Музыкальный перекресток четырех частей света оказался в Казани

02 октября 2017
Культура


В Казани завершился XIII Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия». «Казанский репортер» побывал на гала-концерте и услышал произведения композиторов четырех частей света – Европы, Азии, Америки и Австралии.

Несмотря на заверения кассиров, что все билеты проданы, в зале все-таки оставались пустые места. Однако, те кто пришел в Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, были не случайными посетителями знаменитого музыкального форума, без малого уже четверть века собирающего на свои концерты выдающихся композиторов современности. За это время столице Татарстана звучала музыка из сорока шести стран мира. Уже через пять лет своего существования фестиваль удостоился высокой чести единственным среди российских фестивалей войти в Каталог лучших музыкальных форумов мира, составленный престижным журналом «Гаудеамус». В 2005 году фестиваль был награжден премией правительства России. А три года назад он стал проходить и во Вьетнаме при личной поддержке президента Вьетнама.

– Когда председатель Ассоциации композиторов Вьетнама До Хонг Куан побывал на нашем фестивале, у него появилось огромное желание провести его у себя, – пояснил председатель правления Союза композиторов РТ, директор и художественный руководитель фестиваля Рашид Калимуллин. – После серьезной подготовки мы решили один год проводить «Европу-Азию» в Казани, другой – в Ханое. Правда, там внесли коррективы в название фестиваля – «Азия-Европа», определив тем самым географический приоритет участников фестиваля. Но там всегда подчеркивают, что фестиваль пришел из Татарстана, а это, согласитесь, очень хорошая реклама нашей республики. Мы интегрируемся в мировую музыкальную культуру.

НОВАЯ МУЗЫКА В НОВОМ КЫРЛАЕ

Мы разговариваем с Рашидом Фагимовичем за кулисами, возле выхода на сцену. Вот-вот должен начаться концерт, но музыканты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, одетые еще по-домашнему, в последний раз что-то отрабатывают на сцене, хотя зрители уже заполнили фойе и нетерпеливо дергают еще запертые двери зрительного зала. Калимуллин в приподнятом настроении.

– Начавшись в 1993 году как Международный фестиваль современной камерной музыки, он сначала «потерял» определение камерная, а в 2009 году и вовсе поменял название на Международный фестиваль новой музыки…

– Мы быстро стали набирать популярность в мировом музыкальном пространстве и решили расширить репертуарные рамки, включив в программу сочинения, которые были написаны недавно или специально к фестивалю. Кстати, и в этом году у нас прозвучит премьера сочинения австралийского композитора Андриана Перту. Вообще-то, мы каждый раз стремимся удивить зрителя чем-нибудь особенным. Никогда к нам, например, до сегодняшнего дня не приезжали представители Австралии, Гонконга и Колумбии. Но из России приехали очень интересные музыканты – из Ярославля, Костромы, Вологды, Челябинска, Башкортостана, Удмуртии…

– В программе нынешнего фестиваля – дюжина концертов: в Казани, Зеленодольске поселке Васильево и селе Новый Кырлай.

– У нас в этом году несколько презентаций. В зале Союза композиторов Татарстана прошла презентация рояля Bechstein, который нам подарил президент Республики. Красивое здание у нас теперь, сделали очень красивый ремонт, а теперь вот и еще инструмент замечательный. Знаете, есть два очень известных бренда – Steinway и Bechstein, первый по крутизне сравним с Mercedes’ом, а второй с BMW. Далее, мы выезжали в село, где прошли детские годы Габдуллы Тукая, чтоб дать там концерт «Композиторы Татарстана – детям» и подарить от нашего Союза композиторов рояль Petrof. Мы уже наметили совместные планы, будем делать в Новом Кырлае абонементные концерты. Ну и наконец, в поселке Васильево состоялось открытие филиала зеленодольской Детской музыкальной школы. Это замечательнейший центр культуры получился. И судостроительный завод подарил им рояль Bechstein.

– Кстати, в программе и этого концерта, и концерта в самом Зеленодольске стоят только Ваши произведения…

– Зеленодольск – это моя родина. Так они отметили мой юбилей, – улыбнулся Калимуллин. К нему осторожно подошла симпатичная девушка и вполголоса напомнила, что сейчас начнется действо. Ведущей Гала-концерта Ольге Завьяловой, мастеру художественного слова Казанской городской филармонии, пару недель назад было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». Может быть потому, она и светилась так изнутри.

