​Госсовет услышал оппозицию

23 декабря 2015
События

Одна из главных тем заключительного в этом году заседания Госсовета Татарстана была посвящена реализации программы развития образования в республике в 2015 году. С докладом выступил министр образования и науки Энгель Фаттахов. Приглашенные на сессию члены непарламентских партий говорили в основном о проблеме преподавания татарского языка. Этот вопрос, как выяснилось, интересовал и действующих парламентариев.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов, выступая сегодня на заключительном в этом году заседании республиканского парламента, отчитывался о ходе реализации программ развития образования в Татарстане в 2015 году.

Итоги, согласно докладу Фаттахова, мягко скажем, феноменальные. Тут и дополнительные программы, которые поспособствовали «кардинальному обновлению образовательной среды» (за последние три года построено 156 новых детских садов), и внедрение новых образовательных технологий, на что выделили 2,3 млрд рублей, и уровень инфраструктурного развития системы образования в Татарстане, которая, по словам Фаттахова, «иногда превышает уровень многих зарубежных стран».

Деньги выделили, освоили, инфраструктуру улучшили, а вот с кадрами ситуация не так феноменальна, как хотелось бы. Министр рассказал, что летом прошлого года провели оценку профессиональной компетенции начальников отделов образования, по итогам которой «произведена ротация ряда руководителей».

Дабы не только школьники страдали от многолетней подготовки к ЕГЭ, в ноябре этого года впервые провели диагностическое тестирование в формате единого госэкзамена для тех 16 тысяч учителей базовых школ, которые к этому ЕГЭ и готовят будущих абитуриентов. В итоге, как сказал, министр, такую практику в федеральном центре признали передовой и рекомендовали ее семи российским регионам.

Результатами проверки Фаттахов, судя по всему, остался недоволен. Отвечая на вопрос депутата, он сообщил, что «мы должны знать, что имеем» и задался вопросом: «Как может работать учитель-предметник, если по своему предмету он набирает 30 баллов?»

Перейдя к более позитивным новостям, Фаттахов с гордостью отметил, что этот год «ознаменовался рядом крупных побед наших руководителей и педагогов». Тут и директор 19-й гимназии Казани Нияз Гафиатуллин, который стал вторым на всероссийском конкурсе «Директор школы-2015», и воспитательница из Бугульмы, и учитель из Нурлатского района Татарстана.

Радостные новости на этом не закончились. Энгель Фаттахов констатировал, что в республике один из лучших средних баллов по ЕГЭ во всей стране.

– По результатам ЕГЭ Татарстан находится в пятерке регионов среди российских субъектов. Средний балл в республике значительно превышает аналогичный по России по всем предметам, – отчитался Фаттахов.

Он, однако, добавил, что единый госэкзамен не должен быть единым мерилом качества работы системы образования в Татарстане, и именно поэтому в систему оценки качества «закладывается значительное количество оценочных процедур на всех уровнях обучения».

– Задача правительства Татарстана – создать условия, при которых все учащиеся имели бы беспрепятственный доступ к образованию мирового уровня в соответствии со своими потребностями и способностями, – резюмировал министр образования и науки.

После выступления вопросов к Фаттахову по традиции было немало. Депутат Вадим Махеев привел в пример свою дочь, которая на вопрос, что ей мешает получить «пятерку» по русскому языку, грустно ответила, что «это вряд ли возможно, потому что в неделю всего три урока» .

Махеев посетовал, что, судя по докладу министра, средняя оценка по основному государственному экзамену (ОГЭ) за последние годы неизменно падает и сделал вывод, что «у нас идет ухудшение ситуации по русскому языку».

Фаттахов с таким выводом категорически не согласился, заявив, что по результатам ЕГЭ в республике средний балл – 65. Напомнив министру, что речь идет об ОГЭ, Махеев пытался все-таки получить ответ на свой вопрос.

– По ОГЭ мы тоже работаем. По указанию Рустама Минниханова были выделены средства на дополнительные часы по желанию родителей и учащихся. Я не согласен с таким подходом, у нас есть определенные результаты по русскому языку. Я думаю, это недоработка системы образования конкретного муниципального района, – сказал Фаттахов.

Комментируя проблему поборов в образовательных учреждениях, Фаттахов сообщил, что положительные результаты в этом направлении уже имеются и добавил, что министерство «эту работу ведет системно».

Вопрос о преподавании татарского языка стал лейтмотивом сегодняшней дискуссии. Депутат и худрук театра имени Качалова Александр Славутский отметил, что «основа для людей – язык». По его мнению, «убирать часы для изучения языка – неправильно», поскольку «мы живем в России, и человек любой национальности должен в совершенстве владеть русским языком, так же, как и языком республики». Продолжая тему, поднятую Вадимом Махеевым, Славутский констатировал, что три часа русского языка в неделю – «это мало».

– Здесь нет никаких ущемлений. Мы образовательный процесс ведем, согласно образовательной программе федерального стандарта, – ответил Энгель Фаттахов.

