В плагиате подозревает своих коллег известный казанский дизайнер мусульманской одежды Зарина Бабаджанова. На просторах Интернета обнаружились платья, которые Зарина считает точными копиями своих моделей.
О том, что платье в пол, выставленное на сайте некоего молодого дизайнера, как две капли воды похоже на одну из ее авторских моделей, Зарине Бабаджановой сообщила ее давняя клиентка. Коллекцию своих платьев, которая навеяна была модой 70-х, Зарина презентовала в начале осени. А некоторые модели, в том числе и это платье голубого цвета, за месяц до показа выставила в своем аккаунте в Instagram.
– Каждую модель из своей коллекции я разрабатывала долго и тщательно. Создавать нарядные платья в мусульманском духе, но с европейской ноткой – сложно. Слишком много требований, поэтому прорабатываю каждую деталь: глубину складок юбки, изгиб воротничка и т.д. Ткани были заказаны из Греции. И каково же было мое удивление, когда я увидела такое же платье в исполнении другого дизайнера, но только из более дешевой ткани! – сетует Зарина Бабаджанова.
В качестве модели выступила победительница телешоу «Холостяк» Дарья Канануха.
Зарина рассказала, как долго готовились к съемкам новой коллекции, как пригласили для этого профессиональных фотографов, а в качестве модели – победительницу телешоу «Холостяк» Дарью Канануху.
– Я посмотрела их фотографии: на простеньком фоне, сняли девушку, которая даже позы на фото принимала такие же, как Дарья. Спросила у них: «Зачем, вы из ширпотреба шьете такие же модели такого же цвета, как мои?» А они в ответ: «Что хотим, то и делаем! А будете про нас рассказывать, так нам – молодым – лишняя реклама!»
Зарина рассказывает, что это не первый случай копирования ее авторских работ. В 2012-ом на международном фестивале она взяла гран-при за белое платье с вышивкой золотом. Из натурального белого шелка она создает модели платьев для никаха. Каждое вручную расшито золотом и инкрустировано кристаллами. Причем, по словам дизайнера, ни одно из платьев не похоже на другое – каждый узор выкладывается по фигуре заказчицы.
- И вот однажды, мне со злостью высказали, что я шью свои платья из «занавесок», украшаю дешевой аппликацией, а деньги за них деру немалые! Я ничего не понимала, но позже, посмотрев на фотографии платьев, которые вызвали возмущение клиентов, я поняла, что это не мои работы. Эти шьет дизайнер Ляйсан Гарипова. Я насчитала у нее восемь копий моих платьев для никаха.
Слева платье Зарины Бабаджановой, справа – другого молодого дизайнера
Сама Ляйсан Гарипова утверждает, что ни о каком плагиате речи не идет. Делает акцент на том, что никаких ссор и разбирательств не хочет и суть претензий Зарины не очень понимает.
– Я шью то, что заказывает мне клиентка. Если она приходит и говорит, что видела белое платье с золотой вышивкой, оно ей понравилось, но показалось слишком дорогим, то я предлагаю ей вариант, который ее устроит. Я шью из того, что есть в магазинах. Я не позиционирую эти платья, как свою коллекцию! Не так давно девочки в моих белых платьях выходили на выступлении Венеры Ганиевой. Но это же был не показ! Они прошлись под песню, и никто не озвучивал мое имя как дизайнера!
По словам юристов, доказать случай плагиата сложно. Для начала авторское право должно быть закреплено документально. А у самого автора должны быть на руках документы, подтверждающие, что он оказал услугу клиенту и создал для него уникальную «авторскую» модель.
Работы Ляйсан Гариповой.
Работы Зарины Бабаджановой.
Зарина Бабаджанова уверена, что любой копирующий модели у кого-то другого должен указывать что-то вроде: «Навеяно коллекцией того-то..». Она собирается поднять эту тему на ближайшем заседании Союза мусульманок Татарстана, ведь так поступать дизайнерам мусульманской одежды, по ее мнению, нельзя.
Кстати, другие казанские дизайнеры мусульманской одежды, просив не указывать их имен, говорят, что подобные склоки среди творческих личностей время от времени случаются. Замечают, что если тебе подражают, то это неплохо, главное вести себя правильно. Ведь даже на этом небольшом и специфическом рынке клиент у каждого свой.
Комментарии