Школьный омбудсмен против «травматов и ножей» в карманах родителей

12 марта 2019
Общество

Большинство обращений в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Татарстане касались сферы образования – здесь и школьные конфликты, и очереди в 1 класс, куда родители приходят с «травматами и ножами». Решение проблем накануне искали в Госсовете РТ.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Гузель Удачина представила доклад о своей работе в 2018 году. Пункты обсудили на заседании комитета по социальной политике Госсовета РТ. Среди самых острых – школьные конфликты. «На лету» участники обсуждения обменялись вариантами решения проблемы.

Проблемы «школьных конфликтов» в докладе Удачиной были представлены шире схемы «учитель – ученик». Чуть раньше «Казанский репортер» рассказывал о резонансных случаях с угрозами учителей в адрес учеников, недопуском школьника в столовую и решении отобрать у школьников мобильные телефоны, чтобы информация о спорах не попадала в Сеть. Омбудсмен назвала новые грани конфликтов, в том числе, в сфере дошкольного образования.

Очередь за образованием

Если вопрос очередности зачисления детей в детские сады Татарстана решить удалось – здесь все проводится в электронном виде, то в школах по-прежнему можно встретить родительские живые очереди. Предпочтение отдают именно рукописным заявлениям, в результате у семей уже нет «равных стартовых возможностей» и живая очередь сама по себе становится причиной конфликтов между родителями.

Самый свежий пример – зачисление первоклассников из ЖК «Солнечный город». Людей в районе становится все больше, мест в образовательном учреждении – все меньше. Новую школу должны были построить еще пару лет назад, но на ее месте, по словам жителей, вырос Центр волейбола. В результате сейчас, чтобы записать детей в первый класс, родители занимают очередь «с травматами и ножами».

«В прошлом году, когда началась запись в первые классы, туда даже ОМОН приезжал, чтобы родителей разнимать. Люди трое суток в очереди стояли взвинченные. Некоторые папы с травматами и ножами пришли, чтобы, не дай бог, кто без очереди не пролез, – цитирует одну из жительниц микрорайона, Наталью Филиппову «Вечерняя Казань». – Народ у нас тут кипел, как на украинском Майдане, который нам по телевизору показывают! Директор школы сама чай родителям на подносе выносила, чтобы успокоить. Набрали триста с чем-то первоклассников, остальным сказали: «Нет мест».

В новом учебном году ситуация повторится, полагают жители.

«35-й лицей давно трещит по швам. Туда в первую очередь зачисляют детей сотрудников МВД, также учатся дети из медгородка для сотрудников РКБ, из ЖК «Лесной городок», «Соловьиной рощи», нашего «Солнечного города». Там даже второклассники и третьеклассники учатся во вторую смену, хотя начальные классы должны ходить только в первую!» – говорит о проблеме Наталья.

К слову, в детских садах, придя к электронной очереди, забыли о здравом смысле, продолжила свой доклад Гузель Удачина. По закону в садик зачисляют с трехлетнего возраста, и в ряде дошкольных образовательных учреждениях к этому правилу относятся слишком ревностно. Например, если малышу исполняется три года через неделю после Дня знаний, он может потерять место – родителям предложат подождать еще год. Пока решить эту проблему удалось только в Казани – здесь пограничной датой назвали 1 ноября. Впрочем, и такая отсрочка, по мнению Гузель Удачиной, недостаточная мера, хоть и разумная на фоне районных перегибов.

Омбудсмен, чтобы не было «драк»

Права детей в школах следует защищать. Точно также, как и права педагогов. Гузель Удачина предложила подумать о создании конфликтных комиссий в помощь детям и родителям.

Сегодня родители не знают, как следует действовать, если им кажется, что ребенок был обижен. Вместо беседы с директором, идут в прокуратуру или обращаются в СМИ. Нужен понятный алгоритм решения конфликтных ситуаций, полагает Удачина. Дополнением к работе комиссий станет «типовой регламент по разрешению конфликтных ситуаций», добавила омбудсмен. Депутат Госсовета РТ Татьяна Воропаева предложение скорректировала. Она полагает, что комиссия – это много. Хватит и школьного омбудсмена тем более, что такой опыт уже реализован в ряде других регионов.

«Конфликтная комиссия – это что-то абстрактное, – пояснила Воропаева. – А этот омбудсмен будет тщательно изучать имеющиеся проблемы и предотвращать их. Может, по отдельным школам сделать анализ - там, где часто возникают конфликтные ситуации?»

В результате, депутаты приняли решение дополнительно проанализировать вопрос, а Гузель Удачина, если верить сообщению пресс-службы Госсовета РТ, инициативу с омбудсменом поддержала. Как будет назначаться омбудсмен, и каким окажется регламент его работы, пока неясно.


А что еще?

Проблемами в сфере образования Гузель Удачина не ограничилась. Другие тезисы, пока не нашедшие решений среди депутатов, коротко представим чуть ниже:

  • В Татарстане растет число трудных разводов, где родители через суд делят детей – омбудсмен предлагает помогать юридически и психологически.
  • Остро стоит проблема «вторичного сиротства», когда замещающие семьи возвращают малышей в детские дома. В аппарате уполномоченного считают, что вовремя оказанная органами помощь могла бы улучшить статистику. Да, и в целом, «необходимо повысить уровень подготовки кандидатов в приемные родители и усыновители».
  • Решения требуют задачи, связанные с лекарственным обеспечением детей, а также нехваткой детских медицинских кадров.
  • Предстоит разгадать парадоксальную статистику первичной детской инвалидности в Татарстане – как оказалось, инвалидов среди детей больше в «экологически чистых районах», Черемшанском или, например, Агрызском. А в Альметьевске и Набережных Челнах показатели вполне стандартные.


Регина Алендеева.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!