Монополия на праздник

21 декабря 2015
Общество

После того, как татарстанская компания «Трэвэл-Эндвок» получила права на товарный знак «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы», бренд переодически пытаются использовать другие компании и субъекты. В республиканской компании отметили, что в скором времени намерены расширять свои авторские права и на других персонажей народного фольклора.

В прошедшие выходные в резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы прошел конкурс ледовых скульптур, на который съехалось с десяток республиканских журналистов. Татарстанский Дед Мороз любезно отчитался о некоторых цифрах: в год приходит около четырех тысяч писем от детей и взрослых, за сезон приезжает от пяти до шести тысяч туристов (в прошлом году посетили резиденцию целых девять тысяч человек), до Нового года больше двух третей – дети, а после – взрослые. Рассказал Кыш Бабай и о своих мечтаниях (чтобы к нему чаще приезжали), о просьбах детей в письмах (подарить iPad, установить мир во всем мире).

Не рассказали журналистам о том, что в ближайшее время права на бренд «Кыш Бабай» могут принадлежать только ООО «Трэвэл-Эндвок». В 2013 году компания уже зарегистрировала на себя товарный знак «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы» в госреестре Роспатента. Срок действия патента истекает 24 октября 2021 года. Об этом «Казанскому репортеру» рассказала директор «Трэвэл-Эндвок» Юлия Таланова.

Таким образом, использование имени персонажа Кыш Бабай как части данного товарного знака для аналогичной деятельности другим лицом будет являться нарушением прав владельца товарного знака. То есть, нельзя не только точно копировать название татарстанского проекта, но и создавать похожие на него. Компенсация за нарушение авторского права предусматривает выплаты до пяти миллионов рублей.

Стоимость всего проекта «Резиденция Кыш Бабай и Кар Кызы» оценивается в семь миллионов рублей. В эту сумму входит функционирование самой резиденции (с середины декабря до 31 января), работа почты Кыш Бабая, участие персонажей в социальных акциях, а также траты на заработную плату сотрудников, которые вовлечены в проект.

В апреле этого года в Госкомитете по туризму Татарстана провели пресс-конференцию, на которой сообщили, что направили в Минкульт Башкирии письмо с уведомлением о невозможности использования бренда «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы» кем-либо, кроме его законного правообладателя.

– Резиденция одна, и она может быть только в Татарстане и нигде в другом регионе. Мы не отдадим нашего Кыш Бабая, — заявил тогда глава Госкомтуризма Татарстана Сергей Иванов, назвав татарстанскую резиденцию «перспективной точкой притяжения туристов».

Так в Татарстане отреагировали на попытку открытия резиденции сказочного персонажа в Республике Башкортостан. В начале 2015 года об идее создания такой резиденции заявило руководство республиканского центра народного творчества (РЦНТ) при Минкульте РБ. В сообщении центра отмечалось, что «в Минкульте считают, что географическое расположение и природные ландшафты республики дают хорошую возможность для реализации данной идеи», пишет «Коммерсантъ-Уфа».

«Создание бренда Кыш Бабай даст новый толчок набирающему обороты этнотуризму Башкирии и в целом повысит экономическую привлекательность региона», – информирует издание. Однако чуть позже стало известно, что как таковой концепции не было, а была лишь идея. «Речь шла в целом о возможности реализовать этнографические проекты с использованием фольклорных персонажей, и Кыш Бабай был лишь одним из них», – пояснила тогда Валентина Латыпова, первый замминистра культуры РБ.

Резиденция в Уфе все же появилась в ноябре этого года, только называется она иначе – «Гостевая юрта башкирского Деда Мороза». Разместилась она в Ишимбайском районе республики, сообщает ИА «Башинформ.рф».

Подобная ситуация случилась и в поселке Сосновка Свердловской области. Как отметила директор «Трэвэл-Эндвок» Юлия Таланова, они уже предупредили администрацию населенного пункта об ответственности за нарушение авторского права на их персонажа.

В России 17 регионов имеют резиденции своих Дедов Морозов: Чысхаан в Якутии, Тол Бабай в Удмуртии, Паккайне в Карелии, Саган Убгэн в Бурятии и т.д. Все они не что иное, как заимствованные варианты русского Деда Мороза.

Таланова также рассказала, что франшизу на использование товарного знака «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы» пока никто не купил. На все претензии башкирских коллег Таланова заявляет, что именно они занимались проработкой образа Кыш Бабая и смогли доказать, что он имеет отношение к республике.