ЕВРОПА

Зрители уже заняли свои места, свет пригасили – и грянул мощный «Гимн музыке», написанный для хора и оркестра Александром Клевицким. Этому прославленному композитору подвластны и песня, и мюзикл, и фортепианные произведения, и музыка к кинофильмам. Он – автор гимнов национальной телевизионной премии «ТЭФИ» и спортивного общества «Динамо». Его произведения берут в свой репертуар Иосиф Кобзон и Тамар Гвердцители, Сергей Пенкин и Лада Дэнс, Дима Билан и Юлия Началова. Но в Казани его «Гимн музыке» наполнял торжеством и светом хор Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством Мориса Яклашкина.

Это был первый, но не единственный представитель европейских композиторов. Из числа москвичей ему компанию составил Эдуард Артемьев, первым из советских композиторов использовавший в музыке электронику и широко прославившийся как автор произведений, написанных к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. В Гала-концерте прозвучали четыре из шести старинных танцев из сюиты «Галантные сцены», написанной композитором под влиянием пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош», – «Аллеманда», «Менуэт», в котором вокальную партию исполнила дипломант Всероссийского конкурса Наталья Костицына, «Гавот» и «Гальярда».

Владимир Чернявский представлял Краснодар. Его «Концертная лезгинка», прозвучавшая со сцены БКЗ, по свидетельству многих музыкальных критиков, наполнена особой энергетикой. Национальные мотивы народов Северного Кавказа не случайны в творчестве этого композитора: в свое время он объехал все эти края с творческими концертами, собирая, по его собственному признанию, сокровенные интонации народов, населяющих Кавказ.

Татарстанских композиторов представляли Резеда Ахиярова, в программе прозвучала «Битва» из ее балета «Золотая Орда», и Рашид Калимуллин, чей концерт для тенор-саксофона с оркестром блестяще исполнила лауреат российских и международных конкурсов Мария Беговатова.

Педро Виларройг – еще один представитель этой части света. Испанский композитор, профессор горной инженерии и преподаватель общей физики и космологии в старшей технической школе горных инженеров мадридского Политехнического университета широко известен как сторонник неотанализма. Он даже основал Испанскую ассоциацию неотаноязычных композиторов. Это направление в музыке использует широкую палитру форм, где атональность (типичная для музыки наших дней) и тональность (традиционный стиль) сливаются воедино. Композиционный стиль Виларройга, по мнению специалистов, склонен к тональности и модальности, к импрессионизму и сериализму. Все это в полной мере отразилось в «Пиренейской увертюре», произведении фундаментальном, метафоричном, перекликающимся с сочинениями Густава Малера и Яна Сибелиуса.

АЗИЯ

Впрочем, нечто малеровское звучало и в «Бесконечных формах» Фунг Лама, представителя другой части света, давшей название фестивалю новой музыки, – Азии. Он стал самым молодым китайским композитором (и первым из Гонконга), которому было предложено написать произведение для Концертного оркестра BBC. Ему было тогда всего двадцать шесть лет. Сейчас он разделяет свое время между Гонконгом и Великобританией, успешно заняв нишу музыкального осмысления буддийской философии.

Секрет своего успеха гонконгский композитор охотно раскрывает в своих многочисленных интервью: «Помимо звуковой атмосферы нашего движения в пространстве, носящего ностальгический характер, я использую еще и память как структурную отправную точку».

«Бесконечные формы» Фунг Лама наполнены зигзагообразными восхождениями и спусками, символизирующими сложность пути от тьмы к свету. Музыкальное полотно разворачивается мягко, хрупко и несколько мрачно: тревожность струнных сменяется красивой мелодией духовых, чтобы затем колокольчиками резонировать в акустике концертного зала.

АМЕРИКА

Третья часть света – Америка – была представлена творчеством колумбийца Моисеса Бертрана. Родившись в курортном городке Матаро на средиземноморском побережье недалеко от Барселоны, этот каталонец сегодня преподает в Музыкальной консерватории Национального университета Колумбии в Боготе. С 2011 года он имеет двойное гражданство, поэтому чаще всего его называют каталоно-колумбийским композитором. Бертран увлечен классикой, романтической музыкой и музыкальным авангардом двадцатого века; его творчество одинаково вдохновляет и жгучая страсть колумбийцев, и спокойная гордость каталонцев.

Его «Концерт для скрипки с оркестром» – сложная, странная смесь авангарда и романтики, поддерживаемая магией исполнения. Алла Зимовская, солировавшая в казанском исполнении этого сочинения, обладает особым даром экстатического драматизма интонирования и расцвечивания исполняемого произведения разнообразием оттенков. Ведь в ее руках подлинно концертный инструмент – скрипка Джованни Паоло Маджини, сделанная итальянским мастером в 1600 году. До нашего времени сохранилось всего лишь около полусотни скрипок Маджини.

«Для меня огромная честь услышать свое произведение в великолепном исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и скрипача с мировым именем Аллы Зимовской», – написал сразу же после концерта на своей страничке в Facebook Бертран.

АВСТРАЛИЯ

И, наконец, представитель четвертой части света – австралиец Андриан Перту. Пресса, как правило, не преминет сообщить читателю как особую «изюминку», что это «мельбурнский композитор, родившийся в Чили у словенского отца». Наверное, не случаен и выбор его научных интересов: доктор философии, президент Лиги композиторов Мельбурна, австралийский делегат Лиги азиатских композиторов, почетный член Мельбурнской консерватории музыки в Мельбурнском университете, Перту исследует эклектизм в современной музыке. В одной из своих статей он писал: «Музыкальный язык австралийской композиции столь же многогранен, как и культурное разнообразие народов этого острова, и поэтому можно только восхищаться попытками соединить разные стили в языке современной австралийской музыки». Как композитор, он стремится на практике реализовать свои научные открытия. И вполне успешно: его музыка исполнялась в более чем сорока странах лучшими оркестрами мира.

Философский язык его «Энтропии», написанной для симфонического оркестра специально к XIII Международному фестивалю новой музыки «Европа-Азия», понятен каждому. Сочинение посвящено известному австралийскому композитору Питеру Скалторпу. В сердце Скалторпа жила глубокая любовь к его стране, к ее культуре и к ее пейзажу, который он считал священным. Потому одна из постоянных тем в его творчестве – защита окружающей среды. Вот эта озабоченность хрупкостью человеческого существования и стала основой философских размышлений в «Энтропии».

За дирижерским пультом в этот вечер стоял элегантный Герасим Воронков. Вот уже более двадцати лет он, коренной москвич, сыгравший Петра Ильича в детском возрасте в фильме «Чайковский», работает в Барселоне.

Карьера его столь же необычна, как и головокружительна: в десятилетнем возрасте попробовал себя как киноартист, кроме «Чайковского», в его досье еще и «Тайна железной двери» и «Ехали в трамвае Ильф и Петров», в шестнадцать лет Воронков дебютировал как солист, в двадцать один год играл первую скрипку в оркестре Большого театра, в двадцать пять лет дирижировал симфоническим оркестром музыкального училища при Московской консерватории, в тридцать – стал испанским музыкантом. Теперь он заведует кафедрой дирижирования в Национальном университете Боготы, дирижер-ассистент оркестра театра Liceu, главный дирижер камерного оркестра Garraf.

Казалось, что весь он состоял из музыки. Дирижировало все в нем – даже кончики пальцев. Как признавался Воронков в одном из недавних интервью, он стремится «все успеть, быть одновременно дирижером, музыкантом, психологом, политиком, смотреть одновременно в пять разных мест и не забывать о главном – музыке». То, что ему это удается, смогли убедиться все, пришедшие на заключительный Гала-концерт фестиваля.

Отзвучали последние ноты, ушли переодеваться музыканты, но ни публика, ни иноземные гости фестиваля не хотели расставаться, устроив в фойе импровизированную фотосессию и беседуя по большей части на языке жестов. Ведь следующая встреча – лишь в 2019 году, в 2018-м – фестиваль пройдет на вьетнамской земле.


Зиновий Бельцев.


Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!