$ 66,24
75,70
Казань -3 °C

«1 день — 1 экспонат»: свияжские линолеумы

11 ноября 2018 | Культура

Как библейские сюжеты появились на покрытии для пола — линолеуме, и почему художник начала ХХ века выбрал редкие для русских храмов сцены из Евангелия? Мы продолжаем проект «1 день — 1 экспонат» и вместе с его автором Антоном Райхштатом на этот раз отправимся на остров-град Свияжск.

Художественная галерея музея-заповедника «Остров-град Свияжск» занимает два этажа здания бывшего ремесленного училища. На втором этаже находятся полотна мастеров «свияжской художественной колонии», которая возникла здесь в 1980–90-е годы и объединила таких художников, как Евгений Голубцов, Анатолий Егоров, Николай и Илья Артамоновы, Рашит Сафиуллин и других.

А на первом этаже, где представлены образцы православного искусства, взгляды посетителей неизменно привлекают 4 масштабных полотна из свияжского собора, посвящённого иконе «Богоматерь всех скорбящих радость». Первое, на что обращают внимание зрители — масштаб работ. Картины занимают всю поверхность стены. Однако работы интересны еще благодаря двум обстоятельствам: редкий сюжет и необычный материал, который художник использовал в качестве холста — линолеум.

Библейские сюжеты действительно выполнены на довольно необычном материале — больших листах линолеума. Впрочем, в XIX веке линолеум несколько отличался от того покрытия, которое распространено сейчас. Слово происходит от латинских linum — лён и oleum — масло. По сути линолеум представлял из себя льняное полотно на которое наносилась масса, изготовленная также на основе льняного масла. Российская империя до революции была одним из крупнейших в мире производителей линолеума, благодаря обширным посевам льна.


Интересно и содержание картин. На трёх из них представлены сюжеты, которые довольно редко используются русской православной иконографией. Две картины изображают евангельские сюжеты, известные как «Встреча на пути в Эммаус» и «Явление Христа двум ученикам в Эммаусе». Согласно тексту Евангелия, двое из семидесяти учеников Христа, Клеопа и Лука, через три дня после распятия шли по дороге из Иерусалима в селение Эммаус, беседуя об Учителе и событиях последних дней. Тут к ним присоединился путник, которому они поведали о смерти предполагаемого Мессии. Путник, ответив: «О, немысленные и медлительные сердцем», напомнил им ветхозаветные пророчества о Христе. Вечером, расположившись за столом, путник взял в руки хлеб, благословил, преломил его и подал ученикам, как обычно делал Христос. В этот момент сердца учеников открылись для духовного видения, и они, наконец, узнали Христа.

Второй необычный сюжет, популярный в западном христианстве, — «Хождение Христа по водам». Христос, испугав апостолов, приходит к ним на корабль по морю. Пётр, считая, что чудеса творятся только внешним старанием, просит Христа приказать ему подойти по воде к себе. Христос говорит: «Иди». Но Пётр, пройдя по воде несколько шагов, испугался, утратил веру и стал тонуть, взывая о помощи. Христос, ответив «зачем ты усомнился?», помогает ему.

— Размышляя о том, почему не сильно распространенные сюжеты, к тому же не связанные напрямую с классическим «богородичным» циклом росписей, появляются на стенах свияжского храма, мы, думается, должны иметь в виду два момента, — рассказывает директор музея-заповедника «Остров–град Свияжск» Артем Силкин. — Первый — время появления росписей. Собор расписывают в начале Первой мировой войны, когда вся страна, с одной стороны, ожидает великих побед: возвращения под православное управление Константинополя, освобождения единоверцев на Балканах… А с другой, живёт ощущением надвигающейся катастрофы. Конечно, с православной точки зрения достижению целей и спасению от невзгод могла послужить только чистая и искренняя вера, к которой вызывают сюжеты свияжского храма. Второй момент — само посвящение собора иконе Богоматери, помогающей всем скорбящим. И снова описанные нами сюжеты как бы подчеркивают, что путь к прекращению скорбей — вера в мудрость божества и вечную жизнь. Вера, которую Россия начала XX века стремительно утрачивала под влиянием самых различных факторов.

Остаётся вопрос: почему же художник в качестве полотна использовал линолеум, а не нанёс эти сцены непосредственно на стены? Вероятнее всего, при обустройстве собора выбрали этот материал по причине подмокания в местах крепления картин, что делало невозможным выполнение росписи непосредственно на стенах. Натуральный линолеум прекрасно сохраняет свои свойства в сухих и теплых помещениях, на морозе же он растрескивается и становится ломким.

Создатели собора, обеспеченного прогрессивной по тем временам системой отопления, позволяющей поддерживать необходимую температуру в любое время года, не могли представить себе, что всего через несколько лет после завершения росписей жизнь в стране изменится до такой степени, что отопление соборов перестанет быть заботой государства и общества. В советское время собор использовался в качестве склада совхоза НКВД, который находился на территории бывшего женского монастыря, а в наши дни он вошел с серьезными проблемами кровли.

Посетители собора в начале 2000-х могли видеть отслоившиеся от стен листы живописных линолеумов, которые отвисали и приходили в негодность из-за непогоды, налетов птиц, воздействия микроорганизмов и общих неблагоприятных условий. После начала работ по реставрации собора линолеумы попали к реставраторам московского реставрационного управления МНРХУ, которые перенесли их на твердую основу, закрепили красочный слой и отправили в Казань, где привели в экспозиционный вид. В соборе же сделали копии этих сюжетов прямо на стенах, поскольку проблемы гидроизоляции были решены при проведении реставрационных работ.

Антон Райхштат совместно музеем-заповедником «Остров-град Свияжск».


ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: Антон Райхштат
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости