Обновленный казанский цирк: будет ли у формы содержание?

07 марта 2018
Культура


Совсем чуть-чуть остается до той минуты, когда Казанский цирк зажжет свои огни и на арену выйдет парад-алле участников «Фиесты». Обозреватель «Казанского репортера» не утерпел и уже побывал в обновленном здании: узнал о реконструкции за миллиард, увидел лужу на манеже и спросил о том, будет ли в Казани своя труппа.

МОЙ СТАРЫЙ ЦИРК РОДИЛСЯ ВНОВЬ

Сказка начинается сразу, как перешагнешь порог. Яркие цветные панно воскрешают в памяти те самые мгновения счастья, которые можно испытать только в детстве. Возле касс – очередь. Небольшая, конечно, всего три человека. Но ведь и билетов на открытие осталось совсем немного.

Когда-то реклама обещала нам «сегодня и ежедневно» громкие имена – Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Игорь Кио, медвежий цирк Филатовых, знаменитые джигиты-наездники Кантемировы… Построенное более полувека назад здание, видело многое и многих. Теперь же и представления идут лишь по выходным и праздничным дням, рекламируются в большинстве своем названия цирковых шоу, а не личности, становящиеся их притягательным центром.

В фойе группа молодых журналистов получает последние наставления от куратора как вести себя на пресс-конференции, которую дает директор Казанского цирка Дамир Шарифуллин. По их блестящим и несколько растерянным глазам понимаю, что для них цирк – нечто таинственное и загадочное. Первая ассоциация с цирком, которую они назовут, – клоуны, дрессированные животные и сладкая вата, из ныне живущих циркачей в их памяти лишь братья Запашные.

Обилие живых цветов и ярких красок заставляет забыть, что за окном лежит снег. Слепящие лучи прожекторов скользят по пустой арене, по барьеру, ограждающему манеж, разноцветные огни создают причудливую мозаику, а сама чаша циркового амфитеатра с куполом-небом над собравшимися в цирке придает всему особую значимость, масштабность и выразительность.

– Все новое – кресла, манеж, зал, полы, потолок, фойе, общественные туалеты, раздевалка, конюшни, помещения для животных, гримерки, обновился свет, обновился звук, – радостно делился результатами почти годовой реконструкции Шарифуллин. – На все ушло около миллиарда рублей. И семнадцатого марта в семнадцать часов тридцать минут в обновленном зале пройдет первое представление. Причем звук и свет у нас теперь настолько технологически сложные, что мы пока не во всем разобрались, но до премьеры разберемся.

Суммы, которые называл директор, конечно же поражали воображение: на свет и звук ушли сто двадцать шесть миллионов рублей, медиаэкран с наружной части купола обошелся в почти шестьдесят миллионов рублей…

– Наш цирк – дотационный, – уточнил Шарифуллин. – Из бюджета республики выделяется порядка сорока миллионов на его содержание. И, к счастью, даже не ставится вопрос об окупаемости ремонта, например.

И все же обновленный дорогостоящий интерьер подвел. В самый неподходящий момент, когда объективы фото и телекамер были направлены на сияющего начальника, с потолка начало капать. За считанные минуты лужа на манеже стала весьма и весьма заметной, оставив нас гадать – то ли крыша протекла, то ли какие-то трубы под самым куполом, то конденсат такой сильный.

– Да вы загляните в общественные туалеты, – между тем настойчиво предлагал Шарифуллин, не обращая внимания на течь. – Их не только стало больше – и женских, и мужских. В них еще добавились мужские писсуары. И в женских туалетах, так скажем, посадочных мест стало больше. И система кондиционирования у нас полностью новая. Никаких специфических запахов у нас в здании вообще не будет.

Журналистов это почему-то радовало, а я с трудом пытался представить себе цирк без запаха опилок…

И ЯРКИЙ ЛУЧ, КАК ЖЕЛТАЯ ЗАПЛАТА…

– Нет, труппу создавать не будем, – твердо сказал Шарифуллин.

Мы стояли возле репетиционного манежа детской цирковой школы. Директор только что охотно рассказывал о том, что в ней учится сто двадцать детей, восхищался, что ее выпускники работают лучших цирках России и мира, в том числе в прославленном «Cirque du Soleil», выражал надежду на периодическое участие продвинутых школьников в цирковых программах.

– У нас цирковая школа дает программу на полтора спектакля. Без животных, их у нас нет. Так что труппа как таковая при цирке уже имеется. Но оформлять ее не будем. Не рентабельно, – вполголоса сообщил он. И после долгих сомнений все же пустился в объяснения. Оказывается, сегодня цирковых коллективов в России больше, чем имеется на них спрос. Труппам негде и не перед кем выступать. И создавать еще одну, состоящую из потенциально безработных артистов, по меньшей мере неразумно.


