Противники мусоросжигательного завода продавали воздух

22 октября 2017
События

Несколько сотен человек собрались в казанском парке Урицкого на митинг против строительства мусоросжигательных заводов. Изначально акцию протеста планировали провести одновременно в Москве и Казани, однако московский митинг столичные власти запретили. Акция в Казани была богата на пламенные речи, в ходе которых выяснилось, что воздух у нас чище чем в Европе, потому, что там есть мусоросжигательные заводы, а в России их практически нет. «Казанский репортер» побывал на акции протеста.

О том, что в парке Урицкого пройдет митинг противники мусоросжигательного завода объявили неделю назад, в прошлую субботу, во время предыдущей акции протеста. А вот не включенные в повестку дня посетители парка узнали о готовящейся акции утром, когда заметили железные ограждения и полицейских, сгонявших автомобилистов со стоянки перед домом культуры. Дело в том, что исполком города согласовал проведение акции перед ДК, но оно сейчас на реконструкции и обнесено забором, так что место под публичное мероприятие приспособили парковку. Отправлять гражданских активистов на автостоянки, похоже, становится неким трендом казанских властей.

С утра стражи порядка расчищали территорию от автомобилей, но хозяина одной машины так и не нашли, так что пришлось ее оставить, а металлические бордюры устанавливать в обход. Картина получались довольно странная…

– Мужчина! Да–да, вы, молодой, симпатичный, в очках, – обратилась одна из активисток к седовласому человеку, с интересом наблюдающему за происходящим. – Давайте сюда, подержать нужно, вот транспарант.

Поначалу людей на митинге было лишь пару десятков, поэтому организаторы искали «свободные руки», чтобы держать плакаты за пределами ограждения. Впрочем, довольно быстро народ подтянулся и счет шел уже не на десятки, а на сотни.

Если на прошлом митинге организаторы возмущались: «Я со слезами смотрю на эту полупустую площадь», то сейчас уже радостно восклицали «Так много народа! Спасибо, что вы пришли все, я горжусь вами!» При этом количество людей если и изменилось, то незначительно, просто огороженная площадь стала значительно меньше… Предводители движения оценили количество пришедших сторонников в 400 человек, полицейские в оценках разошлись – один не задумываясь назвал цифру 120 человек, другой, бросив взгляд на публику сказал: «Больше трехсот».

– Здравствуйте, меня зовут Антон, мне 30 лет… – взял слово один из лидеров движения против строительства мусоросжигательного завода Антон Голубков. – За свои 30 лет я успел пережить и Чернобыль, когда я был еще в утробе матери. Мои родители жили в Белоруссии и после развала Советского Союза они остались за пределами Российской Федерации. Тогда родителям нужно было кормить детей, и они не занимались никакими гражданскими инициативами. Сегодня я могу себе позволить проявлять гражданскую позицию и заниматься гражданскими активностями. Поэтому я очень горд, что мы живем в то время, когда можно не бояться говорить, отстаивать свои права и интересы, к чему я вас и призываю… Постоянно мы сталкиваемся с тем, что говорят, мол не дай бог меня уволят на работе и тому подобное. Незачем бояться. Смотрите, вот эта стопка бумаг – это подписи против мусоросжигательного завода. Здесь около 4 тысяч подписей, это только половина. Всего у нас больше 8 тысяч подписей. Когда я пришел в аппарат президента, мне сказали: «Ну вы же не одни собираете подписи. Другие собирают за мусоросжигательный завод». Я говорю, покажите хоть одну!

В этот момент Голубков положил стопку бумаг и взял папку с документами внушительных размеров.

– Вот эта куча бумаг, это все отписки от министерств и ведомств. Любых: Минэкологии, Минстрой, исполком Казани, Минздрав, письма президенту РФ, президенту Татарстана. Это макулатура. Все это спокойно можно отправить на вторсырье. Это абсолютно бесполезно – пишем, пишем, пишем… Это полнейшее безразличие и безответственность власти.

Слова в защиту власти сказала другая активистка общественного движения – Вера Керпель. По ее мнению, чиновники, у нас вовсе не безответственные и безразличные, просто с мусоросжигательным заводом «произошла чудовищная ошибка».

