«Наши дети хуже кутят». Многодетные семьи по суду лишились квартир в Татарстане

Компенсация в 281 тысячу рублей и предложение в течение пяти дней покинуть квартиру. Миляуша Терскова переживает те же круги, что и Наталья Шахманова в 2018 году. Обе – многодетные мамы. Обеим заявили, не можете платить за ипотеку – сдавайте малышей в детдом. И первая, и вторая не в обиде за такие слова, ведь только после той шумихи удалось хоть как-то сдвинуть дело аварийщиков с мертвой точки. «Казанский репортер» продолжает цикл историй о спорной программе расселения аварийного жилья – напомним, больше материалов можно почитать по ссылке.

В ожидании приставов

Верховный суд Республики Татарстан вынес решение по делу Терсковой 11 марта. Уже в конце этой недели приставы вправе принудительно вывезти семью из однокомнатной квартиры в центре Зеленодольска. Суд первой инстанции постановил предоставить жилье взамен – на условиях социального найма, однако исполком оспорил это решение, и теперь маме с тремя детьми предлагают съехать с компенсацией в размере 281 тысячи рублей из единственного жилья.

Хитрость решений судов в следующем. В первой инстанции Терскова не заявляла требование на предоставление социального найма, а настаивала на передаче квартиры в собственность, пояснил представляющий интересы аварийщиков Сергей Сычев.

«Но еще интересней оказалось выступление прокурора в суде, - добавил юрист. – Оценку он должен был дать именно в части требований о выселении, однако прошелся по всем пунктам решения суда, на тот момент еще не принятого. Другими словами, именно прокурор Кириллов заявил, что предоставление другого жилья на условиях социального найма незаконно, а на предоставление квартиры в собственность истица права не имеет».

Фактически, Кириллов выступил против Терсковой, нарушив, тем самым, закон, уверен Сергей Сычев. Сама героиня спора – Миляуша, показывает «Казанскому репортеру» ответы из районной прокуратуры, противоречащие сегодняшней позиции обвинителя. Еще летом 2018 года ей предлагали просить о внеочередном получении жилья по договору соцнайма и подать встречный иск к исполкому.

«Мы стояли в двух очередях – по инвалидности, и в обычной очереди, в связи с опасностью проживания, статья 57. Даже прокуратура написала мне об этом. Такой же ответ пришел с госуслуг (система «Народный контроль» - ред.) Если ваш дом признан аварийным, и некуда идти, вам обязаны дать в срочном порядке жилье. Получается, у меня есть прокурорский ответ, был депутатский запрос Нафикову (прокурору РТ – ред.) и там говорилось, что вам присудили социальный найм и мер прокурорского реагирования не будет. И вдруг на суде у меня встает прокурор Кириллов и говорит: «в собственность не давать, соцнайм не давать, лучшим вариантов будет выкупная цена по иску исполкома. Так все вывернул, что мне полагается 281 тысяча рублей и улица. Получается, прокурор пошел против Нафикова».

В очереди по инвалидности Терсковы были 16-ми в 2016 году. Миляуша говорит, что квартиру можно было найти еще тогда, однако глава Зеленодольского района РТ Александр Тыгин сообщил ей, что подвинуть никого не может, да и квартир свободных нет. В то же время, теперь семье предлагают временное жилье в доме 2012 года постройки. «Так значит, были квартиры пустые? Или они по какой-то причине освободились?» - спрашивает Миляуша.

Сегодня место в очереди по инвалидности потеряно. Наша собеседница говорит, что «упустила момент», пока судились, и сын потерял статус инвалида. Проблемы у мальчика с рождения – кишечная непроходимость, которая сегодня перешла в хроническую форму. Ребенок пережил семь операций, самая тяжелая была в три года – у малыша остановилось сердце, и в период восстановления он не разговаривал. Миляуша надеется вновь добиться получения инвалидности, вопрос получится ли. В основной очереди Терсковы стоят под номером 869 – «они говорят, 30 лет живите, тогда получите». Куда идти, когда квартиру попросят покинуть судебные приставы, неясно. Временное жилье дают лишь на 11 месяцев и, фактически, это означает лишь отсрочку. А что потом?

«На социальный найм я вполне могла бы согласиться. Коммерческий – непосильная ноша, к тому же такое жилье не смогут наследовать мои дети, его нельзя оформить в собственность. А «времянку» попросят покинуть меньше, чем через год. Я не отказываюсь переезжать, но и подписывать документы, которые лишили бы меня и моих детей собственности, не буду».

Есть и еще один нюанс. Квартиру Миляуша покупала на средства материнского капитала. И сделку оформил Пенсионный фонд, не сказав, что дом аварийный (или не зная об этом). Теперь семье предлагают компенсацию ниже маткапитала, но УПФР по РТ этот момент, по словам нашей собеседницы, не трогает. Миляуша настаивает, по жилищным нормам она вправе рассчитывать на 18 квадратных метров площади на человека. Однако это право, по непонятным причинам, не учитывается татарстанской программой расселения аварийного жилья.

Не можете платить, сдавайте детей в детдом?

Зеленодольские многодетные семьи гремели в прошлом году на волне скандального высказывания уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачиной. По всей видимости, прозвучала фраза в одной из эмоциональных бесед с аварийщиками. Подтверждают это и Наталья Шахманова, и Миляуша Терскова. Однако подчеркивают, в судебных процессах и на официальном уровне омбудсмен встала на их сторону. А в случае с Шахмановой уполномоченный по правам ребенка даже обращалась к президенту РТ Рустаму Минниханову. Наталья почти три года выплачивала ипотеку за квартиру, которую уже признали не ее собственностью. И решить проблему помогла только омбудсмен. Добавим, сама Гузель Удачина в прессе заявляла, что слов о сдаче детей в приюты не говорила, а сама история - «фейк годичной давности». Наталья Шахманова и сегодня настаивает, что в ее распоряжении есть запись, однако в ход она ее не пустит, потому что омбудсмен оказалась единственной, кто в конце концов встал на ее сторону.

«Она, конечно, сказала такие слова – про «не можете платить». Потом мне позвонила, отругала. И я ответила, такой разговор получился... Но потом-то именно она мне помогла. И судить нужно по поступкам, а не по словам. Я благодарна, что она, действительно, что-то делает. Потому что, платить 9,5 тысяч рублей ежемесячно не за мое, это, сами понимаете, преступление. Поэтому и плачешь на судах, что не можешь правду доказать, а тебя еще и оскорбляют».

Спрашиваем – какие оскорбления звучали? Оказалось, резкие высказывание в ходе судебных заседаний допустил руководитель департамента жилищной политики Зеленодольска Нияз Мингазов.

«Чо нарожала?» - Мингазов мне тогда говорил. Смеялся еще, мол, кирпич тебе на голову в этом доме упадет. Все суды издевался, даже на Верховном суде ему прокурор замечание сделал. С суда выхожу и реву, не могу доказать, что нам идти некуда. Даже сейчас, когда начинаю говорить, все внутри дрожит от того, что не найдешь тут правды. Как перед богом говорю, сейчас бы детей собрала и поехала в посольство Германии, как беженка. Родители меня держат, я одна у них осталась».

Наталья Шахманова ходила по тем же кругам, что и Милуяша, прошлой осенью. На временное жилье семья согласилась, потому что в «аварийке» жить стало опасно – не из-за ветхости, а из-за мародеров.

«Наш дом – на Гоголя 27/8 мародеры к тому времени совсем разбомбили. У меня даже запись осталась, где «слесарь» пришел батареи снимать и заявил, что срезает их по поручению МВД. Представляете? И как после этого оставаться? Мы поехали в предоставленное жилье. А теперь уже и прописки в паспорте нет. Бомжи с 2018 года. Да и временное жилье, мне кажется, предоставили только на волне шумихи с Гузель Любисовной».

К осени квартиру придется покинуть. Что делать дальше, неясно, как и в случае с Миляушой. Районные власти на контакт не идут, да и, по большому счету, неясно, о чем говорить. С точки зрения «закона», обязательства перед семьей выполнены. Конечно, если законными обязательствами считать выселение на улицу.

