$ 65,81
75,32
Казань +8 °C

Всемирное наследие на стенах Благовещенского собора: «Предстояние за Казань»

Благовещенский собор Казанского кремля на протяжении столетий был и остается духовным центром православной Казани, что определило его исключительное место в истории города и края. Архитектура и стенопись единственного в российской истории храма, место которому было выбрано собственноручно царем Иваном Грозным, являются произведениями искусства всемирной ценности. Руководитель музея истории Благовещенского собора Ольга Пехтелева начинает цикл рассказов о росписи самого древнего храма Казани.

На протяжении веков Благовещенский собор был православным центром Казани: сюда была принесена на литургию новоявленная Казанская икона Божией Матери в 1579 году, здесь служил священномученик святейший Патриарх Ермоген, будучи на престоле казанского митрополита, здесь принимали почти всех представителей династии Романовых, в 1906 году в соборе была совершена литургия святым праведным Иоанном Кронштадтским.В соборе, в раке, восстановленной по дореволюционным фотографиям, находится главная реликвия Казани – частица мощей святителя Гурия Казанского, первого Архиепископа Казанского и Свияжского. В подклете собора, в храмах в честь Всех Святых покоятся останки восемнадцати казанских архиереев.

Благовещенский собор Казанского кремля – главная кафедра казанских архиереев на протяжении веков.

Четыре с половиной столетия над убранством собора трудились выдающиеся архитекторы и изографы, а российские государи и священнослужители передавали сюда чтимые святыни. Строительство и позднейшие перестройки собора связаны с переломными периодами русской истории.

Благовещенский собор был основан как деревянная обыденная церковь в 1552 году, после покорения Казани Иваном IV: «И избра место среди градаи водрузи на нем крест своима рукама царьскима и обложи на том месте и церковь во имя Пречистыя Владычицы нашеа Богородицы честнаго Ея Благовещения.»[1] Из того же источника – Царской книги известно, что царь Иоанн Васильевич принял участие и в освящении построенной обыденной церкви 6 (19) октября 1552г.: «того же месяца 6 свящал государь церковь соборную Благовещения Пречистыя Матери». [2]

В 1555 году указом царя была учреждена Казанская Епархия и жребиембыл избран на престол первого Казанского Архиепископа бывший игумен Иосифо-Волоцкой обители Гурий, до этого год бывший на престоле архимандрита Троицкой Селижаровой обители. 28 июля (10 августа) 1555г. он прибыл в Казань со свитой из нескольких архимандритов, игуменов и священников Русского царства.

Деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы стала центром христианского просвещения в Казани. Ее малая вместительность уже не могла соответствовать высокому назначению архиерейской кафедры. Одной из основных задач Гурия стало строительство просторного каменного величественного собора как знака русской государственности в Казани.

«Царскою грамотою в декабре того же 1555г. предписано было известным в истории русского строительства псковским церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань и взять с собой потребное количество рабочих для построения здесь нового каменного города, т.е. городских укрепленных стен. Этим же мастерам – Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю, нужно думать, было поручено и построение каменного Благовещенского собора… Для построения собора каменщики употребляли тот же самый материал, каковой и для возведения крепостных стен – известковый камень, выломанный по нагорному берегу реки Волги; усматривается и одинаковая каменная кладка стен крепостных и собора; хотя и не все камни правильной формы, однако, хорошо они прилажены и поставлены на известковый цемент. Над сооружением собора трудились 80 каменщиков, которые получали разную плату в зависимости от времен года.»[3]

Закладка самого собора на месте деревянной обыденной церкви произошла в мае 1561 года. 15 (28) августа 1562 года каменный собор освятили с приделами: один в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а другой в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Дело в том, что по дороге на Казань, царь молился в Муроме у мощей Свв. Блг. Князей Петра и Февронии в Христорождественском соборе, а придел в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба мыслился как памятный знак почтения ходатаям за весь великокняжеский род.

Пять куполов Великой церкви вместе с девятью куполами церкви Благовещения и всей ее крышей позолотил сам царь Иоанн Васильевич, покрыв их чистым накладным золотом.[4]

«Церковь соборная Благовещения Пресвятыя Богородицы камена поставлена из Государевой казны, а в церкви Государево строение: Деисус верхний большой, 9 образов на золоте, ветхи, двери царские, да двери сиверские на золоте, а образов: Образ местной Страшный Суд, обложен серебром, пелена бархат черчат на золоте, образ Благовещения обожжен серебром, да в церкве ж Благовещения Пресвятыя Богородицы образов поставленья Государева три иконы местные писаны с тихвинского образа Пречистыя Богородицы…» [5]

Царь Иоанн Васильевич отправил Гурия со свитой в Казань, одарив его драгоценными иконами и всей необходимой церковной утварью.[6]

Первоначально, не только неф (основная часть) Благовещенского собора был украшен подобающе «государеву» собору, а также два соборных придела.

«У соборные ж церкви у Благовещения Пресвятыя в приделе церкви: Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, а в церкви образы, книги и ризы и все строение церковное Государево …А в другом приделе у Благовещения, у муромских чудотворцев, пять образов Спасовых… образ муромских чудотворцев князь Петра, княгини Февронии…» [7]

В 60-х годах XVI века у собора была своя деревянная колокольня, на которой висел большой благовестный колокол с очапом, два средних колокола и два меньших, все отлиты на средства государевой казны.[8]

Уже давно специалисты пытаются реконструировать облик первого каменного Благовещенского собора Казанского кремля, не сохранившегося до наших времен из-за многочисленных пожаров и следуемых за ними перестроек. Первоначально это был пятиглавый, шестистолпный, трехабсидный храм с яркими чертами псковского и владимирско-суздальского зодчества. Псковский стильи сейчас проявляется в обработке абсид орнаментом из тройных поясков фигурной кладки до сих пор сохранившихся на центральной части абсиды. Владимирско-московские валиковые аркатурына абсиде соединены с псковскими узорчатыми поясками. Стены имеютраскрытые щелевидные завершения и закомарные покрытия, как в Московском Благовещенском соборе. Внутренние шесть столпов круглые в основании и несут на себе сложную систему сводов, которые имеют закомарные покрытия, как в Успенском соборе Московского кремля. Первоначально купола собора имели византийскую шлемовидную форму.[9]

«В целом Благовещенский собор представляется чрезвычайно сложным памятником, в котором смешаны, иногда сознательно, а иногда бессознательно, различные формы и мотивы. Но общий образ чрезвычайно монументального и даже несколько грузного собора сразу вводит его в разряд «государственной» по звучанию архитектуры. Однако хорошо видно, что эту архитектуру создавали псковичи: об этом свидетельствуют псковские пояски, аркатуры и арочки, а также по-псковски устроенные синтрон, перекрытия абсид и уступчатые переходы от столбов к импостам. Эти «псковизмы» не являются основными формами, но ясно указывают на происхождение мастеров. Основной же темой здесь является тема «кремлевских соборов». [10]

Ориентация на Успенский собор Московского Кремля объясняется тем, что именно в Успенском соборе 16 января 1547 года Великого князя венчали на царство, а вхождение Казани в состав Московского государства упрочивало за Москвой статус именно царской державы. Отсюда и монументальность, и репрезентативность здания в формах, ориентированных на зодчество Московской Руси.

В июле 1563году скончался первый Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий и был погребен возле алтаря Спасо-Преображенского собора Спасского кремлевского монастыря в специально устроенной для него келейником монахом Ионой (Застолбским) пещерке, над которойИона водрузил надгробный камень, обнеся его каменной палатой и завещав похоронить себя впоследствии рядом с духовным наставником. [11]

В соборе стал служить новый Владыка – Архиепископ Герман, бывший игумен Свято-Успенского монастыря на Свияжске. Владыка Герман также прославленв лике святых и почитается как один Великой Казанской Троицы – Гурий, Герман и Варсонофий.

Святитель Варсонофий не был на Казанской кафедре, но был весьма близок трудам Святителя Гурия, будучи назначен первым игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле по желанию самого царя Иоанна Васильевича. Похоронить себя он также завещал возле Владыки Гурия.

Фрагмент цикла настенной масляной живописи 1869-1870 годов, посвященный Великой Казанской Троице – Святителя Гурию, Варсонофиюи Герману, мы видим в притворе Благовещенского собора на потолке. Роспись была создана по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (Амфитеатрова) Николаем Львовичем Сафоновым, иконописцем Владимирской губернии Вязниковского уезда. До Казанского кремля Сафонов работал в Троице-Сергиевой Лавре, расписывал храм Прп.Сергия, в Благовещенском соборе Московского кремля, в Дмитриевском соборе Владимира восстановил древние фрески, в Нижнем Новгороде, в Рыбинске и Екатеринбурге. Малярные работы осуществлял мастер Голубев из Костромы. Работа у нас началась в мае 1869 года, закончили через год с небольшим.

На фрагменте именуемом «Предстояние за Казань» изображены в рост предстоящие пред Пресвятой Богородицей первые Казанские святители: Гурий, Варсонофий и Герман, чьи имена возглашаются с амвона каждую службу. Им отведена честь установление служб на Казанской земле и учреждения Казанской Епархии. Они, по сути, ввели здесь христианство, и они вводят посетителей в кафедральный собор города. Им дана честь предстательствовать пред Богородицей, которой посвящен храм, за местных христиан и благословлять их.


Ольга Пехтелева, руководитель музея истории Благовещенского собора Казанского кремля.


[1] Лицевой Летописный Свод Царя Ивана Грозного, том.10. Царь-книга. Часть 21, стр 472

[2] Там же, стр. 479

[3] А. Яблоков, Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани, Казань, 1909г.

[4] Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию., 1898г. Вып. 4

[5] Список с писцовых книг по г.Казани с уездом 1566-1568 годов. Казань, 1877, с.10

[6] Пролог 4 октября и рукописноежитие Св. Гурия Митрополита Ермогена,

[7]Список с писцовых книг по г.Казани с уездом 1566-1568 годов. Казань, 1877, с.18-19

[8] Там же стр. 17

[9] В.П.Остроумов, Казань. Очерки по истории города и его архитектуры., К., 1978г.

[10] В.В.Седов «Псковская архитектура XVIв., М., 1996. Стр. 196

[11] Пролог 4 октября и рукописноежитие Св. Гурия Митрополита Ермогена,

Фотографии: Владимир Васильев, архив музея Благовещенского собора Казанского кремля
Новости от партнеров
Комментарии
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости