В России началась разработка ПАК ДА. Рассказываем о характеристиках «невидимки»

08 ноября 2018
События

Проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца – принципиально новый летательный аппарат с уникальными системами связи и радиоэлектронной борьбы, малозаметный, с двигателем, устойчивым к «воздействию поражающих факторов ядерного оружия». И еще, колдовать над машиной будут в Казани.

Представители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили о начале разработки в России перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Проект, напомним, будут реализовать в Казани, а работы по модернизации и развитию комплекса на особом контроле у верховного главнокомандующего и министра обороны страны – на это в ОАК обратили особое внимание. Что из себя будет представлять ПАК ДА, пока можно представить лишь по обрывочным инсайдам. Мы собрали все, что известно на этот час.

ПАК ДА или «изделие 80» — проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения, разрабатываемый «Туполевым». Это не модернизация уже известных машин, а принципиально новый летательный аппарат. Используют лишь отдельные технические решения, примененные в Ту-160М2. Какие, пока неясно.

Проработкой концепции занялись еще в 2009 году, полагая, что первый полет состоится в 2025-м. Если этот срок удастся выдержать, на вооружение бомбардировщик примут в 2028 году, говорили несколько лет назад. По задумке ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160. Частично он возьмет на себя функции Ту-22М3. Впрочем, пока «старички» полностью устраивают военное командование, судя по заявлению министра обороны Сергея Шойгу.

«Ту-160 – уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в неё конструктивные возможности, - отметил министр накануне. - Лучшего самолёта в сверхзвуковом классе никто ещё не придумал».

За счёт модернизации стратегических ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС, восстановления производства самолётов Ту-160М усиливается воздушная составляющая стратегических ядерных сил России, добавили в ОАК.

Планируется, что к концу следующего десятилетия, ПАК ДА полностью заменит Ту-95 и Ту-160 и станет основной машиной российской стратегической авиации.

В прошлом командующий Дальней авиацией ВКС России Анатолий Жихарев, говоря о ПАК ДА, объяснял: ведется разработка принципиально нового самолёта с прицельно-навигационным комплексом, который сможет применять все существующие и перспективные виды оружия, стоящие на вооружении. Комплекс должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью. По некоторым данным планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов. Все это из разряда первых заявлений о перспективном комплексе. Из свежего – сказанное заместителем министра обороны России Алексеем Криворучко. ПАК ДА построят с применением стелс-технологий, впрочем, и это ближе к ранним заявлениям Жихарева о малой заметности.

В октябре на сайте государственных закупок разместили тендеры на опытно-конструкторские работы по двигателю ПАК ДА. Среди требований обозначили следующее:

  • Системы двигателя – основная и дублирующая, должны обеспечить до 30 часов непрерывного полета.
  • Минимальный срок службы изделия - 12 лет. При возможности продления эксплуатации до 21 года.
  • Топливопитание и гидромеханическое регулирование не должны «бояться» околонулевых и отрицательных перегрузок до 2,7 g. Рабочим считается «коридор» температур от 50 до -60 градусов Цельсия.
  • Двигатель должен быть устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия.

По срокам наиболее свежие данные следующие. Дмитрий Рогозин, еще в статусе вице-премьера России, выражал надежду, что испытания ПАК ДА начнутся в 2023 или 2024 годах. Юрий Борисов – сейчас вице-премьер, а на момент заявления замминистра обороны, прогнозировал начало серийного производства ПАК ДА в 2028 – 2029 годах. В 2018 году начинается активная фаза проектирования в Казани. И это единственная дата не прогнозного свойства.


Портрет-схема

Говорить о внешнем виде машины мы можем лишь с пометкой «вероятно». Но кое-что при анализе открытых источников вырисовывается. Наверняка, роль фюзеляжа у ПАК ДА сыграет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку – схема созвучна описанию, так называемое, «летающее крыло». Летать бомбардировщик будет на дозвуковых скоростях – разогнаться выше скорости звука не позволят особенности конструкции, в том числе, значительный размах крыльев. О заметности для радаров мы уже говорили выше – фактически, надеются создать «невидимку». Что получится, увидим.

Доработанная схема планера и уникальный двигатель позволят ПАК ДА садиться и взлетать в любых условиях. Возможная к применению номенклатура средств поражения обещает быть самой широкой. По словам генерала-полковника Виктора Бондарева – ранее он был главкомом ВКС, а теперь работает в Совете Федерации, ракеты для ПАК ДА получат возможность анализировать воздушную и радиолокационную обстановку и на основании этого анализа принимать решение о высоте и скорости своего полета.

По всей видимости, конкурентами нового бомбардировщика могли бы стать американские Northrop B-2 Spirit и В-1В Lancer. Но если российским разработчикам удастся выдержать заявленные основы, машина получится уникальной.


Комментарии

  1. Вячеслав 5 лет назад
    Ещё у нас изобрели "Армату" и ещё что-то, но денег на выпуск нет....разворовали
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!