$ 66,25
75,39
Казань -2 °C

Как работают группы для аутистов в детских садах Казани. Просто о важном

Объяснить, попросить, сказать «привет», не пугаться окружающего мира, стать его частью. В ресурсных группах педагоги помогают детям с расстройствами аутического спектра решать жизненно важные задачи, которые большинству кажутся повседневной ерундой. К большой работе не так давно присоединились два детских сада в Советском районе Казани - №109 и №159. С малышами здесь занимаются с начала года, а накануне случилась своего рода презентация возможностей.

В детском саду №109 - две группы для аутистов. В каждой занимаются не более пяти человек. С детьми работают 10 педагогов, все прошли курс прикладному анализу поведения (АВА-терапия) – тьюторскому сопровождению дошкольников с расстройством аутического спектра. Кроме того, с детьми занимаются нейропсихолог и дефектологи. Подготовкой команды и, собственно, самого пространства групп вместе с Управлением образования Казани занимался благотворительный фонд «В твою пользу». Представители фонда накануне провели экскурсию для мэра Казани Ильсура Метшина. Председатель наблюдательного совета благотворительного фонда Оскар Прокопьев обратил внимание на оборудование ресурсных групп – «помогает в релаксации, способствует развитию коммуникативных навыков». А глава фонда Дарина Табакова пояснила, детские сады в ходе реализации проекта по организации групп прошли своего рода кастинг.

«Детский сад выбирался по нескольким критериям – чтобы помещения, где занимаются дети, находились на первом этаже. Кроме того, важно было, чтобы две группы могли разместиться в одном блоке, в каждой из них должны быть общая комната и зона релаксации», - передает слова Табаковой пресс-служба мэрии, отмечая, на подготовку одной из групп направили президентский грант.


Как проходят занятия

Посещать ресурсные группы могут дети от 3 до 6 лет. Сначала с каждым ребенком проводят тестирование, чтобы понять, насколько развиты его навыки. Получив первую информацию, педагог начинает строить каркас образовательного и воспитательного процессов. Малышей объединяют не по возрасту, а по уровню развития навыков. Поскольку одни могут плохо разговаривать, а другие, к примеру, не очень хорошо понимают чужую речь. Образовательный процесс сопровождает куратор фонда «В твою пользу» Анна Устиновская, она же помогает тьюторам.

В первой ресурсной группе детсада №109 собрали детей, наименее адаптированных к окружающему миру. Чтобы малыши чувствовали себя спокойней, пространство в комнате зонировано ширмами. Кроме того, и без того небольшую группу в пять человек, могут на первое время довести до 2-3 человек.

Сначала тьютор находится со своим воспитанником постоянно – разъясняет те или иные задачи, помогает их выполнить. Затем присутствие должно стать менее заметным, таким образом, ребенок привыкает к самостоятельности. Впрочем, сейчас говорить о такой степени адаптации рано. Пока малыши занимаются «трехминутками» - дольше просто не могут усидеть, такая особенность.

«Мы активности меняем каждые три минуты, - объясняет Устиновская. -Такой темп нужен, чтобы у них не начиналась фрустрация, нежелательное поведение».

Программа обучения и воспитания делится на два больших блока – академические занятия и динамические паузы. Последние, кстати, могут показаться воспитанникам наиболее сложными. Аутистам плохо дается танец, мешает музыка – «сенсорный элемент, к которому они очень чувствительны», говорит куратор. Помимо всего прочего, сложная задача для них на этом этапе – видеть друг друга и педагогов.

Снять напряжение малыши могут в комнате релаксации и сенсорной разгрузки. Сенсорный дефицит отмечен у всех детей с аутизмом, говорит Анна Устиновская.

«Если у одних есть сильная сенсорная чувствительность – к звукам, прикосновениям, то у других она недостаточная. Дети любят бассейны с шариками, пролезать по тоннелю. По сути, эта комната призвана сбалансировать психологическое и физиологическое состояние ребенка, подготовить его к академическим занятиям».

Знакомство с детьми из других групп, как часть обучения

По мере адаптации в своей ресурсной группе, малыш начинает общение с «соседями». Например, чуть больше, чем через месяц посещения своей группы, один из воспитанников делает зарядку вместе с другими ребятами в гимнастическом зале. Помогает свой тьютор, который стоит прямо перед мальчиком и дублирует все движения основного педагога. Позже тьютор изменит свое положение – попытается перевести внимание ребенка на тренера в гимнастическом зале. В идеале, вовсе отстранится от занятия и позволит основному педагогу работать одному. Но все это в будущем времени.

Еще одна возможность познакомиться с другими ребятами – общие прогулки на свежем воздухе. Достаточно просто находиться рядом друг с другом, здороваться и прощаться, смотреть, слушать.

«Зачастую они не знают, как попросить, как объяснить, что они чего-то не хотят, это провоцирует нежелательное поведение. Дети учатся общаться, взаимодействовать с другим человеком, передавать и получать информацию. Снижается чувствительность к шуму, большому количеству людей, режиму», - говорит Устиновская.

Дети уже научились проводить в детском саду больше времени. А один из воспитанников и вовсе остается на полный день, с 8:00 до 17:00. Все поставленные задачи будут считаться решенными, когда из ресурсной группы малышей переведут в общую. Это и будет подготовка к школе, объяснила Анна Устиновская.

Досье

Подобные ресурсные группы в Казани работают с 2016 года. Занимаются в них 45 детей. А потребность в открытии новых «филиалов» не уменьшается.

Программа по работе с аутистами распространена не только на дошкольное образование. В пяти школах города открыты ресурсные классы – с 1 сентября 2017 года посещать занятия там могут 17 учеников с расстройством аутического спектра.



Фотографии: Материалы пресс-службы/kzn.ru
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости