Логика бухгалтера

25 декабря 2018
Мнение


Сегодня министр финансов России Антон Силуанов заявил об экономической нецелесообразности строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Журналист Альберт Бикбов рассуждает о высказывании главы минфина и его логике.

Не понимаю министра финансов России Антона Силуанова. ВСМ, по его мнению, экономически нецелесообразен. Мол, есть самолеты – ими и обходитесь. Логика бухгалтера. Но, причем тут экономика, когда речь идет об инфраструктурном проекте? Здесь окупаемость меряется по-другому – дешевый и быстрый транспорт позволит массе народа перемещаться между первой и третьей столицами. Казань – один из лидеров внутреннего туризма, так что ВСМ еще больше бы увеличило объемы туристического потока.

А возможность заработка в Москве? А культурный, научный и досуговый обмен? Почему, в той же Европе – масса направлений между городами со скоростными поездами длительностью 3,5 часа и меньшим траффиком? Я уж промолчу про Китай. Или пример Евротоннеля под проливом Ла-Манш, который при произведённых затратах 10 млрд фунтов стерлингов и прибылью, достигающей не более 2 млн евро в год, окупится не ранее, чем через 1000 лет. Не окупается – ну и что, ведь это не бизнес-проект, там 90% госсредств было вложено! Отдача же иного рода – пассажиропоток 19-20 млн человек, а, значит, люди получили свои частные выигрыши от быстрого перемещения.


Почему вообще игнорируется рост населения Казани (в 2003 - 1,106 млн, а в 2018 - 1,243 млн)? Уверен, что ВСМ еще больше бы ускорило прирост населения Казани за счет соседних регионов, еще одним агломерационным магнитом стало бы больше. Авиаперелеты? Это хорошо, но погодные факторы, необходимость добираться до и от аэропорта и т.д. и т.п. По времени это гораздо дольше чем 3,5 часа до Москвы по ВСМ.

Само строительство ВСМ при инвестиционном бюджете в 1 трлн 695 млрд. рублей дало бы мощный мультипликативный эффект для экономики. По совместной оценке ОАО «РЖД» и Центра стратегических разработок, обнародованной 20 февраля 2014 года, за счёт мультиплицирующего эффекта в экономике дополнительный прирост валового внутреннего продукта до 2030 года составит 7,2 трлн руб., а совокупные дополнительные бюджетные доходы 2,3 трлн руб., то есть в 2–7 раз превысят государственные инвестиции в проект. У нас и так экономический рост слабенький, но строительство ВСМ здорово бы оживило все причастные к нему отрасли. И для предприятий Татарстана здесь бы тоже нашлись заказы и подряды.

Вообщем, логика Силуанова – это логика бухгалтера. Бывает, что на предприятии власть захватывают бухгалтеры, тогда развитие фирмы просто тухнет. То же самое верно и для всей страны.


Альберт Бикбов.

Публичные слушания по ВСМ в Казани летом 2017 года

Материалы по теме
Забота о слепых «лишь в отчетах чиновников». Решить проблемы инвалидов в Казани обещают транспортники
08:09, 9 сентября
Мнение
Перевозчик в Татарстане 60 раз обращался в полицию, чтобы приступить к работе
01:08, 8 августа
Мнение
«Ваша карта не читается», или Почему в Казани вы обязаны оплатить проезд наличкой по просьбе кондуктора
02:07, 7 июля
Мнение
Стоимость проезда в Казани увеличилась в 10 раз. Так получилось случайно
01:07, 7 июля
Мнение

Комментарии