$ 65,99
74,90
Казань +0 °C

​Рейтинг общественных пространств Казани


Аналитическое агентство «ПромРейтинг» изучило парки, скверы и публичные места в Казани. Исследование стало первым комплексным анализом общественных пространств в городе, которое выполнили независимые исследователи. «Казанский репортер» публикует исследование целиком.

На протяжении последних лет вектор развития Казани направлен в сторону создания и обновления общественных пространств. Вслед за Москвой и Петербургом казанские парки, скверы, набережные, бульвары и площади стали выступать инструментом взаимодействия властей с горожанами и туристами.

К созданию образа новой идентичности города прилагается много усилий. Региональные СМИ переполнены привлекательными фотографиями новеньких объектов. Но работает ли все это? Насколько эффективно? Что считать критерием эффективности? В каких компонентах общественных пространств город отстаёт? Где территориально расположены лидирующие и отстающие городские проекты?

Крайне любопытно узнать ответы на эти вопросы не в бытовых спорах, а подключив инструменты web-мониторинга, полевую социологию, математику.

КРАТКО. ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ И СДЕЛАЛИ?

  1. Определили сами для себя что такое общественное пространство.
  2. Объединяя информацию нескольких методов web-мониторинга, рассчитали рейтинг топ-20 наиболее популярных общественных пространств Казани.
  3. Провели цикл опросов казанцев. Узнали у горожан, чего они прежде всего ждут от общественных пространств. Составили перечень «общественных» критериев.
  4. Познакомились с современными подходами к проектированию и эксплуатации общественных пространств. Составили перечень «экспертных» критериев.
  5. Полевым способом изучили более 30-ти парков, скверов, набережных, бульваров, улиц и площадей города. Выявили соответствие ОП обозначенным выше критериям.
  6. Составили рейтинг топ-10 общественных пространств исходя из «общественных» ожиданий.
  7. Составили рейтинг топ-10 общественных пространств исходя из «экспертных» ожиданий.
  8. Подготовили вывод по проведённой работе.

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО?

Усреднённое определение общественного пространства по мнению организаторов исследования АА «ПромРейтинг» звучит следующим образом:

Общественное пространство это – «Общедоступное, свободное от транспорта многофункциональное место притяжения, открытое для разных групп жителей».

Смыслом существования общественных пространств является формирование городской среды засчёт своей притягательности для различных групп горожан. Инструментами взаимодействия с людьми выступают активности: торговля, праздники, отдых, образование, культурные и политические события, а также наличие и способ организации физических объектов.

Совсем упрощая, общественное пространство можно воспринимать как расширитель пространственных ощущений от домов и квартир горожан до масштабов целых городов. В этом смысле общественное пространство уже не место, а способ обживания мест.

ТОП-20 НАИБОЛЕЕ УПОМИНАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ

Центральной проблемой первого этапа исследования являлось разделение общественных пространств и достопримечательностей. Дело в том, что под большинство существующих определений общественного пространства попадают локации не в полной мере соответствующие духу общественных пространств.

Примеров масса. Казанский Кремль, ул. Баумана, «Чаша». Все эти топонимы занимают верхние строчки упоминаемости в социальных сетях, выдаче поисковых машин, статей и новостей электронных СМИ. Люди любят здесь фотографироваться и «чекиниться».

При всем при этом, Казанский Кремль, ул. Баумана и «Чаша» формально имеют все признаки общественного пространства вроде общедоступности, многофункциональности, отсутствия транспорта, присутствия культурной составляющей, общепита, туалетов, благоустройства и даже меняющейся повестки.

В этих местах действительно присутствует развитие и «движение». Однако, эти пешеходные достопримечательности города являются «эрзац-общественными пространствами». Интерес к ним специфичен и исходит в основном от гостей города. Именно для того, чтобы доказать это, нам пришлось тратить время и ресурсы на опросы горожан, изучение критериев урбанистов и пеший обход улиц, парков и набережных.

РЕЙТИНГ МЕДИАПРИСУТСТВИЯ: ТОП-20 ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ-2018

Методика расчёта включает в себя расчёт критериев упоминания в СМИ, в блогах, вхождения в профильные международные рейтинги агрегаторов, распределение хэштегов и геотегов в социальных сетях, сопутствующая активность вокруг общественного пространства в социальных сетях, популярность и кучность запросов в поисковых системах.

