Менталитет и мэрская «шиза», особый разговор Минниханова с Медведевым и большая встреча с журналистами в первые дни 2019 года. Все это о новой схеме обращения с отходами, наступающей на Татарстан и другие регионы России.
В начале 2019 года всех нас ждет большая встреча властей с жителями Казани и Татарстана – говорить должны о новой системе обращения с отходами. Работать она начинает с 1 января, правда, пока ряд вопросов остаются без ответов. Отчасти пробелы в теме восполнили мэр Казани Ильсур Метшин и официальный представитель Казанского кремля Лилия Галимова.
Новая схема вводится на всей территории страны. Татарстан оригинален лишь тем, что мы в ожидании мусоросжигательного завода – для него, кстати, тоже необходимы все новшества. По словам Лилии Галимовой, республика требования законодательства выполнила и готова внедрять схему с 1 января – «это точно».
«Вопросом лично занимается Рустам Нургалиевич. Что касается формирования тарифов, в ближайшее время правительство Республики Татарстан завершает финальные работы по формированию пакета окончательных решений», – рассказала Галимова в ходе брифинга в четверг, 27 декабря.
2019-й начнется с большой пресс-конференции, где представители властей расскажут об изменениях в духе «как это работает».
– На субботнем совещании Рустам Нургалиевич еще раз обратил на это внимание, что называется с боем курантов, с 1 января система должна начать работать и никаких, собственно, не вызывала вопросов и нигде никаких сбоев быть не должно. Цифры будут чуть позже, но я хочу обратить внимание на один факт. Вопрос внедрения этой новой системы Рустам Нургалиевич обсуждал в рамках своей встречи с Медведевым. Он высказал какие-то предложения конкретные – как можно было бы при внедрении системы сделать ее более гибкой, чтобы это не было так чувствительно для граждан с точки зрения формирования тарифа. Там были достигнуты хорошие, принципиальные договоренности. О результатах, когда будет оглашаться вся тарифная сетка, тоже будет заявлено. И с Силуановым Рустам Нургалиевич разговаривал на этот счет. Состоялось совещание с полпредом на этот счет. Было немало коммуникаций, чтобы систему не просто запустить, а сделать все, чтобы она работала. В том числе, прорабатывались вопросы регулирования в сфере тарифов. В новом году мы об этом услышим, – пообещала Лилия Галимова.
Открытым оставался вопрос территориальной схемы, регламентирующей все этапы обращения с мусором. Ранее суд признал ряд пунктов такой схемы незаконными, правками сейчас занимается Минстрой. Напомним, оспорили схему противники мусоросжигательного завода в Татарстане. Казалось, пока схему не привел в соответствие с решением суда, говорить о новой системе было бы невозможно. Лилия Галимова с таким тезисом не согласилась:
– Минстрой будет приводить блоки схемы в соответствии с требованиями суда, которые были вынесены. Сама система (схема – ред.) правомерна, законна. И с 1 января, когда система начнет работать, ее начнут поправлять – те позиции, те пункты в документе, которые вызвали вопросы и решением суда подлежат привидению в порядок. То есть опасений того, что что-то может не заработать, нет. Схема есть, и с 1 января будет запущена.
МСЗ – единственный шанс справиться с мусором
Более эмоциональным оказалось выступление Ильсура Метшина на тему обращения с отходами. Мэр рассказал о личном вкладе в смену «мусорного» менталитета казанцев – его семья несколько лет привыкает разделять отходы. Говорил глава города и о мусоросжигательном заводе.
– Если не будет мусоросжигательного завода, проблему не решить. Мы строили на Химической первую карту и со второй картой мы говорили, что это на 25 лет. За 7 лет кто мог предположить, что морфология мусора и мусорообразования в Казани вырастет настолько, – объяснил Метшин позицию городских властей. – Количество жителей растет, благосостояние тоже. За 7 лет «химическая» карта закончилась – вместо 25. На вопрос нужен ли МСЗ с нулевым захоронением. Восточная пока еще работает. На несколько лет хватит. Но мы надеемся реализовать этот проект в обозримом будущем. Еще раз повторяю. Нулевое захоронение, ничего нам захоранивать не надо будет».
