«Понимал, в живых никого не оставят»: Прокуратура защитила бизнесмена, отбившего семью от налетчиков

13 сентября 2018
События

Как Евгению Деданину удалось отбиться от троих налетчиков? Почему он схватился за нож? И какие «белые пятна» разглядела прокуратура в обвинениях против бизнесмена, защищавшего свою семью? «Казанский репортер» пытался разобраться в деталях бугульминского налета, попутно собирая данные о несовершенстве российского законодательства.

Чуть больше суток просуществовало дело Евгения Деданина, убившего двоих налетчиков в собственном доме. Трое бандитов связали самого Деданина, его супругу, друга: требовали денег, угрожая расправой. Евгению удалось освободиться, в драке он зарезал двоих преступников. Третий сбежал, но вскоре был задержан. Уголовное дело возбудили как в отношении бандитов, так и против самого Деданина – по факту превышения допустимой обороны.

Картину событий восстановили по камерам наружного наблюдения и со слов пострадавших – супругов Деданиных и друга семьи, Эдуарда. Позже в релизе СУ СКР по РТ звучали сухие хроники.

«Деданин, находясь в гараже своего дома на улице Добровольского города Бугульма, обороняясь от разбойного нападения злоумышленников, нанес им множество ударов ножом в жизненно-важные органы, в том числе со стороны спины, отчего мужчины скончались на месте происшествия, - оценили ситуацию в управлении. - Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан в отношении 41-летнего Евгения Деданина возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны)».


Историю Деданина обсуждали и продолжают обсуждать тысячи людей. Произошедшее обрастает подробностями и трактовками. Так, фраза о множестве ударов ножом со спины превратилась в диаметрально противоположную: «добивал пытавшихся бежать в спину». В спорах стали забывать, что это бандиты пришли в дом к бизнесмену, а не наоборот. Деданин же в беседе с журналистами говорил, в схватке думал о главном: нельзя пустить налетчиков во двор, где хранятся инструменты. В этом случае, отбиться вряд ли бы удалось.

«Все происходило в процессе драки. Они тянули меня на улицу — у меня там стройматериалы, вернее, инструменты — лом, лопаты. Сами понимаете, если бы у них лом в руках был — я бы, наверно, уже все… — говорит Деданин. — Когда он меня повалил, я, наверно, хаотично ударил его в спину, потому что ножи из рук я до последнего не выпускал. Понимаете, я боялся, что в гараже еще люди будут, потому что они напали на меня там, и я не видел всех людей, мне завязали глаза, и у меня было мало информации. Я боялся, что из гаража еще кто-нибудь выйдет, и не знал, что будет дальше».

Ночь после нападения семья провела у друзей, возвращаться домой невозможно – там кровь, обломки, следы вчерашнего налета. Зрелище не для детей, а их в семье двое – 13 и 16 лет. Скоро сделают ремонт, а пока все мысли о боевике, ставшем реальностью. Завершая беседу, Деданин говорит лишь об одном: следователи должны разобраться, он надеется – «там профессионалы своего дела». Олеся, супруга Евгения, повторяет: это была реальная угроза жизни – бандиты требовали денег, а их у семьи не было, было ясно: в живых не оставят.

«Я такое только в фильмах ужасов видела, - говорит женщина. – Люди говорили: убьем! Им нужны были деньги, которых у нас не было. Мы понимали, что дать им ничего не можем. И мой супруг понимал, что нас в живых никто здесь не оставит».

«РЕШЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ»

Изучив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы проверки в отношении бугульминского предпринимателя, прокуратура пришла к однозначному выводу: решение следователя о возбуждении уголовного дела незаконно, его следует отменить, что и было сделано первым заместителем прокурора республики Сергеем Старостиным.

«Как следует из материалов проверки, двое вооруженных огнестрельным оружием мужчин незаконно проникли на территорию домовладения жителя Бугульмы с целью разбойного нападения. При этом они связали хозяина жилища, его супругу и знакомого, после чего под угрозой физической расправы стали требовать передачи денежных средств, - таковы детали налета в изложении надзорного ведомства. - В дальнейшем мужчине удалось освободиться, между ним и нападавшими завязалась драка, в которой он смог вырваться от них и убежать на кухню, где взял два ножа и стал хаотично отмахиваться. При этом один из нападавших продолжал держать пистолет в руке, нажимал на спусковой крючок, а другой рукой пытался выбить ножи из рук оборонявшегося».

Если бы пистолет не дал осечку, Деданина, возможно, уже не было бы в живых. Но ситуация сложилась в пользу бизнесмена. Он защитил своих близких и, как считают в прокуратуре, не выходил за рамки закона. В момент нападения была реальная угроза жизни и здоровью Евгения и его близких. Если говорить юридическим языком, имело место быть «общественно опасное посягательство», и свидетельством его наличия является «применение способа посягательства», создающего угрозу – в данном случае, это огнестрельное оружие в руках бандитов.

«Таким образом, бугульминский предприниматель действовал в условиях необходимой обороны, - резюмировали в прокуратуре. - Вывод следствия о превышении им пределов необходимой обороны объективными данными не подтвержден».

СУ СКР по РТ поручено провести дополнительную проверку. Материалы, собранные надзорным ведомством, направлены в управление для принятия законного процессуального решения. Республиканская прокуратура взяла на особый контроль ход дополнительной проверки Следственного комитета.

Что касается разбойного нападения, следователями проведен осмотр места преступления, назначены судебно-медицинские, судебно-генетические, судебно-баллистические, судебно-трасологические и судебно-психиатрическая экспертизы. Также проводятся другие необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.

ВОПРОСЫ ДОПУСТИМОЙ ОБОРОНЫ

Решение прокуратуры о незаконном возбуждении уголовного дела в отношении Евгения Деданина многие восприняли, как победу над несовершенством законодательства. С одной стороны, закон разрешает защищать свою жизнь всеми способами. Споры на этот счет возникали неоднократно, и в 2012 году пленум Верховного суда России дал, казалось бы, исчерпывающие объяснения рассмотрения дел о самообороне. Судам предписано каждый раз детально изучать ситуацию. Отвечать на вопрос: мог ли человек реально оценить опасность? Состояние страха, испуга, замешательства в момент нападения тоже может стать оправданием для того, кто защищался. Но это в теории. На деле же многое зависит от взглядов конкретного следователя и судьи. И как раз на практике возникают проблемы и резонансные дела.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2016 году за превышение пределов самообороны было осуждено 854 человека – в открытом доступе это самые свежие цифры. Из них 286 человек за убийство при превышении необходимой самообороны. Сели же в тюрьму 135 человек, защищавших себя. Из них 52 осужденных убили нападавших. Остальные причинили какой-то вред здоровью агрессоров. Иными словами, каждый шестой обвиненный в превышении пределов самообороны оказывается за решеткой. Остальные получают гуманные наказания: условный срок, ограничение свободы и другие. В то же время, открытым остается вопрос, почему вообще человек, защищавший себя и близких – часто на собственной территории, должен становится фигурантом уголовного дела. В этой связи в 2017 году был разработан очередной законопроект о расширении пределов допустимой самообороны. Сенатор Антон Беляков предлагал закрепить в Уголовном кодексе России принцип «мой дом – моя крепость». Правило могло бы сделать неподсудным любого хозяина, убившего незваных и агрессивных гостей. Поправки предлагалось внести в статью 37 УК РФ, утвердив формулировку «необходимая оборона». Однако договориться не смогли даже не экспертном уровне. Противники нормы уверены, и действующее законодательство гарантирует право на защиту. А введение принципа «мой дом – моя крепость» позволит маскировать бытовые убийства. Кстати, именно такие отметки содержались в отзыве правительства России о законопроекте. Защитники инициативы и сегодня подчеркивают, практика по делам о самообороне неоднородна, а значит требуется уточнение законодательства России.

Комментарии

  1. виктор 5 лет назад
    странно что его не посадили. по моим наблюдениям полицаи всегда на стороне бандитов. особенно если ты "очкастая сука" (интеллигент) ненависть к которым у полицай сильнее чем у криминала
  2. Игорь 5 лет назад
    правильно всё сделал, жаль обреза в доме не было и третий безмозговый качёк ускользнул, а так надо было и его валить
  3. Александр 5 лет назад
    На своём веку я видел много таких дел, более 40. И только два закончились оправдательным приговором. Все остальные обвинительным. Наказание было разным, от 3 х лет условно, до 9 лет строгого режима. Причём два дела были переквалифицированы на ст. 105 ч.2 без всяких на это оснований.
    Можно просто сказать; Работает "плановая" система, и пока в судах и следствии сидят люди для которых галочка в отчёте дороже человеческой судьбы, ничего не измениться!!! И даже принятие принципа "Мой дом, моя крепость" ситуацию не исправяит.
  4. Олег 5 лет назад
    Да как можно судить человека, защищающего свой дом, свою семью? Совсем менты уже совесть потеряли, или ждали что предприниматель будет с ними "вопрос решать"... Продажные у нас менты, ничего не скажешь. Нашли о чьих интересах заботится - усмирил человек взбесившихся полулюдей и что, теперь "надо разобраться, не было ли там превышений".. Просто слов нет.
  5. Арт 5 лет назад
    При чем здесь менты? Такие дела прокуратура ведёт
  6. Саша 5 лет назад
    Наша система не охраняет граждан, и не нацелена на это - если ты бандит тебе адвокат (даже бесплатный) если потерпевший то ищи адвоката сам, бегай ищи доказывай сам следаку побарабану. Если ты важный гусь - неподсуден воруй миллиардами (Сердюков-Васильева), гоняй дави людей - условный максимум Примеров уйма. В США и мой дом моя крепость и электрический стул и они демократы, а мы дерьмократы
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!