​В Казани все идет по плану. Генеральному

23 мая 2018
События


Возможно, в сентябре-октябре у Казани появится новый генеральный план. И вот тогда-то город начнет развиваться семимильными шагами, пусть и в пределах прежних границ. Денег понадобится не просто много, а очень много – бюджет города не справится. Придется подключаться республике и стране. Только на реализацию всех мероприятий, предусмотренных проектом нового генплана до 2025 года, понадобится 762 млрд рублей. А если заглядывать в 2035 год, то еще примерно столько же.

Решение о разработке нового генплана было принято в 2014 году. Тогда же объявили тендер на его составление, по результатам которого определился победитель – Институт Генплана Москвы.

Новый документ разработан на основании прогнозов развития города до 2035 года. Нынешний генплан, по которому живет и развивается Казань сейчас, утвержден Казгордумой 28 декабря 2007 года и должен был действовать до 2020 года. Однако ситуация изменилась. С 2007 года было принято множество федеральных и республиканских документов, которые поставили перед городом новые задачи. Да и многие показатели современной Казани уже вышли за рамки действующего генплана. Взять, к примеру, демографическую ситуацию. Показатели численности населения, заложенные на 2020 год (1,2 млн человек), были достигнуты уже в 2014 году. Соответственно все социальные объекты, рассчитанные на население действующим генпланом, фактически перестали соответствовать реальной ситуации.

По словам чиновников, генеральный план – очень сложный градостроительный документ. К примеру, он определяет зонирование территории, положение проездов, дорог, площадок для отдыха и парковки автомобилей. Генплан – это не какая-то абстрактная вещь, нужная только властям. В него не мешает заглядывать каждому горожанину, покупающему или продающему недвижимость. Будет ли дом снесен в результате строительства дороги или нет? Что через несколько лет может стать с тем земельным участком, который так хочется купить сегодня. Генплан ответит на вопросы о недвижимости и поможет не попасть в сети мошенников.

А СУДЬИ КТО?

Как только проект нового генплана стал доступен для ознакомления, он сразу вызвал много нареканий. Жители некоторых поселков выразили протест возможному сносу их домов, попавших в коридор будущей трассы. Экологов пугала вероятность уничтожения зеленых насаждений. Общественные слушания по документу пройдут на 13 площадках города с 29 мая по 6 июня этого года. Все желающие могут представить свои замечания и предложения. Только будет ли их кто-то учитывать?

Сегодня в комитете земельных и имущественных отношений Казани разработчики проекта нового генплана города презентовали свое творение журналистам и ответили на их вопросы. Начальник управления архитектуры и градостроительства Казани Ирина Дябилкина сообщила, что рациональные предложения казанцев обязательно будут учтены в новом градостроительном документе. Только вот решать, какие из этих инициатив стоящие, а какие нет, скорее всего, будут сами чиновники.

НОВАЯ СОСНОВКА И САЛМАЧИ МОГУТ СПАТЬ СПОКОЙНО. КЛЫКИ – НЕТ.

После того, как у казанцев появилась возможность ознакомиться с проектом нового генерального плана города, жители населенных пунктов Новая Сосновка, Большие Клыки, Карьер и Салмачи забили тревогу. Люди опасаются, что из-за магистрали, строительство которой благополучно перекочевало из прежнего генплана в проект нового документа, их дома будут снесены.

Но для жителей Новой Сосновки все же забрезжил свет в конце тоннеля. Казанский авиационный завод имени Горбунова в результате переговоров все же отдал городу часть так называемой зоны аварийной посадки. Дорога пройдет как раз по ней и не затронет Новую Сосновку.


Как сообщил первый заместитель директора Института Генплана Москвы Олег Григорьев, за счет сужения дороги разработчики сумели свести к минимуму количество частных домов, подпадающих под снос в Салмачах. С другими поселками все оказалось сложнее. «От дороги в Карьере мы отказаться не можем. Остаются Большие Клыки. И этот участок в действующем генплане предусмотрен под улично-дорожную сеть», – сообщил Григорьев.

Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, как могла, старалась снизить градус напряженности вокруг новых магистралей.

– Важно понимать, что прохождение дорог через дома в генплане не означает снос жилой застройки. Эти коридоры предусмотрены на перспективу. Сначала муниципалитет принимает решение о строительстве дороги, затем разрабатывается ее детальный план и проект, еще раз будет уточняться коридор трассы. И только потом будет приниматься решение об изъятии участков, – объяснила Прокофьева.

СЛЕЗАЕМ С ПОРОХОВОЙ БОЧКИ?

Будущее Казанского порохового завода пока до конца не ясно. Осенью прошлого года появилась информация о том, что опасное предприятие из столицы Татарстана перенесут в удмуртский поселок Кизнер. Следом выяснилось, что вопрос о переезде не стоит, и в Удмуртии появится совершенно новый завод, оснащенный передовым оборудованием. Минпромторг России даже разработал его концепцию. «Это должно быть высокотехнологичное, многопрофильное и экологически безопасное производство с максимальным уровнем механизации опасных производственных процессов и выводом людей из опасных зон», – отмечали ранее в министерстве. Но даже если завод в Казани и будет остановлен, наш город все равно останется центром пороходелия.

Разработчики проекта нового генплана Казани внимательно изучили территории, которые занимает опасное предприятие.

– Сам вынос порохового завода для нас должен означать не ухудшение ситуации, а резерв территории и интересные возможности. Мы увидели, что жилая застройка там невозможна. И не только потому, что есть требования к рекультивации земель. Просто она не впишется в существующую и даже планируемую дорожную сеть. Возможно, на территории, которую сейчас занимает пороховой завод, появятся объекты, связанные с новыми технологиями, IT-парки, – высказала предположение Татьяна Прокофьева.


Первый замдиректора Института Генплана Москвы напомнил участникам пресс-конференции, что решение о выносе предприятия не принято до сих пор. Если это произойдет, то на его территориях, по мнению Олега Григорьева, могут расположиться технопарки и производства 3-4 классов опасности.

МЕТРО ОСТАНОВИЛОСЬ… НА ВРЕМЯ

Запутать кого угодно способны не только новости о судьбе порохового завода. Например, сообщения о судьбе Казанского метрополитена. То будем строить новые ветки подземки, то не будем…

Как выяснилось, пока не будем. В проект нового генплана развитие метро заложено. Да, этот вид транспорта экономически неэффективен (а где он эффективен?), но если придут федеральные деньги, то строительство продолжится.

– В ближайшее время строительство метрополитена, исходя из численности населения и количества поездок, которые мы можем обеспечить, экономически не совсем эффективно, – сообщила Ирина Дябилкина.

Ее слова дополнила Татьяна Прокофьева: «Мы не отказываемся от строительства метро. При наличии финансирования мы продолжим развивать этот вид транспорта, даже понимая его финансовую неэффективность».

Как сообщал ранее глава МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов, проектная мощность 11 станций Казанского метрополитена составляет 220 тыс. человек в сутки. «Пока 10 станций обслуживают ежесуточно от 100 тыс. до 115 тыс. человек. С вводом «Дубравной» рассчитываю на увеличение пассажиропотока на 5-6 тыс. человек в день. Большего не ожидаю, потому что новая станция просто перетянет часть пассажиров со станции «Проспект Победы», – отметил гендиректор предприятия.

Сегодня больше всего пассажиров обслуживает станция «Проспект Победы». Ее ежедневный пассажиропоток составляет 18,6 тыс. человек. На втором месте – «Площадь Тукая» с показателем в 17,3 тыс. человек. В аутсайдерах рейтинга оказался «Северный вокзал». Здесь ежесуточный трафик не дотягивает до 5 тыс. пассажиров. Важное замечание: себестоимость одной поездки в казанском метро составляет около 100 рублей. Это опять же со слов гендиректора «Метроэлектротранса».

ИЗ ГАВРИЛОВА ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ВТОРУЮ УЛИЦУ СИБГАТА ХАКИМА

Прибрежная территория реки Казанки вдоль улицы Гаврилова – ее горожане называют спорной и опасаются, что новый генплан ее узаконит. Разработчики проекта градостроительного документа не стали полностью исключать там участок жилой застройки, но сократили его.

– Либо мы делаем плотный город, не исключая такие варианты, как Салават Купере, и все дружно мучаемся с обеспечением этого района. Либо стараемся размещать застройку внутри города, в том числе и вдоль ул. Гаврилова. Участок природы в этом месте сохранится, можно сделать парк с набережной вдоль реки, – уточнил Олег Григорьев.

Московский эксперт напомнил, что выше улицы Гаврилова 800 га природно-рекреационной территории примыкают к авиационному заводу. «Здесь может быть организован парк, поскольку весь 39-й квартал находится в шаговой доступности от этой территории», – сказал Григорьев.


По словам Татьяны Прокофьевой, набережная Казанки от «Ривьеры» до улицы Рабочей будет благоустроена. Общественная застройка разместится на части этого отрезка, примыкающего к улице Сибгата Хакима. Возведение жилых зданий не планируется. «У нас были разные варианты размещения: и концертного зала, и библиотеки. Это будет только какая-то интересная общественная застройка для жителей Казани и парковая зона», – отметила главный архитектор города.

БОЛЬШЕ ЗЕЛЕНЫХ КРАСОК

Проект нового генплана Казани предполагает увеличение территории зеленых насаждений на 12%. При этом карта границ города практически не изменилась. Неужели все дружно станем сажать леса и разбивать сады?

– В прежнем генплане было очень много земель сельхозназначения и так называемых зон резерва. Эти территории никогда не были рекреационными зонами и никак не защищались. Сейчас мы провели инвентаризацию всех ценных «зеленых» территорий и задокументировали их. Эти земли при подготовке нового проекта правил землепользования и застройки будут поставлены на кадастровый учет. Увеличение на 12% произошло как раз за счет новой инвентаризации, – сообщила Татьяна Прокофьева.

Главный архитектор подчеркнула, что самая большая территория, которая будет доступна для освоения, это долина реки Казанки, отмеченная на карте темно зеленым цветом. Ее предстоит превратить в великолепную рекреационную зону. Сейчас эту территория хоть и территориально близка, фактически недоступна для казанцев. Участок отрезан он жилых массивов авиационным заводом. Олег Григорьев сегодня пообещал, что к зеленой зоне проложат пешеходную дорогу, так что парк окажется для жителей Кварталов в шаговой доступности.

Все свои действия разработчики генплана согласовывали с казанскими экологами, уверяют москвичи. Свой вклад в подготовку документа, по словам первого замдиректора Института Генплана Москвы, внесла и казанская компания «ЭкоЛидер». Мы пообщались с директором этой фирмы.

– Целью наших работ была актуализация карт инженерно-геологических и гидрогеологических условий строительства на территории Казани. Как результат – построение комплексной карты по степени сложности освоения территорий города Казани масштаба 1:25000 с пояснительной запиской к ней. В работе принимали участие как эксперты нашей компании, так и привлеченные специалисты кафедры общей геологии и гидрогеологии Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, – сообщил директор ООО «ЭкоЛидер» Руслан Давыдов.

Наконец, на пресс-конференции рассказали о том, что в Казани будут построены два дополнительных моста через Волгу до Верхнего Услона. Одно сооружение свяжет Аракчино и Печищи, второе планируется тянуть от Тихорецкой в промзоне около речпорта до Студенца. «Фактически возникает еще одно кольцо, которое свяжет Казань с Услоном. Мы учитываем, что он является частью агломерации», – сообщила Татьяна Прокофьева.


Борис Кудряшов.

Комментарии

  1. Земляк 5 лет назад
    Аракчино-Печищи реально, Тихорецкая-Студенец полная утопия. Мост Боровое Матюшино - Бакча-Сарай свяжет Верхнеуслонский и Камскоустьинский район с Казанью, позволит городу укрупниться, вынести жилые кварталы в живописные места и существенно снизит грузопоток через центральную часть города.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!