Чулпан Хаматова. Гимн силе человеческого духа

01 октября 2018
Культура

Свой сегодняшний день рождения казанская, татарстанская, российская актриса Чулпан Хаматова, в том числе, отмечала на площадке телевизионного фильма «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной.

Съемочная группа подготовила сюрприз для Чулпан – это «тематический торт», как назвал его пресс-секретарь администрации Лаишевского района Татарстана Расим Хазиев.

Именно в Лаишево – в историческом поселении Семрук, снимают сибирскую часть сериала (кстати, над татарской, по иронии, работали в Перми). Помимо торта, Чулпан преподнесли композицию – цветы, шары, роман… Карточками актриса делилась на личной странице в соцсети.

«Мой вагончик. Спасибо безграничное! «Зулейха открывает глаза». Как же мне с вами повезло!» - написала Чулпан Хаматова.

Слова поздравлений своей «Зулейхе» сказала и Гузель Яхина. Роман, как не раз говорила автор, задумывался как сценарий. И Зулейха с самого начала писалась по образу Чулпан Хаматовой. Непосредственно в съемочном процессе Яхина участия не принимает, она лишь консультант. Однако на съемочной площадке – в Семруке, все равно побывала. Позже признавалась, находиться в созданном пространстве было любопытно. Но как все будет выглядеть на экране, пока представить себе трудно.

«Укрылась вашим романом, утеплилась…»

Раз так случилось, что день рождения Чулпан Хаматовой отмечаем в разгар съемок «Зулейхи…», поделимся небольшой историей от первого лица: как зарождались отношения самой Хаматовой с романом. Но для начала несколько слов о сюжете. «Зулейха открывает глаза» - история раскулаченной татарской крестьянки. Действие романа начинается в 1930 году в далёкой татарской деревне. Зимой 1930-го у крестьянки Зулейхи убивают мужа, а её саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по каторжному маршруту в Сибирь. Во второй части романа рассказывается история выживания ссыльных, брошенных в глухой тайге на берегу Ангары без пищи, крова и тёплой одежды. Кучке людей самых разных национальностей, конфессий и судеб приходится вместе бороться за выживание против суровой природы и новой власти. В деталях о знакомстве с одним из самых успешных примеров российской прозы Чулпан Хаматова говорила еще в ходе творческой встречи в 2016 году, обращаясь и к Гузель Яхиной – она стала компаньоном события, и к гостям в импровизированном зале. Надо сказать, с началом работы на съемочной площадка позиция не изменилась. Делимся хрониками.

«Я укрылась вашим романом, утеплилась. Кроме литературной радости чтения, вы подарили мне те крупинки, которые были в моем детстве, те абсолютно теплые ассоциации, связанные с моей татарской культурой».

«У моего прадеда была обувная фабрика, картель, где работали подмастерья. И, конечно же, он не избежал этой страшной участи, которая постигла героев романа. И очень это было большой запретной темой в нашей семье, темой страха рассказывания. У меня вообще родственники были немногословные. Например, дедушка никогда не вспоминал войну, хотя дошел до Польши. А нас заставляли писать сочинения о подвигах дедушек. У всех были такие красочные сочинения, а мой дедушка говорил: «было холодно, грязно и вши». А я говорила: «я же не могу это написать…» И эта история с фабрикой была такой же… Но темы все равно скрывались, наверное, их не спрячешь запуганностью».

«Сначала героиня чувствует и запахи, и звуки, каждая мелочь цветная, объемная – все живет, дышит. А потом, когда почва уходит из-под ног все минимизируется».

«Появление романа «Зулейха открывает глаза» — большое событие в русской литературе. Нам всеми силами надо постараться сделать так, чтобы фильм не испортил это произведение. А это непросто. Драматические события 30-х годов прошлого века сейчас вдруг стали спорными. Во мне это вызывает недоумение и большое раздражение. Трагедия 30-х годов, на мой взгляд, очевидна. Все, что было сделано Сталиным, — это абсолютный геноцид собственного народа. В фильме мне очень хотелось это передать».

«У меня есть дядя. Его зовут Чулпан. Он сын врага народа. Его папу – он был муллой, арестовали и расстреляли. И для него эта тема закрыта раз и навсегда. Не обсуждает, не разговаривает. И я уговаривая его прочитать этот роман опять услышала очередное «нет, это слишком больно». Я сказал: это настолько удивительный роман, светлый, он про такое страшное время, чудовищные невыносимые испытания, и про такое несправедливое мироустройство… Но он такой светлый, и в нем столько надежды. Умоляю, прочитайте. Он прочитал и сказал: «да, ты была права». Я много слышала: нет, о раскулачивании мы читать не будем. Но они совершенно не понимают, о чем история. Это гимн силе человеческого духа, который невозможно сломить, наверное, даже убив».

ФОТОРЕПОРТАЖ

В завершение кадры со съемочной площадки – не только Семрук, но и пермские фотографии – если кто-то из героев останется неузнанным, можно сходить сюда, где мы рассказываем об исполнителях ролей.



Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!