Президент как фактор идентичности

10 декабря 2015
Общество

Не до итогов было сегодня на пресс-конференции комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку, посвященной итогам работы за 2015 год. Журналистов интересовали вопросы о наименовании высшего должностного лица республики, окончании действия Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном и решении Конституционного суда республики о возможности опубликования в Интернете информации о предстоящих акциях протеста.

Председатель комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Шакир Ягудин рассказал журналистам, что всего в республике было принято 1759 законов, из которых базовых – 762, а остальная тысяча приходится на приведение республиканских законов в соответствие федеральным. «Видите, какая огромная доля», – посетовал Ягудин. Он упрекнул федеральный центр, который вместо того, чтобы заниматься «рамочным законодательствованием», все большее внимание уделяет вопросам конкретного правового регулирования «даже по тем вопросам, которые входят в предмет совместного ведения». Помимо этого, Москва, по мнению Ягудина, «иногда вторгается и в предметы ведения российских субъектов».

Продолжая тему федеративного устройства, Ягудину задали вопрос и о Договоре о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, действия которого истекают в 2017 году. Спикер подчеркнул, что подобный договор, который имеет статус федерального закона, – «основа конституционного строя», но «к сожалению, потихонечку все это сошло на нет», в результате чего подобный документ есть сейчас только у Татарстана.

– Договор, конечно, необходим. Российский федерализм был бы неполным, если бы мы его не использовали. Договор – это эксклюзив федерального уровня для конкретного российского субъекта. Возможна и пролонгация этого договора, и заключение нового. На мой взгляд, уже можно приступать к проработке вопросов будущего договора, – заметил Ягудин.

Он привел в пример один из пунктов документа, который предусматривает, что кандидат в президенты Татарстана должен владеть двумя государственными языками. Ягудин уточнил, что это в какой-то степени ограничение пассивного избирательного права, а оно допускается только федеральным законом, статусом которого и обладает Договор о разграничении полномочий.

– Если вопрос договора не будет решен, то исчезнет и эта норма. В этом случае нам надо будет как-то по-другому решать эти вопросы, – сказал Ягудин. – Я за ответственное правоприменение, но чтобы были предусмотрены механизмы, которые давали бы возможность субъектам брать на себя ответственность и кое-что решать.

Главе комитета также задали вопрос и о наименовании должности президента Татарстана. Напомним, с 2016 года в республике высшее должностное лицо субъекта не должно именоваться президентом. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин ранее заявлял, что сейчас идут консультации с федеральным центром по поводу решения этого вопроса в пользу Татарстана.

В апреле этого года на пресс-конференции в Госсовете Шакир Ягудин уже высказывался на эту тему. Тогда он заявил, что для решения вопроса «можно референдум провести или обратиться в Конституционный суд России, нужна политическая воля».

– Иногда федеральный центр принимает неразумные вещи. Надо убеждать, что это не работает, разрабатывать механизм принуждения федерального центра к соблюдению Конституции РФ, – говорил тогда Ягудин.

На следующий день Мухаметшин сообщил журналистам, что «это в любом случае является личным мнением одного из уважаемых и старейших депутатов, но не является консолидированным мнением парламента». Спикер добавил, что Госсовет «работает строго в федеральном правовом поле, устанавливающем законодательные рамки субъектов России».

Сегодня Ягудин явно был готов к вопросу о наименовании высшего должностного лица республики и процитировал Рустама Минниханова, который в ноябре этого года, выступая в Москве, заявил, что должность президента останется до истечения сроков его полномочий, то есть до 2020 года.

Ягудин отметил, что ему «пока больше нечего сказать», а зампредседателя комитета Рафил Нугуманов сказал, что «мы поддерживаем это слово».

– Могу лишь добавить свое мнение. Президент – это важный фактор идентичности и народа республики, и ее государственности. Это очень важно. Это и традиции, и исторически так сложилось. В ст.66 Конституции России записано, что статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией или уставом субъекта. Российская Конституция не регламентирует вопросы, быть или не быть высшему должностному лицу – это решает сам субъект. Наличие или отсутствие высшего должностного лица субъекта – это элемент статуса. Его наименование – это тоже статусная категория. В Конституции РФ ничего об этом не говорится, а в Конституции РТ обозначено, что глава республики – президент. Эти вопросы решаются на конституционном уровне, – констатировал Ягудин.

Он добавил, что до января 2016 года еще есть время, и меры «могут быть предприняты, прежде всего, на федеральном уровне».

Корреспондент «Казанского репортера» попросил Ягудина прокомментировать недавнее решение Конституционного суда Татарстана, который посчитал возможным публиковать в интернете информацию о предстоящих публичных акциях не только в гайд-парках, но и на любых других площадках.

Согласно республиканскму закону о митингах, «информация о поданном организаторами публичных мероприятий уведомлении о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте (гайд-парке) размещается на сайте уполномоченного органа в Интернете». В постановлении же Кабмина от 24.06.2013 сказано, что Минюст Татарстана должен размещать такую информацию на своем официальном сайте.

Шакир Ягудин, отвечая на вопрос, сказал, что опубликованием такой информации Минюст не занимается, поскольку «это предмет ведения конкретного муниципального органа, который согласовывает проведение тех или иных мероприятий». В случае с Казанью – исполком города. Однако ранее «Казанскому репортеру» там сообщили, что этим должен заниматься именно республиканский Минюст.

Шакир Ягудин, отвечая на вопрос, почему закон уже три года как не действует и будет ли со стороны Госсовета соответствующий контроль, заметил, что для этого, например, существуют прокуроры, которые контролируют реализацию законов.

– Но тут есть и обратная сторона. Те заключения, которые мы получаем, говорят о том, что те правовые установки, которые есть, надежным образом обеспечивают безопасность других граждан, – констатировал Ягудин.

Что же касается самой рекомендации Конституционного суда Татарстана, то спикер отметил, что «они будут изучены и будут получены заключения заинтересованных структур».

– А затем жизнь покажет, – резюмировал Ягудин.


Источник фото: Пресс-служба Госсовета РТ

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!