Экспедиция в подводный космос

22 февраля 2013
События

Российские дайверы совершили, казалось бы, невозможное! Первыми на планете погрузились на Полюсе Холода в самое холодное время года и изучили озеро, окутанное мифами и легендами. В процессе исследований водолазы установили мировой рекорд.

Экспедиции Русского географического общества предшествовало исследование озера Лабынкыр, которое проводили летом 2012 года якутские ученые. Водоем измерили, взяли пробы воды, однако данных о том, что происходит с озером зимой, у ученых не было. Тогда они и пригласили дайверов из Татарстана изучить в одно из самых труднодоступных мест на планете Земля. Подводно-исследовательский отряд РГО уже снискал славу своеобразного научного спецназа. Исследователи разрушают стереотипы о возможностях человеческого организма уже не первый год. На этот раз задача стояла сравнимая, разве что, с полётом в космос. С той лишь разницей, что в космос человечество летает уже больше полувека, а подобных погружений еще никто не совершал. До недавнего времени.

«ОТКАЖЕТ СЕРДЦЕ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕ!»

Погружению предшествовали полтора месяца тренировок в пригороде Казани, на озере Голубом. Чтобы каждый из аквалангистов мог хорошо прочувствовать свой собственный порог холода, водолазы погружались без перчаток и работали с оборудованием до тех пор, пока руки не утрачивали чувствительность. Заключительные тренировки проходили в Вологодской области, где отрабатывали возможные аварийные ситуации – отказ техники, взаимодействие аквалангистов между собой, реакцию на стресс и т. п.

Но прежде чем отправиться в опасную экспедицию, дайверы освоили особые тибетские техники дыхания, чтобы снизить нагрузку на водолазное снаряжение. Главный критерий – использовать то, чем пользуются аквалангисты-любители, то, что можно купить в любом специализированном магазине. Это было принципиально, ведь, помимо всего прочего, исследователям предстояло доказать, что в экстремальных условиях могут работать люди в обычной водолазной экипировке.

Дмитрий Шиллер, руководитель экспедиции: «Врачи изначально предупреждали нас, что перенести такой перепад температур без серьезных последствий для здоровья практически нереально. Они говорили, что сердце человека не выдержит подобной нагрузки и мгновенно остановится. Эксперты по технической части прогнозировали, что даже если мы не погибнем, после того, как зайдем в воду, то максимум спустя 20 минут откажет оборудование. Но мы твердо шли к своей цели. Как показала практика, подготовка была правильной. Когда в момент погружения замерз один из регуляторов, благодаря поставленной технике дыхания и готовности аквалангистов к такому повороту событий мы справились с ситуацией».

ПО ДОРОГЕ ОЧАРОВАНИЙ…

Перелет до Якутска и еще двое суток на машине до Оймякона… Самолеты в это время года на Полюс Холода просто не летают – слишком низкие температуры. Долгий переезд даёт возможность насладиться суровой и сдержанной красотой Севера и немного привыкнуть к местному климату – северян среди участников экспедиции не было, так что отметки -55 на градуснике казались своего рода экзотикой. Низкая влажность и, как следствие, невероятная прозрачность воздуха, словно приближает небо. Ночью кажется, что до звезд буквально рукой подать!

Оймякон – самый холодный поселок на планете - известен также как Полюс Холода. Это единственный постоянно обитаемый полюс холода на планете. Здесь живет 521 человек. Населенный пункт расположен в Оймяконской впадине, окружённой горами высотой до 2 км, зимой сюда стекается холодный воздух, так как он находится в котловине. Минимальная зарегистрированная температура на Оймяконе –67,7°С. Однако неофициально в 1924 году академиком Сергеем Обручевым в Оймяконе была зарегистрирована температура −71,2 °C. Здесь же наблюдаются наибольшие в Евразии колебания температуры в течение года – 108 градусов, или от –67,7°С зимой до +37°С летом.

Обитатели Полюса Холода встретили исследователей очень тепло. К моменту приезда экспедиции стол с национальными яствами уже был накрыт. В этих местах принято угощать гостей олениной, жеребятиной и свежемороженой строганиной. Несмотря на суровые условия обитания, местные жители сохранили радушие и гостеприимство - иначе в их краях нельзя.

Александр Долженков, житель поселка Томтор: «Вот вы приехали, вроде холодно, а мы его и не ощущаем! Ведь на Севере человек его ждет, готовится к нему и с уважением относится к холоду. И отношения людей друг к другу здесь строятся с поправкой на холод. Если на твоем пути встретился человек, попавший в беду, то точно знаешь: ты – единственный шанс для его спасения! Здесь огромные расстояния, как в пустыне, только пустыне ледяной».

Впрочем, самая трудная дорога была впереди. Несмотря на то, что от поселка Томтор до озера Лабынкыр всего 78 километров, на преодоление этого расстояния ушло больше 12 часов. Внедорожники то и дело застревали в тайге, так что путь до озера стал еще одним испытанием и больше походил на трофи-рейд. Добраться к Лабынкыру удалось лишь глубоко за полночь, здесь, в охотничьем домике, исследователи и разместились. В центре небольшого сруба стояла раскаленная печка-буржуйка, которая жарила просто с невероятной силой, однако толстенные сосновые стены все равно изнутри покрывались инеем.

70 САНТИМЕТРОВ КРИСТАЛЬНОГО ЛЬДА, ИЛИ ЯКУТСКИЙ ЛОХ-НЕСС

Несмотря на свою труднодоступность, водоем хорошо известен далеко за пределами Якутии. Поисковики в интернете к запросу «озеро Лабынкыр» неизменно прибавляют слово «чудовище» и выдают массу ссылок на сайты об аномальных явлениях, непознанном и прочей мистике. Поговаривают, якобы в воде обитает некий лабынкырский черт, на подобие лохнесского чудовища.

Подобные легенды можно встретить у многих народов, но здесь имеются свидетельства очевидцев. При этом источники вызывают доверие.

Из дневника ученого, геолога, начальника геологической партии Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР Виктора Александровича Твердохлебова:
«...Это было какое-то животное. Оно двигалось по дуге: сначала вдоль озера, потом прямо к нам. По мере того, как оно приближалось, странное оцепенение, от которого холодеет внутри, охватывало меня. Над водой чуть-чуть возвышалась темно-серая овальная туша. На ее фоне отчетливо выделялись два симметричных белых пятна, похожих на глаза животного, а из тела его торчало что-то вроде палки... Может быть, плавник? Мы видели лишь небольшую часть животного, но под водой угадывалось огромное массивное тело. Перед нами был хищник, без сомнения, один из сильнейших хищников мира...».

Примечательно, что эта запись была сделана 30 июля 1953 года - во времена, когда за подобные свидетельства можно было и схлопотать проблем…

Кроме всего прочего, у озера существуют и другие любопытные особенности - замерзает Лабынкыр всегда очень медленно, позже, чем соседние озера, что является еще одной загадкой для ученых. Иногда даже в сильную стужу здесь образуются полыньи. Лабынкыр расположен на высоте 1020 м над уровнем моря. Его длина – 14,3 км, ширина около 4 км, средняя глубина – 52,6 м. При этом на дне есть трещина, которая увеличивает глубину до 75–80 м.

Озеро действительно окутано мифами и легендами, у местного населения вообще особенное отношение к воде. В Якутии свыше 800 тысяч озер и почти столько же рек, так что на каждого жителя приходится по одной речке и озеру, однако Лабынкыр здесь занимает особое место.

Алексей Винокуров, глава села Томтор: «В природе есть свой дух - с малых лет нам старики рассказывают, что в озере есть свой дух и мы стараемся не тревожить его, мы называем его «эбэ» - мощное, святое...»

Как оказалось, дух скрыт за 70-сантиметровым слоем кристального льда, сверкающего на солнце всеми цветами радуги. Перед погружением участникам экспедиции необходимо было выпилить прорубь и разбить небольшой лагерь. Без помощи экспертов по выживанию в экстремальных условиях - то есть славных сынов якутского народа, разумеется, не обходится. Правда, еще в самом начале путешествия якуты сообщили, что без разрешения шамана о погружении не может быть и речи…

«ВРЕМЯ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ ВЫБРАНО НЕ САМОЕ ПОДХОДЯЩЕЕ…»

К шаманам Якутии относятся со всем возможным почтением, медиумы пользуются непререкаемым авторитетом. Все планы здесь обсуждают с шаманами. Эвены, эвенки, якуты – у всех есть свои знахари. Представители одного этноса не признают колдунов-целителей другого. Но есть 5 великих шаманов, почитаемых всеми коренными жителями Севера. На особо важные и рискованные дела, такие как погружение отряда, свое разрешение должен был дать один из этой пятерки. Если великий шаман не позволит что-либо сделать, задобрить местных жителей не удастся никакими дарами.

Перед тем как отправиться в экспедицию, ее руководитель Дмитрий Шиллер ездил в Якутию и разговаривал с одним из 5 великих шаманов. Чтобы объяснить медиуму, зачем подводно-исследовательскому отряду нужно погружаться в Лабынкыр, ушло около 8 часов. Беседа длилась так долго, потому что колдун – человек не только мудрый в житейском плане, но и разбирающийся в некоторых областях науки. Он имеет два высших образования, знает многое о физиологии тела и сам очень хорошо подготовлен физически. Ему было важно узнать все детали предстоящего захода под воду, чтобы принять решение, стоит ли позволять отряду это совершать. Выслушав подробный рассказ, знахарь дал свое благословение и согласился провести на озере необходимые обряды.

Приехав на место, шаман объяснил, что время, выбранное для погружения, удачным не назовешь, в это время года озеро сковано толщей льда и природа спит, так что тревожить духов чревато большой бедой. Поэтому необходимо провести специальный ритуал, чтобы донести до высших сил благие намерения казанских дайверов...
Обряд камлания занял около получаса и оставил неизгладимое впечатление не только у местных добровольцев, но и у, казалось бы, скептически настроенных экспедиционеров. Шаман расположился возле костра, бросал в огонь сигареты и чай (видимо, в качестве подарков духам), как и полагается, бил в бубен, приговаривая, а порой и выкрикивая при этом заклинания. К таким танцам с бубнами можно относиться с долей иронии, однако в условиях «один-на-один» с природной стихией все это выглядит поистине завораживающе.

Во время общения с духами озера медиум впадал в транс, а по завершении ритуала физически крепкий мужчина средних лет был буквально обессилен и едва держался на ногах…

ВО ГЛУБИНЕ ЯКУТСКИХ ЛЬДОВ…

Под семидесятисантиметровой толщей льда троим аквалангистам предстояло провести минимум 10 минут. Одному из лучших подводных фотографов России Александру Губину кроме водолазного оборудования нужно было подготовить еще и съемочное. В Лабынкыр он взял настоящую подводную студию - с фото- и видеокамерами, светом и вспышками. Перед погружением все мысли о том, какая картинка ждет исследователей на дне.

Александр Губин, подводный фотограф: «Очень боюсь, что у меня что-нибудь из оборудования откажет, замерзнет, вот этого я боюсь, а чудовища не боюсь. Самые страшные чудовища в нас самих».

Именно снимающий дайвер первым ныряет в ледяную воду. Для фиксации погружения в качестве мирового рекорда весь процесс необходимо зафиксировать, чтобы ни у кого не возникло вопросов в достоверности исследований.

Кстати, Александр Губин решил, как и остальные дайверы, зайти «с открытой воды». Дело в том, что процедуру погружения вполне можно было бы упростить, если поставить теплую палатку над майной, как это обычно делается при погружениях на морозе. Таким образом удалось бы несколько снизить перепад температур, однако исследователям, кроме забора проб грунта и воды, предстояло еще и доказать, что оборудование и организм человека – способны на работу в таких условиях!

Следом за фотографом погружаются Дмитрий Шиллер и Виктор Озаренко.

Дмитрий Шиллер, руководитель экспедиции: «В момент входа в воду лицо ощущало не холод, а как будто кипяток. Справляешься с этим ощущением, восстанавливаешь дыхание и начинаешь работать».

Пока аквалангисты находились под водой, несколько участников экспедиции очищали майну от наледи. Прорубь в считанные секунды покрывалась корочкой льда. Тем временем специальная комиссия в составе сельского главы, участкового, врача и местных жителей, фиксирует все обстоятельства происходящего, снимаются все возможные данные - от координатов GPS и размеров майны до температурных показателей воды и воздуха. Природа благосклонна к исследователям – в момент погружения на градуснике «всего» 44 градуса мороза...

В воды Лабынкыра дайверы вошли дважды! Сначала - чтобы понять, как организм и оборудование отреагируют на экстремальные перепады температур. Первое погружение длилось 23 минуты. Спустя полчаса, когда обледеневшие гидрокостюмы удалось отогреть в теплой палатке, новое погружение – за пробами воды и грунта. Глубина погружения составила около 20 метров, под водой аквалангисты в общей сложности провели около часа. А вот чудовища, к счастью, или к сожалению, не встретили.

Дмитрий Шиллер, руководитель экспедиции: «Абсолютно лунный пейзаж, чистейшее озеро, очень интересное, я думаю, здесь нас ждет масса открытий в будущем! Я бы его так назвал - озеро с большой-большой зовущей к себе загадкой, вы не представляете, как там интересно, оно просто тянет тебя, зовет к себе!».

Виктор Озаренко, дайвер: «Когда вынырнули, пока шли от майны до палатки, костюмы промерзли полностью, благодаря чему чувствовали себя рыцарями в железных доспехах».

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ С ПОЛЮСА ХОЛОДА

Для Дмитрия Шиллера погружение стало своеобразным подарком на собственный день рождения - 1 февраля руководителю экспедиции исполнилось 42 года. Когда дайверы в компании местных добровольцев отправились отмечать успешную операцию, работа экспедиционной медиагруппы была в самом разгаре. Первым делом, еще с Лабынкыра, позвонили по спутниковому телефону в Оймякон и передали телеграмму на большую землю:

«Мировой рекорд установлен! Впервые в истории человек совершил подводное погружение в самой суровой точке планеты, в самое холодное время - Подводно-исследовательский отряд РГО РТ погрузился на дно озера Лабынкыр, в оймяконской долине. Погружение позволило собрать уникальные научные материалы о гидросистемах в зоне вечной мерзлоты. Российские исследователи в очередной раз демонстрируют высочайшее мужество!»

Затем предстояло добраться до ближайшего поселка – отправить в информагентства и телекомпании первые кадры с места события. Передавать горячие новости с Полюса Холода пришлось всю ночь – интернет в Оймяконе неспешный, под стать местному темпу жизни. Видео с места события удалось сжать до роликов по 20 Мб, однако и это по местным меркам просто гигантский объем.

Новость о рекордном погружении тут же облетает едва ли не все мировые СМИ. Уже когда новостные ленты пестрят заголовками о казанских аквалангистах, выясняется - в борьбе за первое погружение на полюсе холода исследователи обошли не только американцев, но и представителей Страны Восходящего Солнца. Японцы планировали совершить нечто подобное в ближайшие месяцы. Впрочем, награды, сертификаты, приемы, статьи и интервью – это, конечно, не главное. Главное - что аквалангистам удалось сломать стереотип: они смогли доказать, что работать в условиях экстремальных температур – возможно!


Антон Райхштат.

Список участников экспедиции:

Дмитрий Шиллер - руководитель экспедиции "Полюс Холода"

Виктор Озаренко - водолазный специалист

Александр Губин - подводный фотограф, водолазный специалист

Андрей Филиппов - руководитель группы обеспечения

Андрей Андронов - член группы обеспечения

Георгий Мединин - член группы обеспечения

Антон Райхштат - журналист экспедиции

Александр Хацкевич - представитель русского географического общества

Алексей Чеботарев - руководитель медиагруппы, наземный видеооператор

Андрей Агарков - координатор экспедиции

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!