектами не были. У домов нет статуса, которые сейчас торопятся сносить. Я уже два письма написала им, в тетрис этот ваш играть не надо – никому не нужен ваш новодел, который вы там построите. Они же сносят экскаваторами, даже не зарисовывают, как это было. Для дурачков все это рассказывают. Тогда и не надо восстанавливать, пусть они домой себе эти кирпичи унесут, и там восстанавливают - на могилки себе оставят, памятники сделают себе из этого кирпича».
«Тетрис» — это обещание UD Group воссоздать здания детского сада и военторга, демонтированные в 2016 году в 150-200 метрах от предыдущей локации. По большому счету, для всех объектов первой линии предусмотрен один и тот же план.
«При проведении работ по реконструкции зданий, UD Group намерен максимально использовать исторические материалы. Кирпич с демонтированных детского сада и военторга сохранен. В случае необходимости, при проведении восстановительных работ, строительные материалы могут быть взяты с попавших под расселение домов», - отмечено в комментарии Фатхутдинова.
Активисты в возможность восстановления не верят. В этой истории вообще очень много эмоций, и это вполне понятно – спор длится почти семь лет, и до разрешения пока далеко.
К защитникам из числа жителей городка присоединились и гражданские активисты. 19 марта они провели серию одиночных пикетов - у Казанского Кремля, здания министерства культуры, офиса продаж «Арт Сити» и на улице Баумана, пытаясь «привлечь внимание к сносу памятников архитектуры». Участники говорили об опыте стран мира в сохранении объектов, подобных Арским казармам.
«В городе Коувола в Финляндии казармы императорской армии, построенные по аналогичному проекту, признаны национальной культурной средой. В городе Карс в Турции идентичные постройки, оставшиеся от гарнизона российской императорской армии, охраняются государством. В США в штате Коннектикут есть очень похожие на казанские здания казарм, оба этих задания построены в начале 20-го века».
Пикетчики требовали от властей Татарстана внести Арские казармы в реестр памятников и взять исторический объект под охрану. Власти ответили голосом официального представителя Казанского кремля Лилии Галимовой.
«До того момента, когда возникла эта ситуация, и помощник президента РТ Балтусова в общении с жильцами этого помещения отмечала совершенно противоречивые, противоположные мнения. Определенная их часть настаивала на том, что они хотят съехать оттуда и получить новое жилье, более благоустроенные квартиры. Ситуация достаточно непростая. Комитет сейчас занимается дальнейшей судьбой оставшейся части, - сообщила Галимова. - Вопросы, связанные со статусом этих объектов несмотря на то, что есть утверждение, что они составляют определенную ценность, все-таки определяют прежде всего эксперты, а не просто общественные деятели, которым кажется, что это очень ценно».
Пока мы можем поставить лишь запятую в споре. Наверняка, до 20 мая появятся и другие детали истории спасения или уничтожения Арских казарм.
Досье
Комплекс Арских казарм (в советские годы – Октябрьский городок) был построен в 1903-1911 годах. Первоначально он состоял из 12 зданий, после 1945 года достраивался. В дореволюционные годы в Арских казармах размещались артиллерийские части. А в послевоенное время городок принадлежал Высшему артиллерийскому командному училищу имени маршала артиллерии Чистякова (бывш. Казанское артиллерийское техническое училище). Оно подготовило 25 тысяч офицеров для российской армии.
В 2011 году состоялся последний выпуск, после чего училище было расформировано. 37 га занимаемой им земли Министерство обороны передало Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Регина Алендеева.
Комментарии