А я слушал и никак не мог понять простой арифметики: если в ведении Росгосцирка почти сорок стационарных зданий цирков и чуть более полутора десятков цирковых трупп, то почему же результат этой математики оказывается столь плачевен? Чтобы содержать коллектив, платить ему зарплату, то на одну цирковую площадку, на один цирк нужно 1,8 программы, а у нас цирковая школа готовит 1,5. Опять же вроде бы укладываемся в нормативы.

– Да и без животных цирк не может существовать, – продолжал Шарифуллин. – Фестиваль в Монте-Карло проводился уже в сорок четвертый раз, и ни разу не был без животных. Защитники природы кричат, что, дескать, дрессировщики обижают их. Один из мохнатых артистов «Фиесты» является самым большим в Росгосцирке: его рост – два метра сорок сантиметров, а вес превышает полторы тонны. Обидишь такого, как же!

При составлении графика выступлений руководство Казанского цирка придерживается незыблемого правила – номер должен быть хорошо забыт зрителем, а значит, повторение его возможно только лет через восемь. Программа, которую планируется показать на открытии, составлена из новых для нас номеров, за исключением коверных клоунов, гастролировавших у нас пару лет назад, и медведей, которые были в Казани двенадцать лет назад. Большинство же артистов приезжают к нам впервые. И это понятно: шоу-программа «Фиеста» совсем еще молода – ее премьерный показ состоялся 3 февраля. Правда, вошедшие в нее уникальные номера – призеры ведущих цирковых фестивалей мира…

– Наш календарь уже расписан на целый год, до 15 апреля, но кто конкретно будет выступать, я вам не скажу, – Шарифуллин многозначительно помолчал и добавил. – Из суеверия. Видите ли, мы начинаем на неделю позже, чем должны были. И теперь наш график не совпадает с графиками Росгосцирка. Но мы ведь шли в своих расчетах от Чемпионата мира по футболу – сначала запланировали представления на те даты, когда он будет проходить, а потом уже начали обратную открутку, так и появилась дата открытия – 17 марта.

ЧТО ЖЕ, ЗНАЧИТ, БУДЕМ ЖИТЬ!

Листаю концепцию развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года. «Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка»… «Падает престиж профессии циркового артиста»… «Прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком значительно трансформировалась»…

И впрямь, могли ли мы когда-нибудь предположить, что современная структура циркового комплекса будет включать в себя не только Российскую государственную цирковую компанию, федеральные и государственные цирки, но и частные организации, самая крупная из которых – Московский цирк на Цветном бульваре имени Юрия Никулина, и многочисленных продюсеров, импресарио и агентов, сколачивающих рабочие коллективы для выполнения одноразовых задач.

Цирк братьев Никитиных в Казани

История Казанского цирка гораздо древнее, чем история здания Казанского цирка. Братья Никитины – Дмитрий Александрович, Аким Александрович и Петр Александрович – в 1890 году на перекрестке нынешних улиц Чернышевского и Дзержинского построили небольшое деревянное здание, в котором и обосновался первый стационарный Казанский цирк. Он прожил довольно-таки долго: реконструированное в 1927 году, здание сгорело только в самом начале 1960-х годов. Но решение о строительстве знакомой нам «летающей тарелки» на месте слияния Булака и Казанки было принято не сразу. В 1967 году казанцы вновь получили возможность бывать на представлениях циркачей.

На пожелтевших страницах изданий – немым укором старая хроника: «Среди известных номеров труппы Казанского цирка – “Медведи-иллюзионисты”, “Ягуары и верблюды”, “А ну-ка, кошки!” и другие. Номера являются эталоном циркового искусства».

Да, когда-то у нас была собственная труппа, и животные собственные были. Собранная в 1969 году труппа просуществовала девятнадцать лет, оставив в памяти горожан многие имена талантливых артистов. Десяток номеров еще работается в различных цирковых программах, вызывая неизменный восторг у зрителей.

Слоны братьев Никитиных на прогулке в парке «Черное озеро», 1913 год

– Будет спрос – будем давать представления чаще, – заявил в ответ на мой вопрос о возврате к ежедневным представлениям Шарифуллин.

Что же, остается только надеяться, что казанцы вдруг высшим соизволением осознают, что цирковое искусство им важно и интересно. Впрочем, билеты-то уже сейчас идут на расхват. Без особой рекламы. Значит, есть все же у Шарифуллина какой-то особый секрет притягательности.

– Главное, не обманывать зрителей, – улыбнулся он. – Если обмануть раз или два серенькой программой, то к тебе больше не пойдут.


Зиновий Бельцев.


ФОТОРЕПОРТАЖ




Комментарии

  1. Аля, Негонки 6 лет назад
    Некрасиво на фотках. Дизайн устаревший и уродливый.
  2. Ильич 6 лет назад
    Какой комментатор, такой и дизайн!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!