Массовое отчисление в Казанском медуниверситете: «Чтобы люди два года зря не болтались»

16 ноября 2018
Интервью

Казанский медуниверситет разом отчислил 144 студента за неуспеваемость, большинство завалили анатомию. Родители и сами учащиеся называют решение беспрецедентным – «раньше такого не было», вуз приводит цифры – «отчисляли и больше». Спор же возник из-за нового зачета, о котором студенты знали, но не воспринимали его всерьез. Как бы там ни было, шанс восстановиться есть у каждого. Вопрос лишь в том, захочет ли этого будущий медик, рассказала в беседе с «Казанским репортером» проректор по образовательной деятельности КГМУ Лайсан Мухарямова.

Массовое отчисление – так решение интерпретировали родители и студенты, могло бы остаться незамеченным, если бы не письмо журналистам. Автор сообщил, что с 1 ноября из вуза отчислены 144 студента – «это практически больше половины бюджета!» Вся академическая задолженность – промежуточный зачет по нормальной анатомии.

«Студенты поступали по результатам конкурсного отбора, 288 баллов и выше! Преподаватели специально топят, ждут взятку. У кого денег нет - до свидания. Кто нас будет лечить в ближайшем времени, если вундеркиндов выкидывают?» - говорил автор письма.

В вузе решили организовать публичный прием и рассказать о причинах принятого решения. Говорил с родителями и студентами ректор КГМУ Алексей Созинов.

«В начале ноября я подписал приказы об отчислении за академическую задолженность. Последовали сотни телефонных звонков в деканаты, десятки обращений, хождения к проректорам и ко мне, поэтому мы решили провести это собрание, по сути публичный прием, чтобы разъяснить нашу позицию», - сказал глава медицинского вуза.

Собственно, позиция ректората предельно проста. Не учился – будешь отчислен. Сложность лишь в том, что раньше зачета по анатомии на первом курсе не было. Дисциплина идет три семестра и завершается экзаменом, а до этого практиковали лишь промежуточную аттестацию, которая, по сути, ни на что не влияла. Новые учебные планы приняли в июне 2017 года, студенты о них знали, но значения изменениям не придали. У каждого была возможность пересдать зачет дважды, ей не воспользовались. А на публичном приеме один из родителей учащихся и вовсе поставил вопрос об эффективности преподавания.

«Речь об отсутствии знаний у студентов или о плохой организации образовательного процесса? – поставил вопрос ребром папа «медика». – Известно, что, если 10% учащихся не справляются с конкретным предметом, встает вопрос о штатных изменениях. В университете в этом направлении что-то делается?»

Созинов дискуссию продолжать не стал. «На данный момент ничего не делается», - ответил ректор и продолжил прием.

Студенты называли отчисление беспрецедентным по своим масштабам, ректор университета Алексей Созинов пригласил на публичный прием и самих отчисленных студентов, и их родителей.

Как восстановиться?

Медицинский университет каждый год отчисляет студентов за неуспеваемость. Исключением не стал и 2018-й. Всего с января отчислены по академической задолженности 228 человек, остальные - по другим причинам, итого 417 студентов. В прошлом учебном году – 641, а в позапрошлом – 391, в 2014/2015-м – 441 человек. Для одних отчисление становится «холодным душем» - начинают учиться после восстановления, другие просто меняют профессию, пояснила «Казанскому репортеру» Лайсан Мухарямова. Но ничего экстраординарного не происходит, тем более, что процедура выставления известна, добавила проректор.

«Восстановиться студенты могут не ранее следующего семестра после отчисления. И во время встречи ректор студентам подробно объяснил, что нужно делать. Ближайший вариант – подать заявление в феврале, и тогда они идут повторно обучаться на второй семестр по программе, с которой не справились. Не захотели в феврале, подавайте в августе. И тогда восстановительной комиссией будет дано разрешение еще одну попытку. Ведь они, получается, самостоятельно позанимались, а мы попробуем у них это дело принять - промежуточную аттестацию», - говорит Мухарямова.

Проректор по образовательной деятельности КГМУ Лайсан Мухарямова.

Во всем мире нормальная анатомия – один из сложнейших предметов, на котором и срезаются многие учащиеся, пояснила собеседница «Казанского репортера». Дисциплина большая по объему, с очень высокой нагрузкой на память. Необычность была только в промежуточном зачете на первом курсе. Но в вузе считают, что изменения на пользу студентам, пусть они и привели к исключению.

«Нормальная анатомия изучается три семестра. И раньше у нас промежуточная аттестация по предмету была только один раз. То есть три семестра прошло, и зимой второго курса студенты сдавали экзамен. А до этого шел только текущий контроль по балльно-рейтинговой системе, которая включает в себя оценки за практические занятия и по модулям, разделам дисциплины. По анатомии это, например, «Кости», «Связки», «Сердечно-сосудистая система», «Мочеполовая система» и так далее, - объяснила Мухарямова. - В этих последних учебных планах, и студентам тоже это было объяснено, мы внесли изменения. Поставили промежуточную аттестацию дополнительно на первом курсе. Появился зачет по нормальной анатомии. Мы это сделали, чтобы мотивировать студентов заниматься более ритмично. И, надо понимать, те люди, которые отчислены сейчас, по старым учебным планам были бы исключены в марте».

«Произошедшее – сигнал, который мы просто дали раньше, вам и вашему ребенку»

Родители обивали пороги вуза после «сотенного» отчисления. Кто-то шел в деканат, кто-то к нашей собеседнице, другие попадали сразу к ректору. Поэтому и было решено провести публичный прием, чтобы поговорить со всеми сразу.

«Если человек, пройдя год анатомии, не сдал модули, а затем - в ноябре, не сдал материал первого курса, в январе он не выдержит экзамен. Это 100 процентов, — считает проректор по образовательной деятельности КГМУ. — И в общем тут ничего особенного не было. Кроме того, что мы сократили этот срок бесполезного пребывания в медицинском вузе. И когда ко мне заходят родители, я им пытаюсь спокойно все объяснить. Я уже сама человек взрослый, и больше 30 лет работаю, и много студентов выпустила. Так вот, произошедшее – сигнал, который мы просто дали раньше, вам и вашему ребенку. У нас, все-таки, образование а) дорогое – а там же большей частью коммерческие студенты, б) очень продолжительное, шесть лет все-таки учатся. Так если не успевают, может семье надо остановиться, сесть и подумать? А что дальше, почему такая ситуация стала возможной?»

Новый зачет вуз предложил сдавать в мае. Ближайшая пересдача в сентябре, а затем и в октябре. То есть времени на подготовку достаточно, если в первый раз сдаться не получилось, говорят в «меде».

«Вот, смотрите, человек в мае не сдал зачет. В сентябре приходит – а мы в сентябре даем возможность сдать в течение двух недель, тоже не сдает. Мы в октябре даем время, опять не сдает. Так значит, либо у ребенка не хватает способностей, и нужно набраться внутреннего мужества и отдать себе в этом отчет. Либо человек категорически не хочет быть врачом. У него нет внутренней мотивации для этого, и, что очень важно, у него нет внутренней дисциплины».

Вопрос внутренней дисциплины, по словам Лайсан Мухарямовой, больной и для отличников. Дело в том, что сдать экзамен в КГМУ мало. Здесь действует балльно-рейтинговая система, где учитывается посещаемость и включенность в процесс обучения – это «система оценки прилежания и дисциплины студента».

«Если он не ходит на занятия, идет понижение рейтинга. Даже если он потом отрабатывает, у него все равно с понижением рейтинг идет. На каждом занятии контроль студента. И даже отличники говорят: я и так могу этот экзамен выучить, а вы с этой балльно-рейтинговой системой всю картину портите. В этом случае, ребятам я говорю: среди вас очень много талантливых людей, которые, действительно, перед экзаменом могут освоить, может быть, и не такую дисциплину, как анатомия, но какие-то дисциплины могут короткой памятью освоить и быстренько ответить. Но дело в том, что мы воспитываем из вас врачей. И пациент не может ждать вашего вдохновения, желания. Или, когда у вас появится свободное время от каких-то ваших интересных занятий для того, чтобы заняться пациентом. Неизменный элемент формирования профессионализма в медицинском вузе – это обучение работе по правилам каждый день. Мне, как пациенту, не нужно этого врача с вдохновением. Мне нужно, чтобы он каждое утро ко мне приходил и каждое утро со мной, как с пациентом все, что положено по стандартам оказания медицинской помощи, по рекомендациям клиническим, все это делал. Правда? Мы ведь с вами, как пациенты, хотим этого?»

Чтобы воспитать умение работать «по правилам каждый день» и была ведена промежуточная аттестация, резюмирует проректор.

«У нас особая профессия, об этом и люди в комментариях к статьям после публичного приема говорили. Нельзя лодырей защищать. Да и во всем мире медицинское образование такое. И, уж, конечно, неприятно, когда пишут, что кто-то чего-то взятки… Ведь 80% студентов без проблем все сдали. И хороших студентов мы готовы на руках носить. Не то, что требовать. А пока объясняем: да, может быть, жесткими методами, но будем формировать у вас эту дисциплину. И, по существу, ничего экстраординарного не произошло. Такое количество людей у нас отчисляются ежегодно, потом восстанавливаются. Здесь просто мы людям сэкономили год. Сейчас можно сесть, оглядеться и принять решение. Есть студенты, которые сделают из таких жестких мер правильные выводы и начнут учиться всерьез. А есть те, кто выбирает другую профессию. Думаю, промежуточная аттестация, правильное решение. Чтобы люди два года зря не болтались. У нас были учебные планы такие, что первый курс заканчивался очень легко и просто. И из этого, на самом деле, ничего о хорошего не случается. Сейчас же французская система. Во Франции принимают всех подряд, а потом, после первого курса, устраивают настоящий отбор. Чтобы оценить реальную возможность. Все-таки обучение в школе и в вузе – разные вещи, совершенно с разным объемом информации имеешь дело».

Большинство отчисленных целевики и контрактники с факультетов педиатрии и лечебного дела. Есть и бюджетники, но они не в основной массе. Образование в КГМУ, действительно, дорогое – сигнал был подан верный. В этом учебном году лечебное дело и стоматология – самые популярные среди студентов направления, стоили 180 000 рублей. Педиатрия выросла в цене до 145 000, будущим фармацевтам предложили платить 135 000 рублей. Проходной балл по-прежнему высокий, однако в сравнении с прошлыми годами стал чуть ниже.

Комментарии

  1. Валентина 5 лет назад
    Это все вранье. Эти студенты не лодыри, которые чего там не учат. Жизни нет- зубрят , как сумасшедшие. Будьте честны, это все ваша профнепригодность , как преподавателей и субъективность при приеме экзаменов. Уж, если нет желания обучать , а потом принимать экзамен, то и результат соответствующий. Такое количество отчисленных! Про КГМУ давно истории нехорошие ходят, а вот ,что делают в КФУ...Так там еще хлеще...
  2. Михаил 5 лет назад
    Да нет, не вранье. Многие студенты просто не способны учиться. Они готовы ходить и изматывать преподавателя, но посидеть с книгой не хотят. Или не понимают. Правильно сделали, что отчислили, теперь поймут, что либо надо выбирать специальность попроще, либо начать учиться
  3. игорь 5 лет назад
    понятно. выперли так называемую лимиту.. Сынков и дочек главных врачей ЦРБ, различных местных "царьков" районного сельского масштаба ..... Туда им и дорога. Мы поступали за знания, а лимита колхозная по направлению вне конкурса. Мы на сессиях старались минимум на 4 балла знания показать и получить стипендию. (40 рублей) а эта лимита на 3 с минусом училась и получала 45 р. от колхоза. ПРАВИЛЬНО ВЫГНАЛИ. Парни ДОЛГ Родине отдадут на срочке в РА, Может ума прибавиться. Ну а девочки ..... может замуж выйдут.
  4. росев 5 лет назад
    Не заплатили, вот и не сдали.
  5. Ольга 5 лет назад
    Все абсолютно правильно написано.Моя дочь далеко не отличница в школе была , но благодаря своей упорности и упертости уже на пятом.А ее соседка по комнате -золотая медалистка вылетела с первого курса.Может мотивация была недостаточной может самооценка высокой.В мед Вузе надо зубрить с первого дня не откладывая на второй несмотря на усталость недомогание или лень иначе не наверстаешь потом.Это каждодневный каторжный труд. А иначе никак.
  6. Марат 5 лет назад
    Учить просто надо и занятия посещать. Не возникло просто у ребят понимание, что началась взрослая жизнь. Не думаю, что нормальная анатомия может быть сложнее, чем сопромат, термех или математический анализ. Конечно, жалко отчисленных студентов и слезы их родителей в особенности. А у кого ума прибавиться, восстановятся, сам через это прошел в свое время.
  7. аноним 5 лет назад
    Значит, взяточку не додали. И дело не в том, учится сам студент или нет.
  8. Лидия 5 лет назад
    А Вы списки целевиков посмотрите, аноним. Чьи детки? Все - высокопоставленных, да с "хлебных" мест. И не надо с больной головы на здоровую валить. Правильное отчисление.
  9. Ибрагим 5 лет назад
    Зато имдж нашего медвуза подниметься. Это не шутки, гаспада. Это связоны с жизнями людей!
  10. мария 5 лет назад
    с меде одна коррупция . не только на учебке но и в ахч , бухгалтерии и выше
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!