$ 65,31
74,85
Казань +6 °C

​Разработчики генплана Казани нанесли новый удар

27 мая 2018 | События

С 14 мая демонстрационные материалы по проекту нового генерального плана Казани появились в четырех ТРЦ «Южном», «Кольце», XL, «Горки-парке». Карты и схемы попались на глаза жителям поселка Нагорный, которые, ознакомившись с новым градостроительным документом, пришли в недоумение. Оказывается, через их населенный пункт может пройти четырехполосная автомобильная магистраль. Ее строительство потребует сноса от 30 до 50 домов и уничтожения уникального леса.

Новая Сосновка, Карьер, Большие Клыки, Салмачи, Вознесенское, Борисоглебское, теперь вот еще и Нагорный... Разработчики проекта генерального плана Казани, возможно, сами того не желая, породили немало «горячих точек» на карте города. Как выяснилось совсем недавно, через поселок Нагорный и расположенный рядом с ним лес в перспективе может пройти четырехполосная автодорога общегородского значения 2 класса. В документе она обозначена как «Проезд 1».

Что интересно, о ней в ходе большой пресс-конференции 23 мая ничего не сообщили журналистам ни главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, ни первый замдиректора Института Генплана Москвы Олег Григорьев. Хотя прозвучали фразы о том, что все зеленые насаждения будут сохранены. Мало того, о назревающей проблеме в Нагорном умолчал и советник мэра Казани Владимир Фомин, который выступал на сессии Госсовета РТ, прошедшей 24 мая.

Жители Нагорного, по их признанию, узнали о проблеме слишком поздно — всего неделю назад. И сразу же решили провести сход — обсудить сложившееся положение. На краю поселка, возле леса собралось не менее 250 человек. Инициативная группа начала сбор подписей против проектирования новой трассы, активисты подготовили большой стенд, на котором разместили генеральный план. Люди приходили задолго до назначенного срока, при этом ни одного сотрудника полиции в течение всего двухчасового собрания так и не появилось. В отличие от схода, который прошел накануне в поселке Вознесение, куда пригнали Камаз с батальоном оперативного реагирования. Возможно, оно и к лучшему, тем более, что никаких нарушений не было. Все вели себя сдержанно, насколько это позволяла ситуация.

ЧЕТЫРЕХПОЛОСНАЯ АВТОТРАССА БЕЗ СВЕТОФОРОВ И ПЕРЕХОДОВ

Как сообщил председатель ТОС поселка Нагорный Ренат Кутдусов, в результате строительства автомагистрали под снос могут попасть ориентировочно 30 домов (в проекте генплана точное количество таких жилых строений не указано). Но это еще не все. Придется вырубить полосу леса шириной 50 метров.

— Мы приобрели участок в Нагорном в далеком 1994 году и самостоятельно построили дом. Все правоустанавливающие документы на землю и строения есть. Главным критерием выбора участка, естественно, был лес. Мой дом под снос не попадает, но меня беспокоит судьба леса. Сколько поколений жителей Нагорного отдыхали здесь! Сюда приезжают многие казанцы, поскольку рядом — трамплин. Каждый год мы выходим на субботник, убираем мусор, высаживаем сосны, лиственницы. Лес — сердце поселка. Здесь много краснокнижных растений и птиц, водятся белки, ежи. Разве можно потерять такую красоту? — рассказывает жительница Нагорного Оксана Камалетдинова.

По ее словам, в действующем генплане дорога не указана. Но если все же в поселке появится четырехполосная магистраль, ее пропускная способность будет 1,2 тыс. машин в час. Светофоры и переходы не предусмотрены.

— От людей скрывают достоверную информацию, поэтому они во всем видят криминальную подоплеку. Конечно, мы записались на все 13 общественных слушаний по проекту генплана, но шансы все объяснить у нас невелики, — считает Оксана Камалетдинова.

ТИМУР И ЕГО КОМАНДА

Организатором схода выступил Тимур Саитов. Он является руководителем инициативной группы жителей Нагорного. Люди спрашивали его, можно ли развернуть плакаты с лозунгами. «Нет, это не митинг, а собрание», — объяснял Тимур. Временную трибуну для выступающих сооружать не стали. Вместо этого пригнали грузовик с задней откидной платформой. На нее-то и взбирались ораторы.

Взяв слово, Тимур Саитов сразу определил дальнейшие действия инициативной группы.

— Проект генерального плана выносится на общественные слушания, на которых мы можем высказать свои возражения по поводу строительства трассы. Всего пройдет 13 заседаний, на них допускаются выступления по предварительной записи. От нас по одному активисту записалось на каждое общественное слушание. Крайне важно чтобы мы все пришли их поддержать. Скорее всего, администрация постарается заполнить залы подставными людьми, и тогда для нас и не останется мест. Поэтому лучше приходить на мероприятия где-то за час. Также сейчас ведется сбор подписей против возможного строительства дороги, не забывайте включаться и в этот процесс. Если мы будем действовать так же активно, как жители Новой Сосновки, то обязательно победим. В нашей инициативной группе немало помощников. Кто-то печатает листовки, кто-то готовит карты. Пока мы все делаем на собственные средства, в том числе и оплачиваем услуги юриста, который помогает нам грамотно составлять документы. Но финансовая помощь нам не помешает, — разъяснял Тимур Саитов.

На призыв о финансовой помощи участники собрания отреагировали оперативно. Поинтересовались только, где можно сдать деньги. Оказалось — рядом, в «штабном» шатре, установленном неподалеку. Или в банке — реквизиты имелись в том же штабе.

— А какую альтернативу будущей автомагистрали мы можем предложить? — поинтересовались у организатора.

— Новая дорога дублирует М7. Это очень странное решение, если учесть, что М7 не загружена. Зачем в генплане города учитывать интересы федеральной трассы? Градостроительный документ в первую очередь должен учитывать наши с вами интересы. Мы предлагаем дорогу выдвинуть ближе к М7. Как она тогда пройдет — это должны сказать проектировщики. А те, кто разрабатывал генплан, даже не предложили нам альтернативы. А она, без сомнения, есть, — ответил Тимур Саитов.

НЕТ ГЕНПЛАНА — НЕТ НАРУШЕНИЙ

На собрании прозвучало официальное обоснование строительства новой трассы: разгрузка М7. Этому, конечно, мало кто поверил, и все задались вопросом о неофициальной версии.

— На этот счет есть предположение. В районе Чебаксы, Нового Царицыно и Белянкино существуют большие пустыри, которые предполагаются под застройку. Это новые территории, пока мы не знаем, кому они принадлежат. Но если вы посмотрите на карту, то увидите, что наша трасса проходит как раз через них. То есть получается, что кто-то хочет освоить эти территории, — высказал свое мнение организатор собрания.

Люди, озадаченные услышанным, предложили уже на этом этапе противостояния нанять адвоката. Но активисты напомнили, что пока нет никаких нарушений, поскольку нет утвержденного генплана города. Решено участвовать в слушаниях и составлять претензии.

Взявший слово заслуженный эколог Татарстана Рифкат Хузиев сообщил уже о пятидесяти домах, которые могут быть снесены ради магистрали. Ради нее, родимой, придется еще вырубить... 5 тысяч деревьев!

— Этот лес находится в федеральной собственности. Рослесхоз на сегодняшний день не согласовал проект генплана целиком. А раз так, то дорогу строить никто не имеет права. Это защитные леса, предназначенные для рекреационных целей. Они выполняют санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции. Другая хозяйственная деятельность в них запрещена, — рассказал эколог.

Через час на собрание приехали депутаты. К обсуждению проблем жителей Нагорного подключились депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев и его соратник из Казгордумы Алексей Серов. Прокофьев призвал тщательно готовить активистов, которые станут принимать участие в общественных слушаниях, а также направлять обращения в адрес республиканских и городских депутатов. Он сообщил, что 31 мая в Госсовете пройдет круглый стол, посвященный учету мнений казанцев по проекту нового генплана. Будут приглашены разработчики, профильные чиновники, представители Казанского авиационного завода.

Участники собрания в Нагорном договорились встретиться с Артемом Прокофьевым в субботу, 2 июня, чтобы обсудить итоги круглого стола. На том и разошлись.

Правоохранителей и автозаков так и не было замечено поблизости, поэтому домой все побывавшие на сходе вернулись вовремя. А если и задержались, то уж точно не в отделении полиции.


Борис Кудряшов.


ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: Владимир Васильев
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости