В Казани приступают к созданию «невидимок» ПАК ДА с гиперзвуковыми ракетами

08 января 2019
События

Завершается передача конструкторской документации, строительство начнётся в ближайшие месяцы.

В начале 2019 года «Туполев» приступает к созданию первых опытных образцов перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА), пишет «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники в авиационной отрасли. Впрочем, косвенные признаки стартов уже обсуждались. Впервые после модернизации - с неделю назад, запустили летающую лабораторию Ту-214ЛМК, которая и призвана испытать «начинку» для ТУ-160М2 и, в перспективе, ПАК ДА. Источник агентства, таким образом, дополняет общую картину.

«Завершается передача конструкторской документации ПАК ДА на Казанский авиазавод, строительство начнётся в ближайшие месяцы», - говорит собеседник журналистов.

Перспективный авиакомплекс призван заменить стоящие на вооружении ВКС России Ту-160, Ту-95 и Ту-22МЗ. Официальные источники транслируют скудное описание ПАК ДА – через несколько лет мир увидит машину, выполненную по «аэродинамической схеме «летающее крыло», построенную с применением стелс-технологий». Директор Казанского авиазавода Николай Савицких в феврале 2018 года отчасти объяснил такую краткость в описании – дело в том, что ранее был защищен лишь «технический облик самолета», по которому и был «заключён договор на выполнение опытно-конструкторских работ по строительству опытных образцов».

О «начинке» пока рассуждают на экспертном уровне. Так, в прошлом командующий Дальней авиацией ВКС России Анатолий Жихарев, говоря о ПАК ДА, объяснял: ведется разработка принципиально нового самолёта с прицельно-навигационным комплексом, который сможет применять все существующие и перспективные виды оружия, стоящие на вооружении. Комплекс должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью. По некоторым данным самолет будут использовать в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов. Все это из разряда первых заявлений о перспективном комплексе. Почти наверняка ПАК ДА оснастят гиперзвуковым оружием и оборонительным вооружением – ракетами класса «воздух-воздух», таким образом, комплекс будет летать без сопровождения, по всей видимости, на дозвуковых скоростях – разогнаться выше скорости звука не позволят особенности конструкции, в том числе, значительный размах крыльев.

Фактически, ПАК ДА должен стать «невидимкой» благодаря стелс-технологиям. А доработанная схема планера и уникальный двигатель позволят авиакомплексу садиться и взлетать в любых условиях. Возможная к применению номенклатура средств поражения обещает быть самой широкой. По словам генерала-полковника Виктора Бондарева – ранее он был главкомом ВКС, а теперь работает в Совете Федерации, ракеты для ПАК ДА получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

ПОДГОТОВКА «ПОСЛАННИКА»

По большому счету разработкой ПАК ДА занимаются с 2009 года. Тогда Министерство обороны России подписало контракт с КБ «Туполева» на научно-исследовательские работы под шифром «Посланник». Результатом многолетней работы стал эскизный проект перспективного авиакомплекса, который и реализуют в Казани.

Выкатка первого опытного образца, по словам генерального директора «Туполева» Александра Конюхова, планируется на 2021-2022 год. По прогнозам, к концу следующего десятилетия, ПАК ДА полностью заменит Ту-95, Ту-22М3, Ту-160 и станет основной машиной российской стратегической авиации. Начало серийного производства запланировано на 2028-2029 годы, о чем говорил вице-премьер Юрий Борисов еще в должности замминистра обороны России.

Первые этапы сборки «Посланника» стартуют в ближайшие месяцы – по словам источника. Пока же летающая лаборатория Ту-214ЛМК испытывает новый радиолокационный комплекс для модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и, в перспективе, ПАК ДА. Для испытаний лабораторию снабдили «соответствующим носовым обтекателем», объясняли ранее эксперты Центра анализа стратегий и технологий. Над лабораторией «колдовали» специалисты Казанского авиазавода имени С.П. Горбунова. Переоборудованием начали заниматься в 2015 году после того, как самолет был выкуплен у «Финансовой лизинговой компании».

Новости от партнеров
Материалы по теме
В России началась разработка ПАК ДА. Рассказываем о характеристиках «невидимки»
01:11, 11 ноября
События

Комментарии

  1. Дмитрий 7 дней назад
    В итоге где-нибудь к 2035 поймут, что эта разработка устаревает,и очень дорога, скажут зачем нам такие самолёты, когда ещё кукурузники летают.
    • Петя 7 дней назад
      Что кукурузу перевозить быстрее, такую длинную крылатую с ядерным зарядом...
      Знаете со странами у которых есть подобные самолёты или ракеты типа Авангард, разговаривают совсем по другому, поджав хвост...
  2. Александр 7 дней назад
    Такой самолет летать не сможет: про хвостовое оперение забыли. Про какую документацию может идти речь?
    • петр 7 дней назад
      он тебе что Гусь-чтоб в перьях быть? маневрирует за счет изменяемого вектора тяги с поворотными соплами, для него вполне достаточно!
      • McArrow 5 дней назад
        Можно и без вектора тяги обойтись - видали, какая механизация крыла на том же В-2? Более ранние "летающие крылья" Нортропа - ХВ-35 и YRB-49 - тоже прекрасно летали безо всяких килей - рулили элеронами. Другое дело в плохой устойчивости на курсе - электронных систем управления тогда ещё не было.
  3. McArrow 7 дней назад
    Ну, то, что ПАК ДА должен заменить Ту-160 - это неправда. Машины имеют слишком разные ЛТХ. Первая - дозвуковой "стелс"-"летающее крыло" типа американского В-2; вторая - сверхзвуковой "интеграл" с изменяемой стреловидностью крыла, намного превосходящий по скорости, массе и номенклатуре вооружения аналогичный по компоновке В-1. Так что лучше всего они работали бы во взаимном дополнении друг друга. Тем более, что Ту-160 точно будет в строю ещё лет 25.
    А Ту-22М3 - вообще машина иного класса, чем вышеупомянутые: сверхзвуковой бомбардировщик среднего класса, каких в мире больше ни у кого нет. То есть, заменять его желательнее всего, именно аналогичной машиной следующего поколения. Какую вполне можно создать, отталкиваясь от базы фронтового Су-34.
  4. Никита 7 дней назад
    Александр, самолет вообще летать не может, потому что он крыльями не машет!
    Гуглите "летающее крыло" и вдумчиво курите Википедию. Удачи!
    • Чебуратор Немо 6 дней назад
      У него википедия не раскуривается. Отсырела, однако...