ПОЧЕМУ МЫ ДОБАВИЛИ ЕЩЁ ДВА РЕЙТИНГА?

В процессе усложнения общества и увеличения областей самоприменения, человечество постепенно родило понятие профессии и профессионала. Людям подготовленным, длительное время занятым в «обсасывании» специфичных проблем, как правило лучше известны неочевидные причинно-следственные связи в выбранных направлениях деятельности.

Доктор назначает горькое лекарство, которое при этом лечит недуг. Та же ситуация с архитекторами и урбанистами. Предлагаемые решения могут быть горьки и непонятны, однако, притворенные в конкретные элементы дизайна общественных пространств, такие идеи могут неожиданно для возмущённых горожан улучшить их жизнь.

Другой пример. Вряд ли существенный процент опрошенных граждан СССР в середине 80-х на вопрос о приоритетных технологиях ответил бы: мобильный интернет, планшеты и умные часы. Это вещи, которых никто осознанно не желал, однако, изменили общество и стали частью жизни. Сюда же стоит добавить, что людям всегда свойственно жить прошлым и с недоверием относиться к новизне.

Про мнение профессионалов понятно. Но зачем тогда нужен народный рейтинг? Дело в том, что человек живёт здесь и сейчас, отложенное улучшение криминальной обстановки, улучшение экологии, снижение маятникового трафика, вещи крайне полезные. Только вот если в любимом парке всегда закрыт буфет, нет туалета, бегают бойцовские собаки без намордников, а на скользкой плитке разбиваются носы, никакая айдентика спасти не сможет. Недовольство горожан новизной допустимо, но оно не должно выплескиваться через край как в отношении целых общественных пространств, так и применимо к отдельным их элементам.

Судя по всему, идеальное общественное пространство лежит где-то посередине между массовыми житейскими чаяньями большинства горожан и воспарившей мыслью модного профессионального архитектора.

В вечном споре о том, кто лучше знает, как сделать мне хорошо — я или дядя с ученой степенью, мы никого не выбрали, отважившись выявить в казанских общественных пространствах качества важные как для рядовых горожан, так и признаки, декларируемые профессиональными урбанистами.

РЕЙТИНГ ЭКСПЕРТНЫХ ОЖИДАНИЙ ТОП-10 ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ ИСХОДЯ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭКСПЕРТАМИ-УРБАНИСТАМИ

Рейтинг составлен на основе анализа современных концепций благоустройства общественных пространств. Базовые критерии расчета:

  • сохранение историко-культурных основ территорий,
  • экологичность,
  • гибкие планировочные решения (трансформация),
  • использование сложившихся концептов использования территорий,
  • сомасштабность человеку,
  • навигация,
  • наличие выраженных доминант,
  • преобладание функции над формой,
  • новаторство и разнообразие,
  • среда без преград,
  • притягательность,
  • отсутствие типовых решений и одномерности,
  • детские зоны интересные взрослым,
  • присутствие социальных и культурных событий,
  • развитие во всем,
  • поддержка старых и развитие новых сообществ,
  • работа со звуком,
  • торговля и уличные кафе,
  • наличие воды,
  • малые архитектурные формы,
  • газоны.

РЕЙТИНГ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОЖИДАНИЙ 2018: ТОП-10 ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ КРИТЕРИЯМ ГОРОЖАН

Составлен на основе опросов горожан. Базовыми критериями отбора ОП выступили:

  • разнообразие детских зон,
  • безопасность (в том числе в разрезе выгула собак),
  • наличие, качество и распределенность заведений общественного питания, многопрофильность,
  • транспортная общедоступность,
  • бесплатные работающие общественные туалеты / комнаты матери и ребенка,
  • газоны,
  • уважительный персонал,
  • освещенность,
  • наличие скамеек со спинками и урн,
  • качество покрытий,
  • активности,
  • отсутствие посторонних запахов.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА. ОБЩИЙ ВЫВОД

Новые и обновлённые общественные пространства заинтересовали горожан и гостей города. Их значение выходит за рамки новостей, лишь привлекающих к себе внимание и выступает событием, имеющим отдалённые последствия. Люди вступили во взаимодействие с новой средой, все чаще предпочитая её привычным торговым центрам и загороду.