«Наши дети хуже кутят. Ребенок не успел родиться, и наше государство превратило его в бомжа. И каким будет наше будущее? Говорят: люди, рожайте, будем вам помогать. А будущего у детей нет. Моему ребенку 3 года, а ему жизнь ломают. Уж никогда не дам в обиду своих детей, но защищаться от государства, это знаете… Я как-то стараюсь справляться, и, наверное, меня этот случай очень многому научил, сделал сильнее, увереннее, упорнее. Нужна ли помощь? Да нет. Нам только стены бы свои, чтобы жить было где, а с остальным я справлюсь».

3 тысячи аварийщиков только на один Зеленодольск

Власти Татарстана считают программу расселения аварийного жилья с компенсацией, как минимум, в два раза ниже рыночной стоимости, законной. К компенсации «плюсуют» предложения взять социальную ипотеку или согласиться на коммерческий найм. Многие, кстати, соглашаются, а затем не знают, как гасить долги. Но есть категория вынужденных переселенцев, которые уже сейчас понимают, что не могут позволить себе ни ипотеку, ни найм. Чаще всего среди них пенсионеры и семьи с маленькими детьми. Только на один Зеленодольск, по версии властей, приходится 3 тысячи аварийщиков.

Чуть раньше мы рассказывали о Гузель Карповой и ее 17-летнем сыне-инвалиде. Исполком пытается выселить их на улицу, несмотря на решение суда о предоставлении квартиры на условиях социального найма. После скандала в СМИ районные власти взяли паузу, судебная тяжба приостановлена на месяц. Пока же аварийщики делают все возможное, чтобы их услышали. На прошлой неделе в Зеленодольске прошел митинг, в котором приняли участие лишившиеся жилья из разных точек республики. В видеохрониках они рассказывают о своих проблемах.


Регина Алендеева.

Комментарии

  1. Татарин 4 года назад
    Надо остановить судейский без предел, они нарушают законы Конституции, творят беззаконие!
  2. ??? 4 года назад
    Это что за твари в зеленодольском исполкоме обитают?
    • Татьяна 4 года назад
      В высокогорcком тоже такие же!
  3. Светлана 4 года назад
    Какое странное расселение. Дом аварийный,выезжайте в чистое поле,и пофиг,что это ваше имущество. А, где Конституция, а, где гарант наш?
  4. Марсель 4 года назад
    если дом аварийный , то надо ждать пока дом разрушится и там они все разом сдохнут?, ну расселили бы их в такие же дома похожие на их.
  5. Зульфат 4 года назад
    Суки они все, не могут многодетным, жельем обеспечить а ещё просят рожать демографию повышать. Стыдно за такое правительство, стыдно.
  6. Юм15 4 года назад
    Вся суть местных властей чтоб отказать, зажать, не выделять. Потому что иначе будет трата бюджетных денег, а там проверка найдет превышение полномочий и прощай госслужба (с уголовным делом). При этом пуск одной ракеты в Сирии стоит как десяток квартир
  7. Аноним 4 года назад
    мы, с нашим руководством, не можем выполнить собственные законы, зато мы с нашим руководством?? можем ...э
  8. Рафа 4 года назад
    Ну что можно сказать, зажравшиеся твари седят во власти.
  9. Линар 4 года назад
    конченые твари
  10. Гиги 4 года назад
    Нужно кутить лучше?
  11. Надежда 4 года назад
    И так кругом-беспредел! О нас вытирают ноги,а мы все терпим. Если такова буква закона-надо не ей следовать,а менять эту самую букву. Вот о чем должна думать прокуратура
  12. Валентина 4 года назад
    Нужно правительство штурмом брать! Кому оно нужно если такое отношение к людям?
  13. Ильдар 4 года назад
    А нельзя придти и отметить судебный приказ, я не юрист, но что то подобное прокатывает
  14. Надежда 4 года назад
    Слов нет. Власть которая должна защищать доводит людей до такого состояния. Совести нет ни капельки.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!