– Казань мой любимый город, я вижу как он развивается, как все становится красивее, лучше и чище. Я лично вижу, что наши власти работают над тем, чтобы все было хорошо. Но есть один момент – мусоросжигательный завод. Я верю, что наши власти, те люди, которые принимают решения, ни в коем случае не сделали это специально. Они не хотят нас травить. Я думаю, они хотели сделать все как лучше, но просто где–то ошиблись, ведь все мы люди, все мы ошибаемся. Мы предлагаем это решение пересмотреть. Мы, активисты, готовы к диалогу, мы предлагаем свою помощь для подготовки какой–то новой программы. Проблема с мусором есть, свалки оставлять нельзя ни в коем случае. Мусор нужно сортировать. Нужно ставить контейнеры для раздельного сбора у домов. Дальше мусор нужно отправлять на переработку.

Без свалок, по мнению того же Антона Голубкова, не обойдется даже если 100% мусора будет сортироваться, переработать возможно максимум 80%. Остальные 20% отправятся опять–таки на свалку. Но, по мнению собравшихся, все лучше, чем жечь мусор. К слову, Казань «производит» около 4 млн кубометров (или около 400 тысяч тонн) мусора ежегодно. Самосыровская свалка уже давно переполнена, вот–вот закончится место на полигоне Восточный, на подходе создание новой карты Восточного.

Сам завод митингующие воспринимают как абсолютное зло, которое день и ночь будет травить людей. В то же время власти оценивают проект диаметрально противоположно.

– Это позволит решить проблему исключения из хозяйственного оборота значительных площадей ценных земель вблизи Казани, кратно снизить негативное воздействие на окружающую среду, достичь нулевого уровня захоронения ТКО, как это уже сделано в таких странах, как Швейцария, Германия, Голландия и Япония, – говорил Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету РТ.

Со Швейцарией, Германией, Голландией и прочими Европами не все так просто, уверяла с импровизированной трибуны организатор митинга. Там мусоросжигательные заводы есть и их много, а у нас же их всего пять, один из которых не работает, а остальные жгут ни шатко ни валко. Поэтому, оказывается, в Европе воздух грязный, а у нас чистый. Этим открытием поделилась одна из активисток, тут же креативно открыв сбор пожертвований, призвав покупать чистый воздух, «пока он еще чистый»

Люди понимающе кивали. Публику, которая пришла на митинг, действительно вряд ли встретишь на других акциях протеста. Семейные люди, с детьми составляли костяк митингующих. Пока взрослые жгли глаголом о вреде сжигания мусора, в «загоне» для митингующих резвились десятка–два полтора детей. Для них организаторы даже приготовили специальную программу: игры, конкурс рисунков и черные шарики.

Апофеозом стало выступление школьника Платона, которого представили как «самого главного спикера». Школьник поведал, что завод, по его мнению, представляет опасность.

Кроме «главного спикера» и активистов выступал пул «экспертов»: врач, эколог, представитель татарской общественности. Тему «оседлали» и представители, казалось бы, самых разных оппозиционных партий и движений. Где еще увидишь вместе коммунистов, либералов и националистов. Был замечен также депутат–единорос Казгордумы Марат Бикмуллин, который, впрочем, активности не проявлял, а лишь с интересном наблюдал за происходящим. А вот его коллега из республиканского парламента, депутат–коммунист Артем Прокофьев как всегда отличился пламенной речью.

– До сих пор депутаты Казгордумы не обсуждали вопрос мусоросжигательного завода! Вы представляете?! В нашем городе хотят построить этот завод, но депутаты городской думы не обсуждают этот вопрос! – возмущался с трибуны Артем Прокофьев. – Член фракции КПРФ Алексей Серов обращался к руководителю исполкома по этому поводу, получил ответ, что пока ничего не решено по этому поводу. Но когда будет решено, какой смысл обсуждать?! Сегодня эта тема игнорируется.

Какого–либо серьезного обсуждения этой темы, действительно нет. Была попытка организовать дебаты о строительстве завода, но она закончилась провалом. Депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин попросту сбежал со скандалом с дебатов. Спокойного и взвешенного диалога не получилось. В этот раз организаторы пикета пригласили чиновников из аппарата президента, профильных министерств, и надзорных ведомств, однако никто из них не пришел на акцию. Неопределенности добавляет и чехарда с местом, где собираются строить предприятие. Как в этой ситуации обывателю не бояться страшного словосочетания «мусоросжигательный завод», о котором митингующие говорят исключительно в связке со словами «диоксин», «канцероген» и «отрава»?


Антон Райхштат.


ФОТОРЕПОРТАЖ





Комментарии

  1. Нияз Латыпов 6 лет назад
    ДБ!!!
  2. Евгений 6 лет назад
    Совершенно согласен с Лавровым...
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!