Сгорая, осветить Любовью мир: в Казани впервые дали «Симфонию тысячи участников»

11 февраля 2019
Культура

В Казани впервые прозвучала «Симфония тысячи участников» Густава Малера. На сцену вышло одновременно две сотни исполнителей: Государственный симфонический оркестр РТ, три хора и восемь солистов.

Вообще-то, если начистоту, то когда-то в нашем городе уже звучала эта симфония. Кто-то из именитых гастролёров исполнял её. Но татарстанские симфоники идут своим путём, продолжая традиции заложенные Натаном Григорьевичем Рахлиным и мечтая не просто сыграть всего Густава Малера, но и осуществить запись всех его симфоний. И этот концерт, где в их исполнении впервые прозвучал шедевр великого автрийского композитора, – шаг к достижению поставленной цели.

И всё-таки мы, казанцы, так ещё до конца и не поняли, насколько нам повезло. В одной точке в одно и то же время собрались лучшие отечественные исполнители, чтобы подарить нам – иного слова я не вправе употребить, зная сколь ничтожно мало стоили билеты на концерт, – самое монументальное из произведений последнего романтика периода симфонической музыки. Трудно поверить, что Густав Малер создал своё произведение всего за восемь недель лета 1906 года. Ведь композитор утверждал: «Для меня написать симфонию – это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир». Столь гармоничный и столь величественный мир за столь короткое время построить просто невозможно! Но ведь вот же она – Восьмая симфония!

Две части opus’а – текст католического гимна «Veni creator spiritus» («Приди, дух животворящий») и финал «Фауста» Иоганна Гёте – определили простоту музыкального языка, сочность и богатство звучания, многообразие и выразительность средств, использованных композитором. Полифония достигается, в том числе, и небывалым доселе пятерным составом оркестра, дополненным фортепиано, челестой, металлофоном, мандолиной, фисгармонией, и тремя хорами – двумя смешанными и хором мальчиков. Добавьте к этому восемь солистов, и вы поймёте – почему это произведение, несмотря на величайший успех с первого своего исполнения, редкий гость на концертных площадках.

– С таким количеством участников роялю на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева места нет, – поясняет пианистка Вероника Варшавская. – Поэтому синтезатор поставили. В партитуре в определённом месте рояльное звучание сливается с челестой и даёт специфическую краску. У нас ещё и второй синтезатор задействован, на нём исполняется партия фисгармонии. Там буквально три аккорда, но и они тоже дают своеобразную окраску звуку. Что поделать. Так задумал композитор.

Примечательно это грандиозное сочинение и в тематическом созвучии. Обычно драматическая составляющая в симфониях достигается контрастным противопоставлении музыкальных тем, – в двухчастной симфонии Густава Малера никакого контраста нет: теме радости первой части противостоит тема радости второй части. Австрийский композитор словно возвращает нас к известным словам Иоанна Богослова: «Бог есть Свет и нет в Нём никакой тьмы».

«Я только что закончил мою Восьмую симфонию – самое значительное из всего, что я до сих пор написал. Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нём невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», – писал Густав Малер своему другу голландскому дирижёру Виллему Менгельбергу.

Полтора часа без перерыва звучит музыка. Полтора часа без перерыва неосознанное влечение к свету испытывают слушатели. Полтора часа без перерыва в творческом экстазе пребывают все исполнители Восьмой симфонии.

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский признаётся, что является убеждённым «малерианцем», считая его музыку «универсальным коммуницирующим языком, не требующим перевода». Но такими же «малерианцами», по всей видимости, оказались и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, и хор академии хорового искусства имени Виктора Попова, которым руководит Алексей Петров, и хор мальчиков Московского хорового училища имени Александра Свешникова под руководством Данила Лукина. Настолько точно, слаженно и концептуально целостно звучали они во время исполнения Восьмой симфонии.

Не менее звёздным и «малерианским» оказался и состав солистов. Одно участие в концерте Вероники Джиоевой, Ирины Поливановой, Алексея Татаринцева, Василия Ладюка и Евгения Ставинского делает его в разы привлекательнее для искушённой аудитории.

– Готовность к малеровским партитурам (я имею в виду комплектацию, кондиционность и, конечно, высочайшее качество оркестровых групп, в особенности таких, как медная и духовая) – это показатель профессионализма любого симфонического оркестра высшей лиги, – еле заметно пожимает плечами Сладковский. – Солисты репетировали каждый день в течение недели. Неудивительно, что мы понимали друг друга во время исполнения.

Когда смолкли последние звуки симфонии, зал взорвался аплодисментами и криками «bravo». Уже завершились поклоны и представления музыкантов, уже начали потихоньку струйками стекать со сцены хоры, а публика всё ещё неистовствовала. И это несмотря на то, что это полуторачасовое произведение необычайно тяжело для эмоционального и интеллектуального восприятия. Не только для слушателей. Наиболее внимательные из них заметили слёзы, текущие по щекам и солистов, и дирижёра. Ведь для того, чтобы озарить всех нас светом Любви и Добра, музыкантам самим пришлось сгореть дотла.

Но уже через день им, как легендарной птице Феникс, предстояло возродиться: 11 февраля Восьмая симфония Густава Малера в этом же составе звучит в Концертном зале «Зарядье» для москвичей.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!