Рафис Бурганов о пути к десятке лучших, школьных конфликтах и колумбайне

19 марта 2019
Общество

Министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов выступил с докладом на сессии Госсовета РТ, в заседании принимал участие и президент РТ Рустам Минниханов. Рассказал Бурганов о растущих заработных платах педагогов, решении проблем с местами в школах и детских садах, а также конфликтах в образовательных учреждениях – «ученик провоцирует педагога», и безопасности школ – «застраховаться на 100% не получается». «Казанский репортер» делится главными тезисами выступления в цитатах.

Вся работа системы образования подчинена цели о вхождении в 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования – это задача для всей страны, и Татарстан становится частью общей работы. С другой стороны, внутри региона работа проводится в соответствии с показателями Стратегии-2030 – они, кстати, были изменены накануне. Это вводная часть, а теперь – детали в цитатах Рафиса Бурганова.

Места в школах и детских садах

В 2019 году темпы строительства образовательных организаций не просто будут сохранены, а заметно вырастут. В этом году в республике уже открылся 1 детский сад, продолжается строительство еще 29, из них 27 строится в рамках национального проекта «Демография». Их ввод планируется до конца 2019 года. Строительство этих детских садов позволит дополнительно создать более 6 тысяч мест.

Программа строительства детских садов будет продолжена и в последующие два года (2020-2021). Планируется создать более 9 тысяч мест. Это должно обеспечить всех нуждающихся детей местами в дошкольных образовательных организациях к 2022 году, в том числе, до 3-х лет.

В 2018 году построено и введено в эксплуатацию 10 школ н 5,5 тысяч мест. В настоящее время осуществляется строительство семи школ и трех пристроев к существующим зданиям школ. Открытие объектов позволит создать дополнительно более 9 тысяч мест.

Маломобильные ученики, дети с особенностями развития могут обучаться в 12 образовательных организациях.

Высокомотивированные дети

Общее образование должно быть качественным, а дети – высокомотивированными. Таких детей разыскивают, поддерживают и развивают.

«В республике сформирована образовательная сеть для одаренных учащихся, включающая 15 специализированных образовательных организаций интернатного типа. Координационным центром олимпиадного движения является Республиканский олимпиадный центр».

В целом же, по результатам государственной итоговой аттестации в Татарстане в 2018 году можно отметить положительную динамику среднего балла по 11 предметам из 14. В целом увеличилось количество высокобалльников и количество выпускников, получивших 100 баллов.

Школьные конфликты

Министра попросили оценить растущее число конфликтов в образовательных учреждениях – между детьми и педагогами, в особенности.

«Мы на эту тему проводили и родительское интернет-собрание, на которое приглашали большое количество специалистов. И надо понимать, что в наших реалиях отношения учитель – ученик – достаточно серьезная проблема. Но и тот, и другой сегодня выступают субъектами взаимоотношений, - сказал Бурганов. - Есть правило – субъекты в этих условиях должны быть равноправны. Но, учитывая, что педагог более мудрый, опытный – он старше, мы подневольно возлагаем на него большую ответственность за эти взаимоотношения. Хотя сегодня очень много случаев, когда вольно или невольно ученик провоцирует педагога на те или иные действия. И каждый конкретный случай мы стараемся с учетом того, кто был неправ. Не так, чтобы один прав, а другой виноват».

В завершение министр призвал общество «немного успокоиться на эту тему» и сдержанно смотреть на вещи, поскольку в школе происходит тоже самое, что и в обществе. «Мы все участники процесса, и должны активно на него влиять».

Кстати, на уровне министерства декларируется задача по развитию инклюзивной культуры. Это значит, что «каждый, обучающийся в школе, должен чувствовать себя комфортно».


Аттестация, зарплата и ноутбуки для учителей

Важное направление работы в части профессионального развития педагогов - педагогическая аттестация. Ее процедуры совершенствуются на федеральном уровне. В 2018 году Министерством образования и науки Республики Татарстан приняты меры по модернизации региональной системы аттестации.

В соответствии с «майскими» указами президента Российской Федерации по итогам 2018 года целевой уровень средней заработной платы достиг плановых показателей по всем категориям работников системы образования (кстати, по медикам в 2019 году иная картина).

