Прощай, оружие: артбаза станет экорайоном

Бывшие артиллерийские склады помогут обманутым вкладчикам разорившихся банков. Республиканский фонд поддержки объявил международный конкурс на разработку концепции застройки участка площадью 760 гектаров в черте города. По планам здесь должен появиться экорайон, аналогов которому еще не было. 14 августа завершается прием заявок от конкурсантов. «Казанский репортер» побывал на некогда одном из самых закрытых объектов: изучил историю этого места, узнал, что сейчас происходит на этой территории и что там планируется сделать.

– Мы сейчас въезжаем на территорию третьего уровня закрытия, проехали военный городок, саму воинскую часть, плац, казармы… Первый ряд колючей проволоки, второй ряд и вот мы уже непосредственно на территории артиллерийских складов, ­– рассказывает первый заместитель исполнительного директора Республиканского фонда поддержки Арслан Шигапов.

Эта территория была закрытой почти две сотни лет. Сейчас бывшая войсковая часть 63778 больше подходит для съемок фильмов на постапокалиптические сюжеты: заброшенный плац, обсыпавшаяся стела с напоминаниями о былых ратных подвигах, ряды колючей проволоки…И даже когда военные покинули эти места, попасть сюда не так-то просто. На въезде нас встречают сотрудники ЧОПа. После того, как отсюда было вывезено все, что только можно украсть, предприимчивые граждане взялись за песок. На участке то и дело появлялись все новые карьеры, пока на въезде вновь не поставили охрану. Кроме секьюрити территорию патрулируют стаи бродячих собак, так что перебираться через колючую проволоку, которой обнесен участок, настоятельно не рекомендуют. Поэтому многие казанцы и не подозревают, что в 15 минутах езды от кремля находится некогда один из самых закрытых объектов.


ИСТОРИЯ МЕСТА: ПОРОХ, НЕМЕЦКИЕ ШПИОНЫ, ВОДКА И КОСМОС

История этого места начинается после того, как в Казани появился Пороховой завод. В 1788 году Екатерина II издает указ о создании предприятия, но готовиться к созданию в Казани завода начинают еще с 1782 года. В период царствования императрицы произошло 6 войн и 3 восстания, так что страна остро нуждалась в боеприпасах.

Чуть позже, уже в XIX веке, когда завод вышел на солидные производственные обороты, возникла потребность в складах. Все здания находятся на некотором отдалении друг от друга, что хорошо видно на спутниковых снимках. Это сделано из соображений безопасности, чтобы исключить распространение огня в случае ЧП. Каждый склад огорожен посадками деревьев, они призваны гасить силу взрывной волны.

Все строения связаны между собой дорогой. Кое-где сквозь асфальт советских времен проступает прежняя бутовая дорога. Где-то строители времен Российской Империи одерживают безоговорочную победу над коллегами из СССР: от нового покрытия ничего не осталось, а мощеному 200 лет назад тракту – хоть бы что.

– Обратите внимание, какой труд – камень к камню, вплотную, – показывает историк Игорь Бурсин. – И делали это ни в коем случае не каторжники. Вот Оренбургский тракт каторжане строили, а здесь служивый люд. Есть исторические документы. Представьте, если всякие ненадежные элементы будут знать стратегическую информацию, они могут сдать ее кому не надо.

За информацией об этом месте охотились во все времена. Особенно в годы Второй мировой войны. В советских архивах не осталось ни одного снимка тех времен. А вот у немцев они есть. 75 лет назад, 6 августа 1943 года самолет-разведчик Люфтваффе смог отснять Казань и окрестности со всеми стратегическими объектами, в том числе и складами порохового завода. Если сравнить эту аэрофотосъемку с современными кадрами спутника, становится очевидно – мало что поменялось с тех пор.


Усиленная охрана сохранилась и после войны. По словам историков, в 70-е появились даже дополнительные наряды. Поговаривают, связано это с тем, что кроме обычных боеприпасов здесь хранилось что-то стратегическое. Что именно – неизвестно. Местная инфраструктура вряд ли была пригодна для складирования химического, и уж тем более ядерного, оружия. Так что, возможно, речь идет о стратегических запасах совсем другого характера.

– Помимо производства взрывчатых веществ на пороховом заводе с 1956 по 1975 годы делали водку. Она готовилась из того же сырья, что и водка «Столичная», только называлась она «Казанская». Был даже дегустационный отдел из 7 человек. Все сопровождалось довольно строгой отчетностью, – говорит экскурсовод. – Мы посмотрели отчетность за 1959 год, за 1960 год – все было совершенно одинаково. В 1961 году почему-то с мая поставки водки «Казанская» в магазины увеличиваются в 2,7 раза. Это все длится до Нового года 1962 года и дальше возвращается на прежний уровень. Скорее всего, вся страна отмечала первый полет человека в космос.

В 2010 году воинская часть съехала отсюда, и территория уже 10 лет находится в запустении. Сейчас все строения здесь разрушены. Кое-где встречаются перевернутые люльки, в которых возили снаряды и ящики от боеприпасов.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…

В 2017 году, после краха Татфондбанка и Интехбанка, в Татарстане был создан Республиканский фонд поддержки, чтобы помочь обманутым вкладчикам и дольщикам. К началу августа 2018 года заявки на выплаты подали около 2 тысяч физических лиц и почти трех тысяч юридических. Пока выплачено около 330 миллионов рублей, но объем заявок несопоставимо больше. Чтобы наполнить фонд активами, ему передали участок земли площадью 759,9 га. Планируется, что после продажи участков деньги будут распределены среди пострадавших.

Территория, о которой мало кто знал, оказалась лакомым кусочком: 15-20 минут от центра Казани, 300 метров до берега Волги – идеальная площадка для создания нового жилого района. На формирование концепции застройки объявлен международный конкурс.

– Мы задаем условия, чтобы здесь не было плотной застройки, густонаселенного района. Если построить здесь многоэтажки, даже на тех пятнах, которые есть, надежды на то, что сохранится зеленая зона – уже не останется. Поэтому нами был выбран подход малоэтажного строительства.Он не будет густонаселенным, соответственно впишется в генплан города и будет минимально воздействовать на экологическую среду, – рассказал помощник президента РТ Айрат Нурутдинов. – Мы хотели бы получить со всего участка порядка 12 млрд рублей. Но 12 млрд в течение какого срока? Вообще оптимальная модель, если бы мы в течение 3-4 лет получили обозначенную сумму. Почему мы принципиально отошли от многоэтажной застройки? Да, она существенно выгоднее. Но в этом случае период окупаемости был бы другой: объем был бы совершенно иной. Это было бы 3 млн квадратных метров и срок реализации затянулся бы на десятилетия. Было бы больше денег, но был бы другой срок.

Проект появился как нельзя кстати. Банковский кризис и создание республиканского фонда поддержки совпали с решением о переезде Порохового завода и процессом формирования генплана Казани. Ожидается, что новый экорайон станет домом для 20 тысяч жителей.

– Если будем далеко уходить за эту цифру, это значит, что мы получим транспортный коллапс. Конечно мы сразу же в генплане закладывали все возможные коридоры для дополнительных дорог, чтобы обеспечить жителям связь с центром, с Юдино. Закладывается параллельная дорога с севера от железной дороги. Предполагаются новые связи этого района с Горьковским шоссе. Все, что сейчас задумывается на этой площадке, четко увязывается с генпланом города и как пазл складывается в общую картину, – рассказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.

ФОНЯТ ЛИ БЫВШИЕ СКЛАДЫ?

Главная идея экорайона – прелести загородной жизни в черте города. 270 гектаров, то есть треть участка, застраиваться не будут. Реликтового леса здесь нет, лесопосадка постоянно обновлялась, чтобы большие деревья не представали угрозы в случае пожара или урагана.

Весь ландшафт участка зафиксировали и нанесли на карту. В задании конкурса прописано, что проектировщики должны будут сохранить существующий природный рельеф. Исключение составят разве что искусственные карьеры, в которых добывали песок. На территории пять таких котлованов и некоторые из них уходят на 30 метров в глубину. Чтобы на месте этих ям не образовались озера, их, скорее всего, выровняют.