– Мы узнавали, был ли вообще Кыш Бабай. В свою очередь, в Академии Наук РТ мы подняли [материал], что у тюркского народа существовал бог Тенгре, а Кыш Тенгресе — божество, в народе которого называли Кыш Бабай – отвечал за зиму. Нам дали этот патент только потому, что мы смогли это доказать. По сути дела, мы даже обращались в вотчину Деда Мороза, чтобы они дали добро на патент, потому что в переводе на русский Кыш Бабай – это Дед Мороз, – пояснила директор «Трэвэл-Эндвок».

Отметим, что в социальных сетях в преддверии Нового года стали появляться объявления о проведении праздников на дому с визитом Кыш Бабая и Кар Кызы. Таланова рассказала, что юристы компании уже пытаются «отследить и выйти» на таких организаторов праздников.

– Наши юристы работают над этим. Мы обратили на это внимание, тем более, что они уже наши фотографии используют. И в «Конрстоне» сейчас вот тоже говорят, что Кыш Бабай и Кар Кызы у них. Кто уже знает, что товарный знак принадлежит нам, начинают убирать фотографии и ставят другие, – отметила она.

На вопрос о том, не собираются ли в компании подавать заявку на патент других мифических героев, Таланова ответила: «Сделаем, сделаем, но пока это тайна коммерческая».

Руководитель АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина в разговоре с «Казанским репортером» отметила, что получить права на каждого героя – «отличная идея».

– Смысл не в том, чтобы «забрендировать» героев, а в том, чтобы туроператорам и компаниям создавать интерактивные площадки, в этом есть сейчас необходимость. Хоть кто-то должен заняться созданием интерактивных площадок с национальными героями. Тем более, что наших героев знают во всем мире. Эти герои осуществляют увеселительную, развлекательную функцию. Кроме того, ООО «Трэвэл-Эндвок» запатентовало уже сам процесс, – отметила Саргина.

«Казанский репортер» попросил экспертов из числа деятелей культуры высказаться о ситуации с приобретением авторских прав на образы сказочных персонажей.

 Лионелла Михалева, преподаватель хореографии, «Снегурочка»:

– Считаю, что этот праздник принадлежит вообще всем людям. Не все дети смогут приехать в резиденцию, чтобы полюбоваться красотами нашего края. Кыш Бабай, как и Казанский Кот, абсолютно вымышленный персонаж. Но тут немного другое, так как персоналии, которые используются для празднования Нового года – достояние всей республики. Людям, которые надевают костюмы и в Новый год идут поздравлять детишек, нужно дать дорогу, а не запрещать. Это благородное дело, прекрасный поступок людей. Несколько лет назад мы тоже использовали образ Кыш Бабая и Кар Кызы, причем довольно успешно. У нас даже костюмы остались. Это же детский праздник, национальные традиции, которые поддерживаются таким образом. Даже если такие люди получают деньги за свою работу, то они совсем небольшие, а вот съездить в резиденцию могут далеко не все. Традиции должны доходить до малышей.

 Артем Силкин, директор Свияжского музея-заповедника:

– Откровенно говоря, я совершенно не знаком с этой ситуацией. Единственное, что я могу сказать, это то, что коммерческий оборот общепризнанных персонажей Дедов Морозов и Кыш Бабаев с юридической точки зрения – нонсенс. Я даже не знаю, как такое могло произойти, потому что это наименование. Это не коммерческая марка, их никто не изобретал. Каким образом можно отчуждение прав в чью-то пользу произвести – непонятно. Это народное достояние. Я, конечно, не патентовед, но не уверен, что с судебной точки зрения, если кто-то наденет костюм Кыш Бабая и пойдет поздравлять детей, это может обернуться не в его пользу. Подобные наименования, я думаю, не могут быть предметом авторского права. Кризисные явления в экономике порождают иногда у людей какую-то активность, которая в нормальное время не проявилась бы. Например, уровень преступности растет. Ну, и вот такие бизнесмены, вместо того, чтобы заниматься нормальной работой, не совсем корректными методами пытаются заработать.

 Тимур Тимуршин, блогер:

– Я в принципе противник предоставления авторских прав на героев народного эпоса, рецепты народных блюд, принцип работы качелей и т.п. Это паразитирование на несовершенстве законодательства и подмена нормальной здоровой конкуренции нерыночными методами борьбы. Права на то, что создавали поколения людей, не могут принадлежать одному человеку или организации.




Фото: Олег Косов, realnoevremya.ru, vk.com

Комментарии

  1. Александр 7 лет назад
    Прихватизация в законе. Надо срочно патентовать Зайчик, Снегурочка, Снеговика.nojtpf
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!