Необходимым условием развития системы профессионального образования является объективная независимая оценка качества подготовки кадров. Поэтому, с 2017 года республика участвует в пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия».

В рамках проекта «Ноутбук – учителю» в 2018 году в общеобразовательные организации было поставлено почти 18 тысяч персональных ноутбуков для учителей. Таким образом, мы обновили парк ноутбуков, закупленных в 2010-2011 годах.

Безопасность на фоне «колумбайн»-атак

«Застраховаться на 100% не получается. Если уж говорить о ряде случаев – взять случай в Перми, все вроде было вовремя, и на вахте были люди, которые проверяли документы – и попадание было не через дверь всех этих, и бутылки со смесью, и милиция вовремя приехала, и ЧОП правильно сработал, и дети в торговый центр ушли. Но случай сам произошел, - сказал министр. - Что касается необходимых мер, которые должны предотвращать такие случаи, максимально это, конечно, тревожные кнопки. Рустам Нургалиевич эти вопросы по всем школам закрыл. В семи школах мы модернизацию провели. Во всех новых строящихся школах, дошкольных образовательных учреждениях, во всех объектах, которые выходят с капремонтом эти вопросы заложены в проекты. И, конечно, здесь самый основной вопрос бдительность всех – и учеников, и педагогического коллектива, и взрослых. Если мы эту обстановку бдительности сможем еще на более высокий уровень поднять, думаю, эффективность от всего этого будет еще выше».


Работа с сиротами

В Татарстане функционирует 11 зональных школ приемных родителей. В 2018 году в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот 297 человек получили жилье. В то же время, 100 детей были возвращены из приемных семей. Показатель критический.

«Что касается возврата детей из приемных семей, к сожалению, такие случаи есть. И в 2018 году 100 детей из опекунских семей были возвращены по разным причинам. Где-то родители отказались, где-то органы опеки увидели, что не соблюдались условия для детей – сами возбуждали возврат детей. Несмотря на то, что в детских домах у нас все по нормативу есть, никаким нормативом не определишь долю материнского, отцовского участия. Поэтому мы думаем после возвращения, в какие семьи можно было бы определить. Конечно, с этими детьми потом работают и психологи. Испытания проходят потенциальные приемные семьи, но, к сожалению, бывают такие случаи».

Национальное образование и татарский язык

В Послании Госсовету РТ президентом была поставлена задача совершенствования системы национального образования, создания Национального педагогического института. В ноябре 2018 года в структуре Казанского федерального университета (КФУ) была создана Высшая школа национальной культуры и образования им.Габдуллы Тукая. В рамках приемной кампании 2018 года осуществлен первый набор 125 студентов на обучение в Высшей школе по специально разработанным образовательным программам с двойным профилем подготовки.

В 2018 году более 1200 учителей татарского языка и литературы в связи с изменением учебного плана прошли профессиональную переподготовку по другим специальностям. В настоящее время все учителя трудоустроены в образовательные организации республики.


Научная деятельность

«Татарстан планирует принять участие в создании Научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ) на основе интеграции ведущих научных и образовательных организаций республики по приоритетным направлениям науки и технологий. Кроме того, на базе одного из ведущих вузов (КФУ) республики планируется создание специализированного учебно-научного центра (СУНЦ), в рамках которого будут реализовываться программы основной и старшей школы с углубленным изучением отдельных дисциплин в соответствии с приоритетами научно-технологического развития страны.

Наметилась положительная динамика внутренних затрат на исследования и разработки. В прошедшем году их прирост составил почти 30%, а общая сумма расходов впервые превысила 16 млрд рублей.

Трехъязычные школы Шаймиева

«Новым этапом в развитии республиканского образования станет создание полилингвальных образовательных комплексов, которые позволят обеспечить конкурентное образование на русском, татарском, английском языках, воспитать подрастающее поколение в духе межнационального согласия.

Они станут гарантом реализации права жителей республики на изучение государственных и родных языков, позволит выстраивать образовательную траекторию каждого ребенка с учетом его личных интересов и запросов семьи».

В деталях о проекте полилингвальных школ мы рассказывали чуть раньше.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!