Состояние почвы вызывает вопросы, экологи участок не изучали, поэтому неизвестно, повлияли ли как-то боеприпасы на окружающую среду. Специалисты Госэкспертизы считают, что необходимости в этом нет. Но прошлое этого места потенциальных жителей беспокоить не должно, уверены организаторы конкурса.

– Если бы здесь оставались какие-то фоновые процессы, Минобороны бы эту территорию не передало в республиканскую собственность. Или были бы какие-то ограничения. Когда отсюда уходили войска, они провели все соответствующие работы, прежде чем участок передать, – объясняет помощник президента.

Еще одна примета присутствия здесь солдат – военный городок №32. Здесь до сих пор живут 4 сотни человек. Нынешние условия приемлемыми назвать трудно.

– Эта территория всех очень трогает. Мы все хотим, чтобы все было хорошо. Мы хотим, чтобы эта территория развивалась не отдельными кусками, а комплексно, чтобы сам 32-й военный городок был частью этой территории. Там предполагается застройка. Мы рассчитываем, что у нас появится общая картина, которая будет увязана и дорогами, и объектами соцкультбыта. Мы его вписываем. Те здания, которые находятся в хорошем состоянии, мы постараемся вписать в новую застройку.

ДОРОГИ ДОРОГИ?

Единственное, что имеет здесь историческую ценность – та самая бутовая дорога. Это, конечно, не античная Via Appia, но не учитывать ее при проектировании нового района было бы, как минимум, странно. О судьбе дороги «Казанский репортер» побеседовал с главным архитектором города, помощником президента РТ и главой агентства «Центр».

– Я думаю, что ни один нормальный проектировщик, у которого стоит задача сохранения природного потенциала и всего, что есть, не будет игнорировать эту дорогу. Структура, которая уже сложилась, конечно, будет использоваться, – считает Татьяна Прокофьева.

– Но совесть не лучший контролер…

– Мы не только на совесть рассчитываем. Мы как жюри, конечно, будем на все это смотреть…

– В техническом задании это будет прописано? – интересуется «Казанский репортер».

– Сохранение дороги конкретно не было прописано.

– Часть дороги разобрали и увезли на бут в Свияжск, – добавляет Айрат Нурутдинов.

– В техническом задании мы прописываем отдельным пунктом раскрытие идентичности места. И уже сейчас многие команды прилетали сюда для осмотра территории, чтобы нащупать на ней какие-то культурные коды, за которые можно ухватиться, чтобы раскрыть идентичность этого места и придать ей больше индивидуальности, – говорит генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. – Чем ценны открытые конкурсы подобного рода? Чаще всего они порождают целый пул идей и решений, которые даже не приходили никому в голову. У нас сейчас в конкурсе, заявки приходят от таких разных по своей культуре бюро (из Японии, Китая, Скандинавских стран, Европы), которые совершенно по-разному видят пространство. Очень часто то, чего мы с вами не видим в силу привычности среды, видят наши коллеги из-за рубежа.

Пока неизвестными остаются не только детали, но и основное. В частности, пока не завершится конкурс, нельзя сказать, какой вид застройки здесь будет преобладать: индивидуальное жилье, таунхаусы или малоэтажные многоквартирные дома. Соответственно, пока трудно предполагать, сколько здесь будет стоить квадратный метр жилья. Финальное заседание жюри состоится 6 ноября, а 7-го объявят результаты. Уже сейчас на конкурс заявились около сотни участников. Прием заявок продолжается до 14 августа.


Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Аноним 5 лет назад
    Какой фонд помог? Это пришлось на период када Сердюков был у руля армии, вот и съехала часть. Ему бабки нужны были... Зачем нам боеприпасы, если китайцы уже всю Сибирь под себя забрали! Вперёд путинки, сливайте рашку в парашку... Надо с тех спрашивать кто народ кинул, а не искать концы в фондах!!!
  2. Житель 5 лет назад
    Они бы ещё туда мсз воткнули))) один хрен кроме бабла не видят нихрена, транспортная составляющая меньше была бы, рядом жд пути!!! Оптом мусор дешевле!!! Аууу чинуши??? Где вы слуги народа??? Или своего кошелька??? Мсз же экологичный, соединения азота в воздух 46%, кислотные дожди нет наледи на дорогах... Позитив вам в анус...
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!