$ 58,70
69,40
Казань -3 °C

​Михаил Бабич о преподавании татарского языка: «Прошу не политизировать проблему»

25 ноября 2017 | События

Проходящий в Казани III форум православной общественности, как и предрекали некоторые, стал площадкой для негласного обсуждения «языковой проблемы». К слову, свою позицию по теме с трибуны форума выразил лишь митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Полпред президента России в ПФО Михаил Бабич высказал официальную позицию Минобрнауки РФ более узкому кругу журналистов на открытии турнира по художественной гимнастике, куда он отправился прямиком с форума.

«НАМ САМОГО ГЛАВНОГО НАДО ИЗБЕЖАТЬ – ЯЗЫКА НЕНАВИСТИ»

Более 600 делегатов прибыли сегодня в Казань на III форум православной общественности Республики Татарстан с участием представителей митрополий Русской православной церкви Приволжского федерального округа. В числе присутствующих были также полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич и президент РТ Рустам Минниханов. Безусловной «звездой» форума, впрочем, стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

– Я сделал ошибку, что присел (в президиуме. – Ред.) рядом с ведущим Юрием Камалтыновым. Он мне несколько раз шептал: «Пожалуйста, покороче, покороче», – начал свое выступление епископ.

Он пообещал уложиться в отведенное время, для чего свои мысли о положении и перспективах развития православия предпочел изложить «не по бумаге, а тезисно». Митрополит поделился своими впечатлениями о Татарстане за два года служения в республике.

– Я в Татарстане почувствовал, что здесь атмосфера, где возможна творческая деятельность. Чутье меня не обмануло: с какими бы я вопросами ни обращался к президенту Минниханову, я никогда не слышал слова «нет». Яркий пример – воссоздание собора Казанской иконы Божьей матери.

Митрополит первым из выступающих высказался о «языковой проблеме» в Татарстане, призвав не забывать о главном – умении договариваться мирно и спокойно.

– Много разговоров о языке, но я хотел бы вас всех предупредить об одном. Нам самого главного надо избежать – языка ненависти. Нужно сберечь самое главное, что есть на сегодняшний день в Татарстане – это мир и согласие, – сказал Феофан.

«МОЖНО ЕЩЕ ОДНУ ИНИЦИАТИВКУ?»

Но уложиться в регламент митрополиту так и не удалось. «Тезисы» Феофана растянулись на 20 с лишним минут.

– А можно еще одну инициативку? – спросил Феофан, обращаясь к полпреду президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу.

– Записываю, – улыбнулся Бабич.

– Вот, бывают молодежные встречи у Машука. Почему бы не сделать молодежные форумы в Татарстане? Тут есть и инфраструктура, и опыт, – предложил митрополит.

Кроме того, Феофан предложил создать в республике фонд, который занялся бы воссозданием разрушенных старинных храмов республики.

Выступивший далее полпред Михаил Бабич рассказал, что с 2014 по 2017 год православным общинам в Приволжском федеральном округе «были переданы в государственную муниципальную собственность 191 культовое сооружение общей площадью почти 120 тыс. кв. метров». Он поблагодарил руководство Татарстана за «мир и взаимоуважение людей разных конфессий», которые стали условием «для развития благополучия в республике». А за открытие Болгарской исламской академии и включение объекта Свияжск в список Всемирного наследия ЮНЕСКО полпред поблагодарил Минтимера Шаймиева, первого президента Татарстана и основателя фонда «Возрождение».

Упомянул в своей речи о восстановлении святынь и включении Успенского собора острова-града Свияжска в список ЮНЕСКО и нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов. Он выступил следом за Михаилом Бабичем.

– В Республике Татарстан много внимания уделяется развитию духовного образования: мы поддерживаем казанскую семинарию. Заметным событием стало создание духовно-просветительских центров в Альметьевской и Чистополькой епархиях. Образовательные проекты требуют дальнейшей поддержки на всех уровнях власти, прежде всего на уровне глав муниципальных образований, – отметил президент РТ.

В заключение он подчеркнул, что в республике «созданы все условия для реализации религиозных потребностей», а «в условиях вызовов времени» всем татарстанцам нужно стремиться «к укреплению традиционных ценностей, института семьи и брака, пропаганде здорового образа жизни, противодействию радикализму».

«СКОЛЬКО ТЫ ЯЗЫКОВ ЗНАЕШЬ, СТОЛЬКО РАЗ ТЫ ЧЕЛОВЕК»

На вопрос о так называемой «языковой проблеме» в республике ответил в ходе пресс-подхода и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. По его мнению, проблема «ни в коем случае не должна политизироваться».

– Есть такое выражение: сколько ты языков знаешь, столько раз ты человек. И это очень хороший, мне кажется, концептуальный подход. Но дальше это (тема языка. – Ред.) должно быть предметом профессиональной экспертизы и точно не должно быть темой для политизации, – сказал он.