Кстати, в рейтинге собственных достижений Метшин ставит МСЗ на первое место:
– Если собрать на одной руке все, что мне удалось как мэру сделать, и на вторую руку поставить мусоросжигательный завод, ничего полезнее для будущего и настоящего казанцев нет. Я это заявляю с полной ответственностью. Просто никто глубоко тему того, что творят в Самосырово не знают. Мы Самосырово занимаемся пять лет. Проектировали, деньги выбивали федеральные, в этом году закончили. А когда я поднялся на 10-й этаж к президенту, в кабинете невозможно было дышать. Это горела самосыровская свалка – вы помните. Благо, мы решили. Видите, что вокруг Москвы творится? Это только начало. Потому что срок службы всех этих свалок истекает, и сейчас будет принцип домино. И слава богу, что мы решение нашли.
Что до новой схемы обращения с мусором и, в целом, сортировки отходов – «когда уже в Казани все заработает?», мэр сослался на опыт своей семьи.
– Здесь нет волшебной палочки, и при всем моем желании система не заработает, если каждый не начнет что-то делать. Не надо далеко ходить. Вот моя семья. Начали собирать пэт-бутылки. Поставили большой куб. Ну, делаем, наверное, это третий год. На второй год еще кто-то из детей бросал, не смяв пэт-бутылку – и это в моей семье, где уже говорят, что у меня «шиза» на мусоре, – признался мэр. – А без этого - когда каждая семья начнет разделять бутылки, пищевые с промышленными отдельно… хоть космический корабль строй, никуда не полетит. Это ментальность, еще раз говорю. И называть сроки – когда вы это (систему сортировки мусора – ред.) сделаете, можно лишь ответив на вопрос «когда мы это сделаем?». Но я считаю, мы и не такие баррикады брали всей Казанью, верю в своих горожан – их внутреннюю культуру и желание жить в самом чистом благоустроенном городе».
Тарифы и поручения
Общее понимание по новым тарифам есть. Ранее Госкомитет РТ принял единую сумму по обращению с твердыми коммунальными отходами для западной и восточной зон Татарстана. Составит тариф 439,03 рублей за кубометр. Впрочем, ранее предлагался больший вариант – 568,16 рублей или 538,92 рублей, так называемый двойной тариф (варианты почти вдвое превышают сегодняшние расценки). Первое предложение представил оператор западной зоны ООО «УК «ПЖКХ», второе принадлежит регоператору восточной зоны в лице ООО «Гринта».
Глава «УК «ПЖКХ» настаивал, его сумма – не столько предложение, сколько принятое решение.
Единый тариф на обращение с ТКО принят в республике впервые. Сумма одинакова как для физических, так и для юридических лиц. Действовать новый тариф должен с 1 января 2019 года. Одновременно с этим будет отменено перекрестное субсидирование.
Впрочем, сколько именно будут платить казанцы за вывоз и утилизацию отходов пока не понятно, источники в республиканском минстрое рассказали, что скорее всего в счетах-фактурах расчет будет вестись не в кубометрах, а в количестве проживающих в квартире.
По внедрению новой системы есть конкретные поручения. Главы районов Татарстана должны лично контролировать реализацию новой системы вывоза ТБО. В том числе, они несут ответственность за заключение договоров с выбранными региональными операторами.
Кстати, ранее о региональной ответственности по отладке системы переработки мусора в ходе большой пресс-конференции говорил президент России Владимир Путин. Пока переработка не работает – «нужно создать условия для раздельного сбора мусора и утилизации в регионах». Новый формат татарстанской системы, в том числе, предполагает решение указанных проблем. Выше мы уже отмечали, раздельный сбор мусора необходим для реализации проекта мусоросжигательного завода (МСЗ). Говорил Путин и об этом проекте:
– Понимаю людей, которые выступают против МСЗ. Есть международный опыт. И надо его использовать в лучших вариантах. Экологи и некоторые граждане возражают против МСЗ, но надо чтобы эти заводы были качественными, эффективными. Чтобы не экономили на фильтрах. Чтобы все сделали по технологии, методике. Вон, в Токио почти в центре города стоит МСЗ, запаха нет, потому что технологии сделано.
В завершение Путин сказал, что до 2024 года в России предстоит «построить 200 перерабатывающих заводов», и это минимум. Нет гарантии, что такого объема хватит для решения мусорной проблемы.
Комментарии
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
А согласно пункту 149 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") управляющая организация несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность, за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ («Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»).
1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.