$ 66,24
75,70
Казань -3 °C

​Это Путин виноват? Музей Ту-144 не успевают открыть из-за указа о разделении министерств

7 декабря 2018 | Общество


Интерактивный музей первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 не успевают открыть в запланированный срок. По задумке ректора КНИТУ-КАИ, лайнер в своем новом качестве должен был принять посетителей уже в этом году – 31 декабря. Однако вместо музея в обозначенный срок состоится закладка камня и показ кино. Одной из причин стал указ Владимир Путина о разделении министерств, подписанный президентом в мае этого года. «Казанский репортер» вспомнил обещания и узнал, как обстоят дела сейчас.

Интерактивный музей Ту–144 не отменен, но задерживается в пути. Как стало известно «Казанскому репортеру», музей не успеют открыть к назначенному времени – 31 декабря 2018 года. Дата ключевая – именно в этот день, полвека назад, в 1968 году впервые в небо поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Приурочить открытие к красивой дате неоднократно обещал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, для которого этот проект один из приоритетов. Ректор был инициатором перевозки самолета из Соцгорода к новому зданию на Четаева и лично контролировал все этапы переезда.


Сложности с созданием интерактивного музея начались еще на этапе конкурса. Жюри никак не могло выбрать, чью же концепцию принять за основу. В итоге решили объединить усилия двух творческих коллективов: ПО «Зарницы» и ТО «Самрух», под зорким присмотром московских протеже Наталии Фишман.

– Сейчас опять скажете – КАИ не смог определить победителя… Дело не в этом. Дело в том, что принято принципиально другое решение – нелинейное. У обоих заявителей есть разные, дополняющие друг друга компетенции и каждый из них по-своему силен. Идея в том, чтобы итоги этого этапа слить в один котел, перемешать, самим влиться туда, – объяснял после финального заседания жюри ректор. – Наталия Львовна (помощник президента РТ Наталия Фишман – прим.) дала очень хорошую идею: привлечь экспертов из политехнического музея в Москве, у которых есть большой опыт создания таких интерактивных экспозиций. И этой объединенной командой двигаться дальше.

Команды приступили к работе, а в КАИ объявили о сборе средств на музей. Сколько именно удалось собрать неизвестно, но пожертвования принимаются и по сей день.

О том, что музей откроется именно в день 50-летия первого полета Ту-144, Альберт Гильмутдинов уверенно говорил и когда лайнер устанавливали на постамент, и на этапе отбора концепции, и даже в этом году, когда презентовали подсветку лайнера. Серьезность намерений подтверждал стенд, появившийся рядом с самолетом, там четко обозначена дата открытия. Зайти на борт музея первые посетители должны были в последний день этого года.


Существовали планы даже построить дополнительное здание для музея к концу года, с панорамным кинотеатром и всей необходимой инфраструктурой.

– Мы там планируем сделать купольный кинотеатр на крыше. Эскизный проект уже есть. С просьбой помочь нам в строительстве здания мы обратились к президенту республики, он уже отписал. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Окончательного решения пока нет, я не буду забегать вперед, но есть хорошие шансы, что президент этот проект поддержит. Если решение президентом республики будет принято, я вполне уверен, что до конца этого года оно будет построено и введено в эксплуатацию, – делился планами в январе 2018-го Альберт Гильмутдинов. – Удастся ли в полном объеме сделать все работы? Не уверен. Но какую-то часть мы обязательно откроем. И вовнутрь людей запустим. Но у нас есть четкий ориентир – 31 декабря, конец только что наступившего года. Мы вот совсем недавно начали год, а уже знаем, как собираемся его закончить.

Пока придется ограничиться ритуальными пассами – 31 декабря здание планируют не открыть, а всего лишь заложить камень в основание постройки. На протяжении года можно было видеть, как внутри самолета копошатся люди, однако успеть в срок, судя по всему, не удастся. Возможно, к знаковой дате смогут показать кабину лайнера - она почти готова, и документальные фильмы, сделанные на грантовые деньги.


Причина задержки банальная – нехватка денег. Как рассказали «Казанскому репортеру» источники в КАИ, сложности с финансированием возникли из-за разделения федерального Минобра на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. В вузе, потратив на перевозку самолета и установку его на новом месте около 10 миллионов рублей, надеялись привлечь в проект еще около 100 миллионов рублей, значительную часть из которых планировали «выбить» из федерального бюджета.

Пока же остается любоваться самолетом снаружи. После переезда внешне он преобразился. Осенью прошлого года специалисты из Тольятти восстановили облик лайнера – «одели» Ту-144 в прежнюю ливрею. А в январе этого года экспонат обзавелся динамической подсветкой за 2,6 миллиона рублей.


Антон Райхштат.


Фотографии: Владимир Васильев, Михаил Захаров
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости