Древние топоры, которые археологи находили на территории нашей республики несколько отличались от привычного для нас вида этого орудия. Их функции тоже несколько шире, нежели в современном мире. При этом самые древние образцы были многофункциональны. Этот предмет использовался и в военных, и в религиозных, и в сельскохозяйственных целях.
Три топора, сделанные около трех тысяч лет назад хранятся в экспозиции Национального музея РТ. От них сохранились лишь рубящие части – литые наконечники, именуемые кельтами. Орудия труда относятся к ананьинской археологической культуре эпохи раннего железного века.
Бронзовые топоры-кельты получают распространение в тот период истории, когда человек освоил не только литье бронзы, но и начал изготавливать орудия из железа. Широкий ассортимент изделий из бронзы и меди стал характерной чертой начала эпохи железного века. Топоры-кельты занимали среди них почетное место.
Среди находок – кельт из Мурзихинского I могильника. Металлический наконечник насаживался на деревянный обух топора и крепился бечевкой из растительных волокон. Иногда кельт отливался со специальными петельками для более удобного крепежа.
– Это универсальное орудие труда. Его можно использовать и как топор, и как мотыгу. Дело в том, что люди вообще изначально старались делать такой инструмент, которым можно было бы выполнять множество работ. А уже потом появлялись узкоспециализированные вещи, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – Вот этот кельт является примером таких универсальных вещей. Развитие такого орудия труда насчитывает не одну тысячу лет.
Топоры-кельты использовались в хозяйстве и военном деле. Однако встречаются такие экземпляры, которые никогда не были в работе, - они были изготовлены для жизни в загробном мире.
Все три топора украшены различными узорами. Исследователи уверены, что за орнаментом кроется какое–то символическое значение. Однако, какое именно – неизвестно. Эту страницу истории еще только предстоит разгадать.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.
Комментарии