​Казань запуталась в транспортных сетях

16 апреля 2018
События

Сегодня исполком Казани официально отказался от реализации двух транспортных схем, предложенных московскими специалистами. Первый вариант предусматривал незначительные корректировки существующей маршрутной сети, но требовал ежегодно 4,5 млрд рублей дополнительных субсидий для перевозчиков либо повышения стоимости проезда до 49 рублей. В качестве альтернативы предлагалось укоротить автобусные маршруты и привязать их к станциям метрополитена или иным транспортно-пересадочным узлам. На реализацию этого варианта пришлось бы потратить 15 миллиардов рублей.

Очередное международное исследование, скорее всего, разочарует любителей рейтингов, привыкших сравнивать Казань с другими мегаполисами России, а то и мира. Оказывается, столица Татарстана вошла в топ-200 городов планеты с… самыми большими дорожными пробками, заняв, правда, 196-е место. Местные автомобилисты проводят в уличных заторах в среднем 30 часов в год, тогда как москвичи с их вторым местом в рейтинге – 91 час. Если ничего не менять, то к 2025 году в Казани будет насчитываться 350 машин на тысячу жителей, что выльется в 8-9-балльные пробки. Учитывая рост числа автомобилей, ухудшающуюся в связи с этим дорожную ситуацию, развитие Казани и строительство новых микрорайонов, в прошлом году исполком города объявил конкурс на разработку комплексной схемы организации дорожного движения, для чего было выделено 25,4 млн рублей. Из этих средств 12 млн поступили из республиканского бюджета, остальные – в рамках Программы развития ООН. Победителем конкурса стало ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ).

ТРАНСПОРТ ЖДЕТ ПЕРЕМЕН

– Анализируя опыт крупных городов мира, переживших аналогичный бум автомобилизации 30-40 лет назад, можно отметить, что единственно возможным способом лечения этой болезни является приоритетное развитие общественного транспорта и проведение сдерживающей политики по отношению к личным легковым автомобилям, – сообщил председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. Чиновник также отметил, что необходимость формирования новой маршрутной сети связана со значительными изменениями федерального законодательства в сфере пассажирских перевозок.


По словам Айдара Абдулхакова, эксперты НИИАТ изучили пассажиропоток и проанализировали существующую маршрутную сеть. Они совместили базы данных транзакций по транспортным картам за последние 5 лет и наложили все это на базу данных треков движения транспортных средств, сформированных в спутниковой навигационной системе АСУ-Т. Для уточнения модели разработчики провели социологический опрос более 15 тыс. респондентов, проанализировали обращения и предложения горожан, обследовали инфраструктурные объекты.

– По оценке специалистов НИИАТ, существующая маршрутная сеть столицы Татарстана полностью соответствует федеральному стандарту, имеет оценку «выше среднего», является достаточно удобной для жителей, имеет социально направленный характер. Но при этом она очень дорогая в обслуживании. Это, если не изменить ситуацию, приведет к тому, что перевозчики будут не в состоянии выполнять свои задачи в соответствии с необходимыми стандартами, – обратил внимание председатель комитета по транспорту.


ВЫБИРАТЬ НЕ ИЗ ЧЕГО

Проведя, как уже было сказано выше, комплексное исследование транспортной сети Казани, специалисты НИИАТ предложили два варианта решения проблемы. Первый предполагал незначительные корректировки существующей маршрутной сети. С учетом изменения федерального законодательства, которые вступают в силу с 1 июля, для ее поддержки необходимо было дополнительно изыскивать 4,5 млрд рублей ежегодно либо значительно повышать стоимость проезда – до 49 рублей.

Второй вариант был связан с кардинальными изменениями автобусной маршрутной сети, суть которых сводилась к укорачиванию маршрутов и привязке их к станциям метро, трамвайным остановкам либо другим транспортно-пересадочным узлам.

– Это сделано для того, чтобы загрузить метро, которое глубоко убыточно. Сегодня пассажиропоток соответствует только 15% пропускной способности казанской «подземки». Норматив советских времен, в соответствии с которым метрополитен строили в городах с населением 1 млн жителей, сегодня устарел. Он принимался в то время, когда личных автомобилей было в разы меньше. Сегодня метро окупается только при численности населения в 2,5 – 3 млн жителей. Именно поэтому эксперты НИИАТ предложили формировать маршрутную сеть Казани с привязкой к станциям метрополитена, обеспечивая его максимальную загрузку. При этом важно напомнить, что за последние 10 лет в казанскую подземку было вложено более 45 млрд рублей, – сообщил Айдар Абдулхаков.

По словам чиновника, проектировщики также порекомендовали сократить дублирующие друг друга маршруты: с 15-20 до 4-5. Тогда число автобусных маршрутов сократится до 48 с нынешних 60, и вдвое снизится количество подвижного состава.

– Во втором варианте маршрутной сети вместо 843 автобусов должно остаться 475. В качестве альтернативы метрополитену предлагалось развитие системы скоростных видов транспорта. Она включает в себя обособленную полосу движения, изолированную от других видов транспорта, приоритетный проезд перекрестков посредством изменения длительности фаз сигналов светофора. Также предполагалось возведение специальных остановочных павильонов, позволяющих оплачивать проезд перед посадкой, использование подвижного состава вместимостью порядка 300 пассажиров. НИИАТ предложил организовать в Казани 6 скоростных маршрутов: три – трамвайных и три – маршрута метробусов, – подчеркнул глава комитета по транспорту.

Айдар Абдулхаков привел статистику, согласно которой общая ориентировочная стоимость всей этой системы – 15,5 млрд рублей, что примерно сопоставимо со строительством 2 станций метрополитена с перегонами.

– Таким образом, рассмотрев оба варианта маршрутной сети, мы пришли к выводу, что они не соответствуют ожиданиям людей, потому что связаны с кардинальными изменениями, значительным повышением стоимости проезда и крупными субсидиями. При обсуждении проекта маршрутной сети мы просили горожан высказать свои замечания. Люди предлагали ввести новые маршруты в различных направлениях, естественно, беспересадочные, вдобавок к уже существующим. В итоге самое большее, что мы можем сделать на данный момент, – это сохранить маршрутную сеть, максимально приближенную к существующей, и успеть провести конкурс до 1 июля 2018, когда, когда вступают в силу изменения в законодательство. Они как раз предполагают дополнительные субсидии и значительное увеличение стоимости проезда в том случае, если транспортная схема города останется прежней, – сообщил Абдулхаков.

Чиновник отметил, что уже подготовлены техническое задание и конкурсная документация на соответствующий вариант маршрутной сети, и открытый конкурс занесен в план-график закупок. Информация о нем будет размещена на этой неделе на сайте госзакупок.

– Перевозчики, победившие в конкурсе, в соответствии с его условиями должны будут обеспечить обновление подвижного состава в количестве более 240 единиц. На маршрутах станут работать низкопольные автобусы, приспособленные для перевозки граждан с ограниченными возможностями, единого красного цвета. Срок эксплуатации автобусов большой вместимости – не более 10 лет, средней вместимости – не более 8 лет. С 1 июля мы должны работать с перевозчиками в рамках новых контрактов, – сообщил Айдар Абдулхаков.

ДОМОЙ – ПО ПРОПУСКАМ

Сегодня на «деловом понедельнике» у Ильсура Метшина обсуждались вопросы, связанные с работой транспорта в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу.

– Одним из важных этапов подготовки к ЧМ станет проведение тестового матча 7 мая. На стадионе «Казань Арена» состоится игра «Рубина» и «Уфы», на которой планируется тестирование всех сервисов чемпионата. В целях безопасности в день тестового матча на территории, прилегающей к стадиону «Казань-Арена», так называемой «последней миле», с 17.00 до 22.00, вводятся ограничения движения транспорта на следующих участках: улица Сибгата Хакима на участке от улицы Амирхана до улицы Чистопольской; улица Чистопольская на участке от улицы Бичурина до проспекта Ямашева при движении от улицы Бичурина; улица Чистопольская на участке от проспекта Ямашева до улицы Адоратского при движении от проспекта Ямашева. Полный график перекрытия движения будет опубликован на сайте мэрии Казани, – сообщил первый заместитель руководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов.

По его словам, на время чемпионата будут разработаны пропуска для упрощенного въезда и выезда транспорта для жителей 69 квартала и ЖК «Современник». На период проведения тестового матча и мундиаля планируется подготовить 4 тыс. пропусков и организовать их выдачу через администрацию районов, ТСЖ и управляющих компаний.

– Особое внимание на «последней миле» будет уделено комфортному передвижению маломобильных болельщиков. В период матчей запланирована подача микроавтобусов, которые доставят данную категорию населения к стадиону. Отдельно отмечу, что маломобильные группы могут получить пропуск на парковку при покупке билета, – отметил Дамир Фаттахов.

По словам первого заместителя руководителя исполкома Казани, проведению масштабных мероприятий предшествует работа по благоустройству города.

– В столице Татарстана планируется отремонтировать 39 участков дорог, 83 городские улицы, 56 улиц жилых массивов города. Общая площадь предполагаемых работ – более 2 млн кв. метров. Будет отремонтировано рекордное количество дворов – 430, – привел данные Дамир Фаттахов.

Несмотря на то что исполком Казани отклонил варианты транспортных схем, увеличения стоимости проезда все равно не миновать. По словам чиновников, это – объективная реальность, которая давно назрела. По стоимости проезда, который не повышали два года, Казань отстает от таких городов, как Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара. Конечно, о 49 рублях речь не идет, но, если принять во внимание инфляцию, рост стоимости ГСМ, запасных частей… Словом, как сообщили в мэрии, нужно дождаться конца лета. Тогда и начнутся более предметные разговоры о повышении тарифов.


Борис Кудряшов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!