Министр труда РТ: «Сейчас даже за 30 тысяч в месяц невозможно найти специалиста»

16 декабря 2015
Общество

Встреча предпринимателей с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмирой Зариповой прошла сегодня в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Представителей бизнеса интересовала неэффективная, по их словам, работа центра занятости населения, проблема с поиском работников и излишняя нагрузка на бизнес. Оценка же условий труда на предприятиях, связанных с государственной тайной, вызвала спор между Зариповой и уполномоченным при президенте РТ по правам предпринимателей Тимуром Нагумановым, в котором последний поставил под сомнение приказы российского Минтруда.

Сегодняшняя встреча началась с того, что представитель группы компаний «Богема» Марина Абдуллина заявила, что центр занятости населения работает неэффективно. По ее словам, компания обращалась в центр, однако проблема кадров так и не была решена. Абдуллина задалась вопросом: «Есть ли у власти какие-то другие решения, чтобы решить проблему кадров?».

Абдуллина уточнила, что ее компании нужны продавцы и рабочие, но «сейчас все приходят и просят большую зарплату». Она сообщила, что фирма предлагает соискателю зарплату от 15 тысяч рублей и выше, но «люди вообще не хотят работать».

Министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмира Зарипова горько заметила: «Если бы мы знали ответ на этот вопрос, то у нас бы не было 15 800 безработных на 28 тысяч вакансий».

Зарипова также отметила, что 15 тысяч рублей – слишком низкая зарплата, поскольку «сейчас даже за 30 тысяч в месяц невозможно найти специалиста».

– Из числа молодых специалистов на 30 тысяч сейчас не идут работать, хотят зарплату, которую у меня даже замминистра не получает. Проблема существует. На следующий год, мы полагаем, функциональность центра занятости переориентируется на подбор персонала для работников, компаний, бизнеса. Конечно, нужно думать о том, чтобы работодатель нашел работника, который согласится идти работать на 15 тысяч в месяц, но это сложно в масштабах города, – констатировала Зарипова.


Перейдя к более позитивным фактам, министр отметила, что сейчас «фактически каждый второй, обратившийся в центр занятости, находит работу» и добавила, что в Набережных Челнах запустили трамвай службы занятости, в котором пассажиры по пути могут ознакомиться с вакансиями.

Директор «Швейной мастерской Ирэн» Ирина Купряхина также осталась недовольна центром службы занятости, поскольку на вакансию о поиске портного так никто и не откликнулся. Эльмира Зарипова уточнила: «Какую зарплату предлагала компания?».

– 15 тысяч рублей, но летом, конечно, больше. В легкой промышленности у нас вообще нет больших зарплат, – с сожалением отметила предприниматель.

– Вакантных мест на швею – 179, на портного – 14, а среди безработных только 11 швей на 179 мест, – привела официальную статистику Зарипова.

Купряхина на это ответила, что в Казани есть два училища, которые готовят портных, но они уже несколько лет на набирают абитуриентов на эти курсы, и предложила максимально популяризировать подобные профессии.

Зарипова рассказала, что можно попробовать сделать упор на то, что эта профессия может быть привлекательна для женщин, которые готовы работать на дому или же поменять экономику предприятия.

– Почему у вас на предприятии такая зарплата? – поинтересовалась министр.

– По всей России такие зарплаты в этой отрасли, – испуганно ответила Купряхина.

– Я знаю коллег из Ивановской области, и сегодня у них зарплата приближается к 25 тысячам рублей. Швеи и портные – это тот сегмент, где широкий серый рынок и, соответственно, зарплата в конвертах, – констатировала Зарипова.

– Легкая промышленность, хоть она и легкая, но лежит тяжело, – попытался смягчить разговор уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.

– Пока каждый работающий в этой отрасли не пересмотрит свою политику оплаты труда, как бы я вам ни рассказывала сказки, как хорошо носить то, что шито нашими производителями, мы не найдем этих девочек, которые будут шить за 15 тысяч рублей в месяц, – заявила Эльмира Зарипова.

Говоря о популяризации рабочих профессий, Зарипова отметила, что «какие-то точки лежат в стороне идеологии». По ее словам, сейчас выращено поколение девочек, «которые хотят сидеть дома, ничего не делать, но при этом, чтобы все было здорово и классно».

Нагуманов в шутливой форме предложил снять сериал наподобие «Интернов», но про швей. А Зарипова поделилась мнением, что можно красиво кого-то агитировать, но если это не будет воспринято с детства, то «ничто здесь в этом смысле не поможет».

На встрече также подняли вопрос о том, что стаж для преподавателей частных образовательных учреждений начисляется в меньшем размере, чем для тех, кто работает в государственных школах и детсадах.

Эльмира Зарипова на это сообщила, что правительство Татарстана разработало законопроект, уравнивающий педагогический стаж вне зависимости от того, в госучреждении работает преподаватель или нет. Законопроект уже направлен в Госсовет, чтобы парламентарии вышли с законодательной инициативой в Госдуму.

Представителя ЗАО «Экостарт» Алексея Голубкова интересовал вопрос, как проводить специальную оценку условий труда на предприятиях, которые связаны с государственной или иной охраняемой тайной.

Эльмира Зарипова сообщила, что в начале ноября вышел приказ российского Минтруда, который регламентирует этот вопрос. Казалось, что обсуждение вопроса уже прекратилось, однако свое веское слово сказал Тимур Нагуманов.

– Мы не считаем, что Минтруд России так однозначно имеет право регулировать норму законодательства, связанную с государственной тайной, – сказал он.

– Российский Минтруд все свои документы согласует с Минюстом, – ответила Зарипова.

– Тем не менее, согласование с Минюстом – это еще не повод для того, чтобы считать этот акт нормативным, – продолжил омбудсмен.

– Мы же с вами юристы, – чуть не шепотом произнесла министр труда.

– Мы знаем эту лазейку в законе, когда все министерства выпускают свой собственный приказ и предлагают работать по нему, дескать он правильный. Я думаю, что в ближайшее время сформируется судебная практика по этому вопросу, – закрыл тему Нагуманов.

Соучредитель УК Райдэн и глава реготделения партии РПР-Парнас Марсель Шамсутдинов, прежде чем задать свой вопрос, лаконично заметил: «Как все запущено».

Его интересовал вопрос, для чего требуется аттестация и специальная оценка рабочих мест для «таких неопасных профессий», как уборщик или бухгалтер. По словам Шамсутдинова, на аттестацию одного рабочего места приходится тратить 1200 рублей. «Это же нагрузка на бизнес, а Владимир Путин в прошлом году сказал, что из-за кризиса нагрузки быть не должно» , – сказал предприниматель.

Зарипова ответила, что закон позволяет проводить специальную оценку условий труда по аналогичным рабочим местам, но не менее, чем по двум. Шамсутдинов в ответ задался другим вопросом: «Зачем вообще аттестовывать места для таких профессий?»

– Это норма федерального законодательства, в нашу компетенцию не входит, – заметила Зарипова.

Шамсутдинов предложил Тимуру Нагуманову через Госсовет Татарстана инициировать законопроект, отменяющий данную норму.

– Я с вами согласен, что есть категория работников, по которым спецоценку за деньги делать не стоит. Я не выходил в Госсовет с инициативой, потому что уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов делает это на федеральном уровне. Смешно это делать только в Татарстане, когда то же самое делается на уровне федерального центра. Мы эту тему в Москве на прошлой недели поднимали не один раз. Насколько нам удастся добиться изменений, я не могу сказать, но в этом вопросе я за вас, – заявил Нагуманов.

Представитель МОО «Дети ангелы» Марина Борисова подняла тему увеличения стоимости реабилитационного оборудования. Она спросила, какие меры поддержки планируется реализовать в рамках импортозамещения.

Эльмира Зарипова отметила, что сейчас торги у российских фирм выигрывают китайские и польские производители из-за меньшей цены, и таким образом, в таких условиях новой российской компании трудно выходить на этот рынок. Однако Минтруд России планирует субсидировать эти предприятия.

Комментарии

  1. Наиль 7 лет назад
    Шить за 15 тысяч в месяц?Давайте посмотрим,сколько это...3-4 тысячи квартплата,1 тысячу телефон,интернет,газ,тв,проезд пускай 1 тысячу,этого мало,конечно,ну и за детсад с нового года около 3 тысяч...И сколько остается на продукты и одежду,а также бытовую химию?
  2. Андрей 6 лет назад
    Причем тут замминистра, который сидит и на совещаниях штаны протирает?
    Специалист высокой квалификации должен получать в районе 80-100 тыс в месяц на руки. 30 тысяч - более-менее хорошая зарплата для дворника, с учетом тяжелого физического труда, но никак не для человека с высшим образованием и опытом работы в отрасли.
    Надо немного ближе к реальности жить.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!