​Cirque du Soleil: как это устроено

В Казани прошли гастроли Cirque du Soleil. На этот раз канадские циркачи привезли нам яркий рассказ о жизни бразильский насекомых. О масштабности постановки говорят цифры: 22 фуры с оборудованием, полсотни артистов и еще столько же человек группа обеспечения, тысяча костюмов и 5 постоянно путешествующих с труппой стиральных машинок. «Казанский репортер» побывал за кулисами самого знаменитого в мире цирка, поговорил с артистами и узнал, как устроено шоу: где циркачи учились повадкам насекомых, сколько живут наряды артистов и зачем костюмерам по 5 литров водки в день.

БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК

– Многие думают, что все те шоу Cirque du Soleil, что ездят по миру, делает одна и та же труппа. Это далеко не так, – начинает экскурсию представитель цирка Николя Шабо. – У нас 19 разных постановок, которые можно увидеть во всем мире. У каждой из этих постановок своя собственная труппа. Эти шоу представлены в трех форматах: стационарные постановки, которые никогда не гастролируют и не меняют театры, шатровые шоу под собственным большим куполом (к этому типу относится постановка Corteo, которая приезжала в Казань в 2010 году) и арена–постановки, то есть представления в спортивных аренах. OVO как раз принадлежит к разряду последних.

Пока Николя рассказывает о цирке, техники заканчивают установку оборудования, на арене появляется канатоходец Кью. Он буквально запрыгивает на проволоку и на сцене начинаются чудеса. То, что вытворяет на качающейся веревке артиста понять решительно невозможно...


С небес на землю возвращает Николя, демонстрируя график тренировок и выступлений.Жизнь каждого участника шоу, будь то артист или технический работник буквально расписана по минутам.

– Типичное расписание выглядит так: в понедельник мы отдыхаем, это единственный выходной у артистов и сотрудников тура. Во вторник происходит монтаж, на который уходит 12 часов. На следующий день – премьерное выступление. В среду, четверг и пятницу у нас по одному выступлению, в субботу и воскресенье – два, днем и вечером, – объясняет Николя Шабо.

Все оборудование цирка путешествует в 22 фурах. Как только рабочие собрали сцену, ее тут же занимают артисты. Здесь тоже все подчинено четкому расписанию. Каждая минута на счету, но времени все равно не хватает на всех. Кто–то тренируется на основной сцене, кто–то за кулисами. Сооружение для отработки цирковых номеров прозвали «фитнес-джунглями». Здесь и свободная проволока для канатоходца, и конструкции для воздушных гимнастов.

Постановка Ovo рассказывает о жизни насекомых и все происходящее не только на сцене, но и за кулисами напоминает один большой муравейник: с распределением ролей, четкой организацией и единой целью. В туре работает 100 человек из 20 разных стран мира. Примерно половина – это артисты: исполнители и музыканты. 25 технических специалистов, менеджеры, два физиотерапевта, артистический директор, административный персонал, главный тренер и еще два тренера.

КАК ПОПАСТЬ В ЦИРК CIRQUE DU SOLEIL?

Тренируются артисты практически постоянно. Кроме сцены и фитнес–джунглей есть еще передвижной тренажерный зал.

– Я в прошлом занималась спортивной гимнастикой, потом попала в цирк. Работала в Росгосцирке. Знакомая девочка предложила меня в этот цирк, так как нужна была одна полетчица, – рассказывает воздушная гимнастка Марина Сергиенко. – Посмотрели мое видео, пригласили, посмотрели вживую и вот так я здесь и осталась. Мне очень нравится! Я счастлива, о таком я могла только мечтать. Как попасть в Cirque du Soleil? Работайте больше, стремитесь, совершенствуйтесь. Это не так тяжело, если ты хочешь этого и стараешься.

В шоу OVO Марина Сергиенко вместе с коллегами по номеру, другими воздушными гимнастами, играет жуков–скарабеев. Большинство артистов в этом номере выходцы из России и Украины, как Марина. Впрочем, цирковая жизнь превращает каждого в человека мира.

– Мы начинали с Америки, объездили очень много городов и штатов. Заехали в Канаду, были в Латинской Америке. Потом перебрались в Европу, и вот, добрались до России, – с радостью рассказывает о передвижениях труппы артистка.

БРАТЬ ГРИМ

Непосредственно перед шоу артисты берутся за кисти и краски. Визажистов в туре нет и каждый выступающий самостоятельно наносит себе грим.

– Этому обучают в Монреале, наряду со всей остальной подготовкой, – рассказывает Николя Шабо, демонстрируя ящик с привезенной косметикой всевозможных оттенков. – Сначала визажисты наносят грим и пошагово все объясняя. Постепенно они фотографируют все и создают инструкцию. Потом артист сам начинает учиться. Визажист красит одну половину лица, а артист должен накрасить другую. А потом артисты уже наносят грим самостоятельно. В шоу довольно много артистов со спортивным прошлым. Поначалу за ними довольно забавно наблюдать, потому, что далеко не все атлеты умеют красиво рисовать и делать ровные линии.

Специально для Cirque du Soleil производитель грима создал особенные оттенки, которые вряд ли кто–то будет использовать в обычной жизни. В «коробке с карандашами» – мир бразильской природы с его буйством красок.

На преображение порой уходит больше часа. За это время артистам предстоит превратиться в стрекоз, сверчков, кузнечиков и пауков. Всего в шоу 17 видов насекомых. Самый сложный грим у Стрекозы и главного героя – Мухи. Они проводят перед зеркалом около 80 минут.

«ЭТО ПРЕКРАСНАЯ ПРОЕКЦИЯ НА НАШЕ ОБЩЕСТВО»

Само шоу во многом вдохновлено природой Бразилии, ее яркими пестрыми красками и музыкальными мотивами. Все объясняется просто: режиссер постановки Дебора Колкер и музыкальный директор Берна Сеппас, который написал все саундтреки к этой постановке – родом из Бразилии. Шоу создали еще в 2009 году и до 2015 года оно шло под собственным большим куполом, потом его переформатировали из шатровой версии в арена–шоу.

– Шоу Ovo рассказывает об одном дне из жизни насекомых. Это такое лесное убежище, в котором они играют, трудятся, влюбляются. И однажды их покой нарушает наглая муха с яйцом на спине. Слово Ovo с португальского переводится как яйцо. И эта муха воспринимается обитателями дружного сообщества чем–то чужим и иным. Как если бы в маленьких городок приехал человек из Нью–Йорка. Он пытается сделать так, чтобы его приняли и поняли. Шоу Ovo рассказывает о принятии людей, которые не похожи на нас, иных и непохожих. Это прекрасная проекция на наше общество. Одна из основных мыслей, которую пытается донести постановка – принятие культур, языков, религий, всех тех, кто на нас не похож.

Создатели шоу хотели, чтобы артисты вжились в роль, например, двигались как насекомые. Циркачам поначалу требовалось привыкнуть к новому образу. У некоторых до сих пор не самые теплые отношения к этому классу беспозвоночных членистоногих. Но кто-то открыл для себя новый дивный мир.

– Я стала более дружелюбна к насекомым. Если раньше я шла и могла какую-нибудь букашку задавить, то сейчас я думаю, может обойти и жизнь ей оставить. Я играю скарабея. Нам сказали, что нужно открыть видео и посмотреть, как он двигается. Мы открыли, посмотрели. Все равно такое трудно изобразить, но мы стараемся. Сейчас, спустя 2 года стало проще. Сначала, когда мне сказали: «Изобрази жука», я не знала, что делать. Сейчас намного легче, иногда в жизни даже ты идешь и руки сами по-жучьи двигаются, – смеется Марина Сергиенко.

– До этого шоу я работала в шоу Картео, и я там играла человека. Интересно играть новых персонажей. Манеру поведения, движения скарабеев я изучала по видео с YouTube. Кроме того, у нас были мастер-классы по хореографии, – добавляет коллега Марины по номеру, Камилла Сантер Жерве.

Вжиться в образ помогает и сценография с проекциями, которые транслируются на специальную стену во время шоу. Визуальную часть, передающую мир бразильской природы, дополняет музыка. Шоу проходят только под живой аккомпанемент. Играют семь человек: шесть музыкантов и одна певица. Все как в обычной группе, только вместо нот исполнители смотрят на экран с трансляцией шоу. В цирке музыканты подстраиваются под артистов, а не наоборот.

ЗОЛУШКИ ЦИРКА

– После выступления у артистов есть 20 минут, чтобы раздеться и принести свои костюмы сюда, – приводит нас в прачечную Николя. – Каждый вечер, когда шоу заканчивается и артисты разъезжаются по домам, девушки из костюмерной мастерской как настоящие золушки остаются здесь до полуночи, чтобы постирать костюмы после выступления. Каждый день. Костюмы часто состоят из различных элементов. Они разбираются и сотрудницы костюмерной мастерской должны снять все эти детали, перед стиркой.

В 22 грузовиках, которые перевозят цирк по земному шару, находится место и для 5 стиральных машин. Принцип «все свое вожу с собой» – это про Cirque du Soleil. Даже стиральный порошок путешествует вместе со всем скарбом.

После стирки костюмы сушатся, затем их внимательно осматривают: каждый шов, все пуговицы и составные части. Если находятся изъяны – их отправляют на ремонт в костюмерную мастерскую. Вешалка с требующей ремонта одеждой никогда не бывает пустой – номера в программе очень динамичные, нагрузка на костюмы и обувь колоссальная.


КОСТЮМА ВЕК НЕ ДОЛОГ

В костюмерной мастерской работают 4 человека. Одна девушка занимается головными уборами, другая трико и костюмами, третья работает со сценической обувью. Начальник мастерской отвечает за весь инвентарь.

– Костюмы очень сложные, они требуют тщательного ухода. Кроме того, что они очень красивые, они еще должны быть абсолютно удобными. Поэтому используются особенные материалы: лайкра и митэкс. Митэкс это такая «жеванная» ткань с эффектом пластикового покрытия. Вон костюм сверчка, – достает из шкафа светло-зелёное одеяние Николя. – Сначала этот костюм был сделан только из верхнего слоя, митэкса. Когда артисты готовили номера, они поняли, что костюм не дышит и они сильно потеют. Артисты пришли к костюмерам и сказали, что не могут выступать в таких костюмах. И тогда в костюме создали внутреннюю прослойку из лайкры, некоторые части заменили специальными вставками.

В райдере есть любопытный пункт: водка, 5 литров в день. Сотрудники мастерской объясняют – это чтобы пропитывать костюмы, так ткань дезинфицируется, и артисты меньше потеют.

У каждого артиста от двух до четырех персональных костюма. Плюс к этому обувь, головные уборы, накидки. Все шьется вручную по индивидуальным меркам на костюмерной фабрике в Монреале, где и находится штаб-квартира Cirque du Soleil. В среднем срок службы костюма полгода. В акробатических номерах они «живут» и того меньше – месяца по три.

ЖИЗНЬ НА КОЛЕСАХ

Воскресное вечернее шоу заканчивается в 7 часов вечера, через полчаса артисты сели в три автобуса и отправились в следующий гастрольный город. На площадке остаются только технари. Демонтаж происходит гораздо быстрее сооружения сцены, буквально за три часа все разобрано и к 23–м часам все готово. Караван из 22 грузовиков поехал вслед за тремя автобусами артистов, удивлять и радовать зрителей уже в другом городе.

Российский тур охватывает 6 городов. В Москве и Санкт–Петербурге артисты уже побывали, там выступления шли по две недели. После Казани цирк ждут в Тольятти, Екатеринбурге и Сочи. Труппа выступает 10 недель, и после этого у артистов есть две недели отдыха.


Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ



Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!