Евреи зажгли на Хануке

14 декабря 2015
Религия

13 декабря в НКЦ «Казань» прошло торжественное завершение иудейского праздника Ханука, сопровождавшееся зажжением священного огня. Корреспондент «КР» побывал там и отметил, что Ханука – не только религиозное действие, но еще и яркий праздник, который отмечают, что называется, с огоньком.

В иудаизме Ханука является одним из основных праздников, и связан он с важным событием в судьбе еврейского народа – окончанием Маккавейских войн в 164 году до н.э. Тогда небольшая группа повстанцев победила оккупировавшее Иудею сирийско-греческое войско и восстановила Иерусалимский Храм. С этим же событием связывают так называемое «Чудо Хануки»: когда повстанцы прогнали захватчиков, в Храме остался лишь один маленький бочонок освященного масла, которое было необходимо для ритуального светильника менора, который должен гореть постоянно. Найденного масла должно было хватить всего на один день, но неведомым образом хватило на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла. С тех пор Хануку (в переводе – освящение) отмечают в течение этих восьми дней, зажигая свечи в специальном светильнике под названием ханукия, каждый день добавляя по одной новой свече.

В Казани еврейская община отмечает Хануку с 2009 года, а в первом ее праздновании принимал участие мэр Казани Ильсур Метшин. И сейчас мэрия города поддерживает праздник, а сам Метшин поздравляет общину в письмах.

Перед зажжением большой ханукии около НКЦ главный раввин Казани и РТ Ицхак Горелик и некоторые из уважаемых членов еврейской общины рассказали собравшимся об истории и значении праздника. «Это праздник света, праздник, когда мы приносим человечеству пример добра, мира, стремления сделать так, чтобы все жили счастливо», - рассказали они. Сам раввин также подчеркнул, что ханукальные свечи отличаются от тех, что зажигаемых каждую неделю в шаббат. «Свет Хануки отличается от субботних свечей, которые мы зажигаем у себя дома. Каждый отвечает за свой дом, а ханукальные свечи дают нам чувство ответственности, чтобы все делать вместе», - подчеркнул он. Интересно, что светом от этих свечей «нельзя пользоваться, а нужно лишь любоваться».

Однако в этот день действия с огнем не ограничились одним лишь зажиганием ханукальных свечей. Сразу после религиозного ритуала на этой же площадке состоялось яркое файер-шоу, кульминацией которого стало зажжение звезды Давида, национального еврейского символа, и фейерверком.

После этого всех гостей праздника пригласили на банкет, который проходил в НКЦ. Там Ицхак Горелик еще раз зажег ханукию, уже небольшую, внутри помещения, и исполнил несколько традиционных праздничных песен.


В разговоре с корреспондентом «КР» главный раввин Казани и РТ отметил, что самое приятное в праздновании Хануки в Татарстане – это то, что с первого события в 2009 году еврейская община задала тон и теперь отмечает этот день ярко и с размахом. Он также рассказал, что торжественные мероприятия проходили в течение всех восьми дней Хануки.


Ицхак Горелик подчеркнул, что несмотря на свое религиозное происхождение, Ханука – открытый для всех праздник. «Религия ведь – это образ жизни, это то, что подсказывает нам, как правильно жить. И каждый человек вне зависимости от своего вероисповедания может взять много хорошего и важного из других религий. Да, Ханука – это религиозный еврейский праздник. Но урок, который он дает, важен для всех. Сделать так, чтобы дома было светло, и, если ты как-то можешь повлиять, сделать так, чтобы вокруг было светло», - говорит он.

Один из гостей праздника, Александр, рассказывает, что основное значение Хануки – в борьбе еврейского народа против греческой культуры. «Эта борьба продолжается до сих пор, - говорит он, пересказывая историю праздника, - и отмечая Хануку, мы воздаем дань нашей собственной культуре». Однако, посетительница по имени Алла отмечает, что несмотря на представление о еврейской общине как о закрытом обществе, сам праздник все-таки открыт для всех и направлен как внутрь общины, так и за ее пределы.

Комментарии

  1. Илья Шалман 3 года назад
    Хануку в новейшей истории Казани впервые отметили не в 2009, а в 1989 году. У меня есть тому подтверждения на фотодокументах.