«1 день – 1 экспонат»: время Державина

17 сентября 2017
Культура

«Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». В центре внимания уникальные музейные экспонаты. За каждой вещью – интересная история. Сегодня рассказываем о личных вещах Гавриила Романовича Державина.

Казанская губерния стала для Державина не только местом его рождения. Здесь в числе первых тридцати учеников он посещал первую в провинции Казанскую гимназию, участвовал в археологических раскопках древнего города Болгар.

В Национальном музее, особое место занимают подлинные вещи, принадлежавшие поэту и его ближайшему окружению. Каждая из них имеет свою неповторимую историю. Среди них письменный стол, кресло, чернильный прибор поэта, сделанный в виде шкатулки из красного дерева с особыми отделениями для чернильниц и песочницы.

В 1892 году в составе собрания известного казанского ученого и коллекционера Андрея Федоровича Лихачева в музей поступили золотые часы Державина.

«Старинные золотые карманные часы, овальной формы, в эмалевом футляре, разрисованном с боков и на задней стороне миниатюрными картинами, между которыми находится надпись.

С передней стороны выпуклое стекло. Подняв это стекло, можно открыть весь механизм часов, на котором читается надпись: «Totegux. London». Внутренняя поверхность тоже покрыта разрисованной эмалью. Кроме того, часы вкладываются в особый кожаный, отделанный внутри бархатом, футляр. С наружной стороны этот футляр украшен узором из золоченой проволоки». К часам относился и медный ключик для завода, который был закреплен гербовой печатью к куску картона (как и многие другие предметы Лихачевской коллекции) под № 491. О том, что это часы принадлежали поэту, сообщала надпись на оборотной стороне картона: «Часы Гавриила Романовича Державина. Куплены на аукционе 27 октября 1842 года».

Действительно, осенью 1842 года после смерти второй жены поэта – Дарьи Алексеевны Державиной семейные вещи распродавались на аукционе.

Вероятнее всего, часы были приобретены Лихачевым во время его поездок либо в антикварном магазине, либо из рук коллекционера уже в более позднее время.

К часам бала приложена цепочка, приобретенная Лихачевым во время его поездки в Париж, скорее всего, в 1875 году. Сама цепочка «состоит из двух звеньев, оканчивающееся каждое разрисованной эмалью. Верхняя пластинка много меньше нижней и под ними идет ряд жемчужин. Мелким же жемчугом украшена эмаль на одной из них».

В коллекции Андрея Лихачева часы и цепочка хранились в особом шагреневом футляре, и, несомненно, высоко ценились владельцем коллекции.


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!