Наши опросы показывают, что у части городского населения, находящегося в авангарде использования общественных пространств, видоизменятся модель потребления.

При этом достаточно чётко прослеживаются различия в приоритетах между горожанами и урбанистами. Для первой категории важнее понятные атрибуты общественных зон: удобные лавочки, тёплые не закрытые после 22:00 туалеты, доступное кофе и булочки в киосках, отсутствие посторонних запахов и прочее.

Экспертные критерии, связанные с культурными компонентами, работой со звуком, экологией, соразмерностью объектов, отсутствием типовых решений, использованием сложившихся концептов использования территорий, практически не упоминаются гражданами в опросах. Однако, возможно эти вещи улавливаются подсознательно и слабо вербализируются в общении с представителями исследовательских групп.

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ

В ходе исследования удалось зарегистрировать и обобщить наиболее распространённые проблемы общественных пространств Казани

  • Бесконтрольный выгул собак без намордников
  • Отсутствие собачьих площадок/ вход в собачьи зоны параллелен входу в детские зоны
  • Смешение велодорожек и прогулочных зон
  • Эксплуатация велосипедов/ «колёсных электрогаджетов» на пешеходных зонах
  • Смешение спокойных зон с зонами высокой активности
  • Отсутствие функционирующих и бесплатных туалетов
  • Перебои в работе заведений общественного питания (особенно в межсезонье)
  • Неактуальная, неинформативная или отсутствующая навигация
  • Перебои с освещением
  • Низкая скорость реакции администрации парков на повреждение инвентаря

Проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц, являются наземные пешеходные переходы, соединяющие привлекательные общественные пространства с прилегающими территориями. Здесь увеличенный пешеходный трафик, здесь чаще чем в других местах дети перебегают дорогу без взрослых.

Примеров особо опасных пешеходных переходов несколько: переход от парка «Калейдоскоп» в месте пересечения ул. Сыртлановой и ул. Гарифьянова. Здесь движение водителей регулирует светофор, а находящаяся перед стоп-линий зебра не имеет своего светофора. Подобный формат организации дорожного движения приводит к тому, что пешеходы и автомобили вполне осознанно ездят по переходу одновременно. Местные водители особенность перекрестка знают, а вот заезжие автомобилисты попадают в сложные ситуации. Парк «Калейдоскоп» направлен на маленьких детей. Это добавляет рисков.

По словам опрошенных, вызывает проблемы и другой переход по ул Гарифьянова. Местные жители отмечают, что светофор «с кнопкой», регулирующий движение по переходу, время от времени включает разрешающий свет параллельно автомобилям и пешеходом.

Другая проблема у пешеходов возникает на пути к кремлевской набережной и дворцу земледельцев. Пересечение ул. Большой Красной и ул. Батурина. Здесь горожане массово переходят дорогу по переезду, предназначенному для движения велосипедистов.

Подобные «переходные» проблемы, в разных масштабах, есть практически у всех общественных пространств Казани.

ПЛЮСЫ БОЛЬШИНСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАЗАНИ

  • Взаимодействие администрации с местными горожанами на этапе планирования и эксплуатации
  • Сохранение имеющихся концептов использования территорий
  • Обыгрывание имеющейся среды
  • Сохранение/возрождение культурной составляющей
  • Применение качественных материалов
  • Работа с социальными сетями
  • Проработанные программы активностей
  • Отсутствие типовых решений


P.S. В процессе изучения общественных пространств Казани АА «ПромРейтинг» не взаимодействовало с общественными и политическими деятелями, советниками, консультантами, доброжелателями, организациями и прочими лицами, обладающими позицией по проделанной работе и личной заинтересованностью в конкретных результатах. На нас не воздействовали авторитеты, былые заслуги, международные премии и признание людей, занятых в создании, обновлении и эксплуатации общественных пространств Казани.

Методика расчёта экспертного, общественного и медийного рейтинга прозрачна. Все расчёты схемы, фотографии и планы могут быть представлены по запросу представителей СМИ, профильных специалистов и административных органов.

Рейтинги проводились по конкретным методикам расчёта, предполагающими присвоение коэффициентов и весов отдельным признакам. Проведение исследования по альтернативным методикам может привести к получению альтернативных результатов.

Фотографии: Владимир Васильев, Олег Косов
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости