Вторая молодость «убийцы авианосцев» Ту-22М3М: модернизация в 10 фото и фактах

28 декабря 2018
События

Русский «Бэкфайер» впервые взлетел в Казани - полет длился 37 минут, испытания прошли успешно. Рассказываем и показываем.

Ту-22М3М - дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик, новая модификация Ту-22М3 с расширенным боевым потенциалом. Всего на Казанском авиационном заводе было построено около 500 самолётов Ту-22М различных модификаций. В самой свежей версии свой первый полет бомбардировщик совершил сегодня. Как рассказали в пресс-службе «Туполева», испытания прошли штатно, с технической точки зрения «без замечаний». Полет на высоте 1,5 тысячи метров состоялся на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова. Летали модернизированные Ту-22М3М в течение 37 минут.

Экипажем руководил летчик-испытатель Жуковской летно-испытательной и доводочной базы Олег Петунин.

Ту-22М3 или «Бэкфайер» в классификации НАТО последние месяцы не сходит со страниц прессы – и в связи с модернизацией, и по следам военных учений, вызвавших раздражение, споры и восхищение. Правда, в случае с учениями Ту-22М3 упоминали попутно с Ту-160, для краски.

Модернизаций у бомбардировщика было несколько, но, по большому счету, рассказ следует начинать с Ту-22М2, собранного в 70-е годы. Предыдущие версии отличались принципиально, а Ту-22М2 – не столько модернизация, сколько новый самолет, с изменяемой геометрией крыла. При взлете он поднимал повышенную ракетно-бомбовую нагрузку, а на высоте развивал серьезную для тяжелого бомбардировщика сверхзвуковую скорость.

Ту-22М3, эксплуатирующийся сейчас в Дальней авиации России, был принят на вооружение в 1989 году. В серии к тому моменту он выпускался 6 лет. Но в версию постоянно вносили изменения. К 90-м годам Ту-22М3 – это машина, развивающая скорость до 2300 км/час с возможностью несения 24 тонн полезной нагрузки. Главной ударной силой были аэробаллистическая ракета Х-15 и крылатая Х-22. Последнюю, кстати, называли «убийцей авианосцев», отсюда и прицепившееся название самолета.

Второй молодостью стала глубокая модернизация до версии Ту-22М3М. И это тоже совершенно другой самолет – с полностью обновленной авионикой, которая повысила эффективность применения высокоточного оружия, обороноспособность и живучесть, навигационные качества, защищенность и надежность каналов связи. Параллельно дорабатывали ракеты Х-32, они пришли на смену прежним Х-22.

Дальность новой версии ракеты возросла с 600 км до 1000 км, а максимальная скорость достигла 5 М. Это означает, что ракетоносцу теперь нет необходимости входить в зону ПВО авианосной ударной группировки (АУГ), которая имеет радиус в 700 км. После запуска Х-32 совершает горизонтальный маневрирующий полет на высоте 40 км, что делает ее недосягаемой на этом этапе для корабельной системы ПРО «Иджис». На финальном участке траектории Х-32 захватывает крупную цель, каковыми являются авианосцы или крейсера, с помощью головки самонаведения за 200−300 км. А затем атакует практически отвесно с высоты в 40 км. Предполагается, что перехват такой ракеты невозможен, впрочем, есть разные мнения на этот счет.

По большому счету, от прежнего самолета Ту-22М3 остался один планер и часть самолетных систем и самолетного оборудования. Результатом проведенных работ станет продление его срока службы до 45–50 лет, о чем ранее говорил гендиректор ПАО «Туполев» Александр Конюхов.

Помимо авионики обновили бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе, прицельно-навигационный комплекс. Улучшили эргономику кабины. Радиоэлектронное оборудование и двигатели такие же, как у новейшего Ту-160М2.

Размеры самолета остались теми же, 42 метра длина, 11 высота. Самое заметное внешнее отличие – появившаяся горбинка на носу. Но это тоже следствие изменения внутренностей. После успешных испытания в ходе первого полета Ту-22М3М должны принять решение о серийном производстве. Решение за Министерством обороны России.

Материалы по теме
​Новый Ту-22М3М: интеллект, нос с горбинкой и 42 метра красоты
05:08, 8 августа
События

Комментарии