PROFI

​Мы не жалкие букашки. В Казани создали спектакль о невидимых супергероях

15 марта 2019
Культура


9 и 11 марта в Творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера спектакля «Копеподы. Путь. Исследования». Постановка в жанре документальной эко-драмы создавалась на беспрецедентном для нашей страны проекте – первой в России театрально-научной лаборатории «Аннигиляция», прошедшей в ноябре прошлого года в Казани. Проект представляет собой синтез научных исследований и актуального театра. Исполненный драматизма эскиз об истории веслоногих рачков Чёрного моря вырос в полноценный спектакль.

Многие удивительные истории об этих рачках можно было бы превратить в спектакль. Копеподы – ключевой фактор экологии нашей планеты, о которых, кроме ученых, мало кто знает. Эти микроскопические существа поддерживают чистоту мирового океана, поглощают большую часть углекислого газа, выделяемого на Земле, и являются важнейшим звеном пищевой цепи для морских обитателей. Копепод – самое сильное и быстрое существо на свете, относительно своих размеров. Если мы переведём его пропорции в человеческие, то получим невероятного супергероя, который легко подпрыгнет на километр и сможет разогнаться до тысячи километров в час. Копеподов изучают со времён Аристотеля. Современные учёные скрупулёзно исследуют их строение в попытке создать сверхбыстрого робота.

Или, скажем, с начала 2000-х годов присутствие копеподов в водопроводной воде Нью-Йорка внезапно стало уникальной религиозной проблемой (до этого их веками просто не замечали). Правила кашрута запрещают иудеям принимать в пищу моллюсков, а городское руководство, считает их присутствие в воде полезным. Неоспоримыми победителями из этой необычной коллизии вышли нью-йоркские бизнесмены, специализирующиеся на установке домашних фильтров по очистке воды. Или знаете ли вы, что мультипликатор Стивен Хилленберг, создатель Спанч Боба, гидробиолог по образованию. А главный злодей мультсериала – планктон Шелдон – копепод, которого никто не принимает всерьёз из-за микроскопических размеров и раздутого эго. Ирония состоит в том, что окормляющие огромный мировой океан создания представлены в мультфильме героем-одиночкой, в ресторан которого никто не ходит.


Денис Алтухов – гидробиолог из Севастополя, один из создателей казанского спектакля. В 2014 году он оставил науку ради театра. А работы отдела планктона Института биологии южных морей, в которых Денис принимал участие, стали основой казанской постановки. Вот где происходит действительная аннигиляция: учёные идут в искусство, а режиссёры в поисках новых смыслов устремляются в науку. Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, режиссёры «Копеподов», вместе с актёром Денисом Крутовских, исполнителем роли учёного, в феврале отправились в экспедицию в Севастополь. Здесь их встретил Денис Алтухов и они вместе произвели забор воды, побывали в лаборатории микропланктона и привезли в Казань живых черноморских веслоногих рачков.

Четверо актёров говорят от имени четырёх морских обитателей: это два копепода и два хищных гребневика-вселенца, занесённых в Чёрное море вместе с балластными водами. То есть за каждым голосом стоит неисчислимое множество представителей его вида. И всем им актёры придают человеческие черты. Oithona nana (Алёна Пулуди) – беззаботно живущая девушка, у которой на первый взгляд всё в жизни ок, самоуверенный нарцисс Mnemiopsis leidyi (Аскар Галимов), расчётливый и спокойный Beroe ovate (Олег Ершов) и, наконец, Oithona davisae (Анжелика Ермакова) – умеющая приспосабливаться и потому ставшая доминантным видом. Гибель одного-единственного представителя копеподов становится экологической катастрофой – следом меняется и обедняется вся морская фауна и экосистема её бывшего ареала обитания.

Актёрское представление прерывает грубоватый копеподолог (Денис Крутовских), которого не устраивает, что «театр жрёт науку». Так начинается вторая часть спектакля – «Путь». На экране проецируется смонтированная запись экспедиции на Чёрное море, а затем транслируется происходящий на сцене лабораторный процесс изучения копеподов под микроскопом – фиксация и препарирование рачков, для определения вида и свойств. Зрители оказываются непосредственными участниками научного опыта.

Заключительная часть – «Исследования» – вновь соотносит копеподов и человека. Мы видим сопоставление визуальных проекций фаллопиевых труб, серпа и молота с абрисами рачков. Графики разводов в СССР и РФ с 1950 по 2005 год, соотнесённые и странным образом коррелирующие с графиками присутствия в море копеподов. И контуры Татарстана, наложенные на контуры Чёрного моря, похожие друг на друга. Молчание есть исчезновение. Копеподы вымирают, и непоправимо нарушается экосистема морей, мы перестаём изучать языки и теряем невосполнимую часть своей культуры. А неравнодушные учёные и актёры могут лишь зафиксировать масштаб катастрофы.

У спектакля уже начала складываться фестивальная судьба. Ближайшие показы «Копеподов» состоятся 25 апреля в Нижнем Новгороде на фестивале «Театральная стрелка» и 11 июня Москве на фестивале «Noname».


Андрей Абросимов.

Материалы по теме
​Безумство красок «Другого измерения»
10:10, 10 октября
Культура
​Спокойно, Маша, я – Петруша. На сцену ТЮЗа вывели «Капитанскую дочку»
10:10, 10 октября
Культура
​Простые истины Александра Славутского
05:09, 9 сентября
Культура
Театр Рашида Загидуллина. Конец эпохи
08:09, 9 сентября
Культура

Комментарии