После дискуссий с депутатами слово предоставили представителям непарламентский партий, которых пригласили выступить по докладу Фаттахова. Изначально им выделили до десяти минут на выступление, однако позже сократили время до пяти минут.

Глава реготделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин отметил, что вопрос образования важен по двум параметрам. Первый – само образование, «так как от его качества зависит, останемся ли мы сырьевой колонией или сможем стать одним из мировых лидеров в наукоемких областях». Второй параметр, по словам Зинатуллина, – важность вынесения «оценки реализации более двух десятков программ, на которые суммарно выделили 5,7 млрд рублей».


Глава местного « Яблока» сказал, что в целом доклад ему понравился, однако сделал по нему несколько замечаний. Так, Зинатуллин напомнил, что от пяти до восьми процентов четвероклассников перешли в пятый класс, не подтвердив достижения базового уровня подготовки по одному или нескольким предметам. Политик поделился мнением, что это «очень опасная тенденция», поскольку позже эти школьники станут студентами, а «качество их подготовки в целом за десять лет ухудшилось». «Здесь мы должны применять жесткие, может быть, непопулярные, но крайне важные меры», – констатировал Зинатуллин.

Он отметил и недоработки в самом докладе Фаттахова. Так, по словам демократа, в нем практически не затронуты проблемы, которые стоят сейчас перед образованием в республике. «При чтении доклада у меня складывается благостная картина, что в Татарстане с образованием все хорошо, а это не совсем так», – заявил Зинатуллин.

– Ничего не сказано об эффективности ряда программ. То же самое касается и подготовки целевиков, где высок уровень коррупционной направленности. О целевом использовании средств не было сказано ничего. Не думаю, что они все были использованы целевым образом. Также ничего не сказано и о поборах в образовательных учреждениях, – говорил Зинатуллин.

В завершении своего выступления он сообщил, что «работа видна», однако «не стоит бояться говорить о проблемах, ошибках и недостатках, которые объективно существуют» и добавил, что «важно эти ошибки увидеть и вовремя исправить».

Глава реготделения «Справедливой России» Рушания Бильгильдеева посвятила свое выступление критике федерального Министерства образования и науки. По ее словам, «создается стойкое ощущение, что большинство реформ направлено не на сохранение высокого уровня образования, а на разрушение даже тех малых достижений, которые появились в последнее время».

– Мы настолько убеждены в справедливости нашей критики, что требовали и до сих пор настаиваем на отставке министра Ливанова, – заявила Бильгильдеева.

Сказав следующее предложение на татарском языке, она отметила, что продолжить свою речь на татарском не сможет, поскольку «обучалась в той системе образования, где было всего один-два урока татарского в неделю – таким тогда было отношение к национальному языку и культуре в то время».

– Сейчас же, напротив, в республике изучается татарский язык и литература. Уровень владения и русским, и татарским одинаково высок. Необходимости в увеличении объемов часов в школах нет. В свете грядущих реформ мы опасаемся, что увеличение объема изучения русского языка может произойти за счет уменьшения объема татарского. Допустить такое мы считаем категорически невозможным, – резюмировала Бильгильдеева.

– Должен с сожалением сообщить, что у нас завис компьютер. Прошу фиксировать время выступления коллег, – включился в разговор спикер парламента Фарид Мухаметшин.

Представитель регионального отделения партии «Российский объединенный трудовой фронт» Риф Зарифуллин начал свое выступление с пространного разговора о двух общеобразовательных учреждениях около Московского рынка в Казани, которые раньше имели спортивные площадки, а позже их «уполовинили».

– Если раньше дети бегали на песке, то теперь они будут бегать вокруг здания по асфальту. А у ребенка ноги могут подкоситься. Такое могли придумать только наши татары, чтобы детские дошкольные учреждения строить за счет территории общеобразовательных школ. Я понимаю, что 70% отката на строительство этих дошкольных учреждений застит глаза, – заявил с трибуны Зарифуллин.

Он, как и предыдущие спикеры, также поднял тему преподавания татарского языка. И поделился мнением, что методику его преподавания разрабатывают «безграмотные дворники».

Глава татарстанского отделения партии РПР-Парнас Марсель Шамсутдинов выделил две основные проблемы: отсутствие широты интегральности знаний у выпускников вузов и отсутствие практических навыков и желания идти в рабочие процессы.

– Натаскивание на ЕГЭ разрушает тот широкий кругозор, который был у выпускников нашей советской школы. Наша молодежь малообразованна в политическом плане. Наши выпускники всех категорий совершенно не понимают ни госустройство страны, ни основу власти, и поэтому мы имеем то безразличие к проблемам страны, – констатировал политик.

Шамсутдинов также коснулся темы преподавания татарского языка. По его словам, «двуязычность – наше конкурентное преимущество», однако решение о том, стоит ли ребенку изучать татарский язык, должны принимать родители, поскольку они «видят будущее своих детей».

– Отдельно хотел бы покритиковать методику изучения татарского языка. Моя дочь – филолог...

– Марсель Дикаянович, время вышло, – сообщил выступающему Фарид Мухаметшин.


Фото: Олег Косов, пресс-служба Госсовета РТ.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!