«1 день — 1 экспонат»: сюзане

28 февраля 2019
Культура

Сюзане – означает «созданное иглой». Роскошные расшитые покрывала из Средней Азии поражают воображение. Особенно, если иметь в виду, что вышивка на Востоке – не просто украшение дома или предмет обихода, а нечто большее. Что именно – расскажет автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат.

Поле, усеянное цветами, каждый из которых имеет свое сакральное значение – таков сюжет традиционного бухарского покрывала. Эта вещь была неотъемлемым атрибутом рождения семьи в Средней Азии. Обручение, свадьба, переезд девушки в дом жениха, рождение ребенка – события не обходились без этих шедевров народной вышивки под названием «сюзане». При выходе невесты из родительского дома женщины несли над ее головой развернутое сюзане как символ магической защиты, это же покрывало лежало на постели новобрачных. С рубежа XIX–ХХ веков они чаще стало использоваться и как стенные панно. В Самарканде сюзани развешивались по стенам свадебной комнаты, покрывая их сплошь. Важная роль сюзане в свадебных обрядах была связана в первую очередь с верой в охранные и магические свойства ее узоров. Люди надеялись на их способность сберечь от дурного сглаза, обеспечить продолжение рода, благополучие семьи. Даже века господства ислама не могли искоренить в народном сознании веру в магические свойства этих покрывал.

Цветочные мотивы преобладают, что вполне понятно: они отражают древнейшие народные культовые представления о воскресающей природе; очевидна его связь с идеями плодородия, цветения. Особенно популярными были изображения плодов граната и яблони, листьев, деревьев, ветвей, цветов - тюльпанов и маков, ирисов, гвоздики, яблони, сливы, мальвы. С приходом ислама эти орнаменты органично вплелись в новый контекст, связанный с коранической темой райского сада. В вышивках сюзани бухарской школы видно влияние профессиональных вышивальщиков: многие растительные мотивы стилизованы, и цветочные мотивы преобразуются в декоративные розетки и пальметты.

Большое покрывало, вышитое бухарскими мастерицами более полутора столетий назад лишь на первый взгляд кажется симметричным, если присмотреться – ни один его элемент здесь не повторяется. Не было и двух одинаковых сюзане.

– Это искусство передавалось из поколения в поколение. Мастерица вручную рисовала эскиз, при этом каких–то шаблонов не было. Каждый рисунок был индивидуален. Нет ни одного повторяющегося сюзане. У каждой семьи свой путь в жизни и для каждой семьи вышивалось отдельное благопожелание, – рассказывает главный хранитель Национального музея РТ Лилия Саттарова.

Для вышивки использовались шелковые нити, которые мастерицы сами красили в разные цвета, используя натуральные красители. Для этого использовались корни дикорастущей марены, цветы мальвы, кожура граната, шелуха лука, шафран, и многое другое. Нити, окрашенные природными красителями, веками сохраняли глубину и благородство тона.

С этим покрывалом связана еще одна интересная история. Сначала оно хранилось в Музее народов Востока, который создали в Казани в первые годы после революции, однако такой музей просуществовал недолго. В 1920 году его расформировали и всю коллекцию передали в Центральный музей татарской республики, ныне это Национальный музей РТ, в фондах которого сюзане хранится и по сей день.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.


Материалы по теме
«1 день – 1 экспонат»: портрет Толстого
11:09, 9 сентября
Культура
«1 день – 1 экспонат»: как легендарный паром «Волгарь» обрел свое имя
06:09, 9 сентября
Культура
Фестиваль «Крутушка». Прямая трансляция
11:08, 8 августа
Культура
«1 день – 1 экспонат»: корабельный лес
11:08, 8 августа
Культура

Комментарии