Мединский стер Сурикова с лица Казани

04 октября 2017
Культура


В Казани прекратил работу филиал Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) им. В.И. Сурикова. Соответствующее решение приняли в российской столице на ученом совете вуза 3 октября. Как пояснил директор филиала Махмуд Вагапов, причиной тому послужила смена учредителя. Минкультуры РФ, к которому перешло распоряжение финансами казанского филиала, в финансировании новых проектов не заинтересовано.

«…НЕ ОЖИДАЛИ, ЧТО ТАКОЕ РЕШЕНИЕ БУДЕТ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

«Событием в культурной жизни Татарстана» назвали весной 2008 года открытие в Казани единственного в России филиала Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Идейными вдохновителями создания казанского филиала стали президент Российской академии художеств Зураб Церетели и Минтимер Шаймиев, на тот момент занимавший пост президента РТ.

И вот, не дожив года до своего первого юбилея, филиал прекращает существование. Информацию о ликвидации МГАХИ в Казани подтвердил в директор филиала Махмуд Вагапов:

– Все дело в смене учредителя, не в финансировании. В 2013 году местные органы власти потеряли полномочия утверждать и согласовывать контрольные цифры по набору в вузы. Это стало прерогативой только федеральных органов образования – Минобрнауки РФ, Минкультуры РФ, Минэкономики РФ. Иначе говоря, тех, кто как раз против расширения каких-либо финансовых затрат.

По словам Вагапова, обучение студентов филиала стало нерентабельным. Дошло даже до того, что у головного вуза не было средства на командировочные расходы профессоров МГАХИ.

– Обычно мы после первого семестра отправляли уже дипломников в Москву, где они защищают дипломы. В этом году студенты раньше отправятся в головной вуз. Мы, конечно, не ожидали, что такое решение будет в середине учебного года, думали, все это будет более плавным, – поясняет директор.

УДАР ПО ИМИДЖУ ТАТАРСТАНА

Закрытию филиала, по информации Вагапова, предшествовало сокращение штатных единиц и часов преподавания.

– Резалась зарплата персонала. К примеру, фонд оплаты директора – 0,45. Не бывает так, моя левая нога там остается, а все остальное урезается. У нас один из трех бухгалтеров остался. А работа остается, требования растут, даже если один студент остается, мы должны содержать штат, но это невозможно, – говорит он.

Бесславный финал филиала института можно было предотвратить, полагает Зуфар Гимаев, председатель правления Союза художников РТ. Гимаев уверен, что проблемы с финансированием можно было бы решить, благодаря более рациональному менеджменту руководства филиала.

– Это, конечно, сильный удар по имиджу Татарстана. Когда Фешин (художник Николай Фешин – ред.) был в Казани, когда ученики его здесь были, училище процветало. Что там, в академию в Петербурге принимали без экзаменов наших студентов, это говорит об уровне. А сейчас что? Москва захватила одеяло на себя. Вагапов знал, что институт зароют. Можно было бороться, поднять волну какую-то серьезную, – считает Гимаев.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ФИЛИАЛА

Недолгий путь казанского филиала МГАХИ легким не назовешь. С момента своего открытия он располагался в здании художественной школы, которое ранее занимал Казанский авиационный институт и довел его до «ужасного», как выразился Гимаев, состояния.

Тем не менее, летом 2009 года в филиале состоялся первый набор студентов на специальности «Живопись» и «Графика». Студенческие билеты молодые дарования получили из рук Зураба Церетели. Кроме представителей Татарстана, среди студентов филиала оказались уроженцы Карелии, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Пензенской областей.

Любопытно, что в начале 2014 года ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, профессор Анатолий Любавин приезжал в Казань и встречался с Минтимером Шаймиевым.


Официальный отчет о встрече был полон оптимизма, пресс-служба первого президента РТ сообщила тогда, что «Минтимер Шаймиев отметил, что, благодаря Казанскому филиалу, юные таланты Татарстана и близлежащих регионов имеют редкую возможность учиться в знаменитом на весь мир Суриковском институте. Анатолий Любавин рассказал Минтимеру Шаймиеву о своей встрече с министром культуры Татарстана Айратом Сибагатуллиным, где были обсуждены вопросы по дальнейшему развитию высшего художественного образования в республике».

Шаймиева даже позвали на защиту дипломных работ студентов скульпторов первого выпуска филиала в июне 2014 года и госсоветник приглашение принял. А уже весной того же года филиал прекратил зачислять студентов. Тогда же распустили подготовительные курсы. К осени стало известно, что федеральных средств на поддержку филиала ни разу не поступало и вуз накопил долги по стипендиям и зарплатам. Ситуация породила слухи о том, что МГАХИ в Казани могут закрыть.

– Мы все равно сделали все, что могли. Мы с успехом выпускали студентов. На ученом совете профессора говорили: «Обидно, что Казань закрывается, потому что город давал свежую струю», – говорит Вагапов.

Ни один студент филиала, утверждает Вагапов, без диплома не останется:

– Думаю, ребята не огорчены. Они будут доучиваться в большом, мобильном коллективе, в великолепно оборудованных мастерских, жить в общежитиях.

А вот Казань остается без высшего художественного образования. Теперь скульпторы и живописцы вынуждены будут как и раньше отправляться на учебу в Москву и Санкт-Петербург. Вернется ли кто-то в Казань – большой вопрос.


Дамира Хайрулина, Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!