Михаил Бабич высказал позицию Минорнауки РФ по «языковой проблеме» в чуть более узком кругу журналистов перед открытием турнира по художественной гимнастике, куда он отправился прямиком с форума.

По его словам, «языковой вопрос» является насущным не только для Татарстана, но и для других национальных республик России. Он напомнил, что Конституцией Российской Федерации установлено, что государственным языком на всей территории страны является русский язык. Одновременно республикам гарантировано право на установление своих государственных языков.

«Очень важно понимать, что государственный язык и родной язык – это совсем не одно и то же, – сказал Михаил Бабич. – И, скажем, если государственным языком Республики Татарстан является татарский язык, то родным языком для граждан, которые проживают в Татарстане, может являться и башкирский, и чувашский, и любой другой язык, который гражданин считает для себя родным», – сказал он.

Он отметил, что в ряде регионов «очень произвольно толковались нормы языкового законодательства» отчего «нарушаются права граждан как в части возможности изучения русского языка, так и давления на родителей и законных представителей детей по изучению национальных языков на обязательной основе». «Сегодня в Приволжском федеральном округе поручения главы государства выполнены во всех регионах, в том числе и в Республике Татарстан. Во всех республиках изменены учебные планы и доведены до образовательных учреждений. Количество часов русского языка доведено до установленного, рекомендуемого Министерством образования РФ. И во всех регионах округа уже завершена работа с родительским сообществом по выбору детьми или их законными представителями родного языка. Эта работа будет продолжена».


По словам Михаила Бабича, при этом необходимо отметить, что действительно вопрос изучения государственных языков до конца урегулирован не был. Право его изучать было, а механизма реализации не было. В этой связи после обращения президента Республики Татарстан Рустама Минниханова данный вопрос был еще раз внимательно изучен, и Минобразования Российской Федерации разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.

«Впервые в учебных планах в части формируемых участниками образовательных отношений предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики, – сказал Михаил Бабич. – Соответствующие методические указания, насколько мне известно, Минобрнауки России направит в регионы в ближайшие дни. Но такие решения уже в этой части приняты. Тем самым вопрос изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республики и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента Российской Федерации будет выполнено в полном объеме. Далее в практической деятельности органов государственной деятельности регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения.

В этой связи, я хотел бы сказать, что принятые решения учитывают все многообразие государственного устройства России и создают необходимые условия как для полноценного изучения государственного языка Российской Федерации, которым является русский, так и для сохранения и развития родных языков народов России».

Я очень прошу общественные организации и политических деятелей в этой связи перестать политизировать данную проблему и наживать на этой теме ненужный политический капитал, с уважением отнестись к принятым решениям и оказать практическую помощь в их окончательной реализации», – заявил в завершение Михаил Бабич.

Не смотря на это сторонники и противники обязательного изучения татарского языка в школе по-разному восприняли речь полпреда. Одни сделали акцент на двух часах государственного языка в республике, другие уверены, что речь именно о «формируемой участниками образовательных отношений части», то есть не об обязательной программе, а о вариативной, соответственно имеется возможность выбора. Поставить точку в языковом вопросе должен федеральный минобраз, который, как обещал Бабич в ближайшие дни направит в регионы методические указания, и, возможно, внесет некие изменения в образовательные стандарты. Соответствующих писем республика ждет с прошлой недели, но пока, как утверждают в республиканском министерстве образования, по этому вопросу «тишина».


Дамира Хайрулина.

Фотографии: Владимир Васильев
Комментарии
Впервые в учебных планах в части, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ образовательных отношений, предусматривается ВОЗМОЖНОСТЬ до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка" То, что формируется участниками должно в первую очередь учитывать ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ!
01:01, 25.11.2017 | Эдвард Носов "Комитет русскоязычных родителей татарстана"
Популярнее не объяснишь.А если не въехал-читай сначала.Родным по желанию ученика может быть любой язык,только где взять столько часов для оплаты педагогу?В классе трое желающих изучать мордовский,двое чувашский,1-русский и 3 татарский.получается-урок надо делить на 4 части и преподавать как любой иной урок в малокомплектной школе.Но учитель-дилетант-это не популярно!
11:07, 25.11.2017 | Николай.
Николаю, всё решается. В сельской школе редко бывает такое многообразие национальностей, но даже если есть-то как правило полдеревни на полдеревни, вполне можно иметь двух учителей -татарского и чувашского, к примеру, которые также ведут другие предметы. Одного ученика никто учить естественно не будет-это реальность всеми признаваемая. А вот в городе все проще-если не набирается группа в школе по нацязыку, можно организовать отдельную группу при одной школе, куда будут ездить на занятия со всего города.
12:54, 29.11.2017 | Иван
ЕС напомнил России об её обязанности поддерживать и развивать национальные языки и упрекнул власти в игнорировании ряда международных конвенций
09:59, 08.12.2017 | Фарида
Комментарий не более 500 символов.
Введите цифры с картинки
Все новости
Loading...