Гендиректор ЮНЕСКО поддержала включение Сабантуя, Каравона и обсерватории КФУ в список Всемирного наследия

21 августа 2017
События

Сегодня у генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, прилетевшей накануне вечером в столицу Татарстана, был столь же напряженный рабочий график, как у Рустама Минниханова. Она побывала на острове-граде Свияжске, в астрономической обсерватории КФУ имени В.П. Энгельгардта, где состоялся круглый стол на тему включения ее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а затем вручила руководству Татарстана сертификат о включении в него Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска.

Ирина Бокова поддержала предложение включить в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО татарский праздник плуга Сабантуй и фестиваль русского фольклора Каравон. Однако сопровождавший ее в поездке госсоветник РТ Минтимер Шаймиев отметил, что Россия пока не присоединилась к конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой ЮНЕСКО, и поэтому не может подать заявку на включение туда Сабантуя и Каравона. Тем не менее на сегодня в этот список уже включены два российских объекта – культурное пространство и устное творчество семейских – староверов Забайкалья – и якутский героический эпос «Олонхо». Значит, не все так безнадежно и существует какой-то способ повысить статус двух наших праздников, не дожидаясь присоединения нашей страны к конвенции.

После Свияжска, где на стенах Успенского монастыря появилась символика ЮНЕСКО, Ирина Бокова, Минтимер Шаймиев и высокие московские гости отправились в астрономическую обсерваторию КФУ имени В.П. Энгельгардта. Ждали два вертолета, большой и маленький, но прилетел только большой. Министр культуры России Владимир Мединский выбрал другой маршрут.


Когда геликоптер приземлился и кто-то за спинами встречающих облегченно вздохнул: «Ну, вот, наконец-то, кончились наши мучения», вдруг обнаружилось, что скошенное сено, лежавшее на месте посадки, оказалось разбросано по идеально чистому секунду назад асфальту. Сдуло его, пока лопасти вертолета еще не успели остановиться. Дверца вертолета отворилась и вместо солнечного затмения, которое сегодня можно будет увидеть только в Америке, астрономы увидели другое явление – Ирину Бокову в блузке цвета Марса.

Экскурсию для гендиректора ЮНЕСКО провел директор обсерватории Юрий Нефедьев. Гостья побывала в библиотеке. Возле камня с надписью «На этом месте будет поставлен памятник выдающимся российским ученым В.П. Энгельгардту и Д.И. Дубяго, основателям загородной Астрономической обсерватории Казанского университета» выслушала историю ее создания. Вместе с самой Дубягой, Ингой Александровной, внучкой Дмитрия Ивановича и продолжательницей астрономической династии сверила время с солнечными часами. Посмотрела в телескоп, подаренный обсерватории Энгельгардтом на рубеже XIX и XX веков. В планетарии взвесилась на чудо-весах, которые показывают массу тела вставшего на них человека на всех планетах Солнечной системы. И, наконец, приняла участие в круглом столе, посвященном включению обсерватории КФУ в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


На заседании круглого стола, кроме Ирины Боковой и Минтимера Шаймиева, выступили ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, академик РАН Михаил Маров, замглавы Роскосмоса Сергей Савельев и ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Михаил Маров, выступивший в качестве основного докладчика, напомнил, что попытка включить в список наследия обсерваторию КФУ имени В.П. Энгельгардта предпринималась и ранее, но по ряду причин успехом не увенчалась. Мнение всех участников круглого стола было единодушным – надо сделать новую попытку. И сделать все для того, чтобы она оказалась успешной.

После окончания круглого стола корреспондент «МК-Поволжье» поинтересовался у академика Михаила Марова:

Как скоро можно ожидать включения обсерватории имени Энгельгардта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

– Как говорится в таких случаях, хотелось бы поскорее, но, к сожалению, включение обсерватории в список тех, которые пользуются таким признанием, такой привилегией, это очень долгий процесс. Он включает в себя рассмотрение заявки несколькими инстанциями международных экспертов. А помимо той значимости, которую представляет заинтересованная сторона, есть определенное соперничество. Потому что, как это обычно бывает, предложений подобного рода много, обсерваторий в мире несколько сотен, и каждая считает себя заслуживающей такого признания. Поэтому очень трудно предсказывать, в каком обозримом будущем это может случиться. По моим оценкам, если ситуация будет более-менее благоприятная, если, помимо представления от официальных организаций России, это будет еще подкреплено и определенной поддержкой руководства Татарстана, это будет очень значимо. Тогда, с моей точки зрения, можно ожидать включения обсерватории имени Энгельгардта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО не раньше, чем в течение трех-пяти лет.


Идея придания обсерватории особого статуса возникла лет 10 назад. Сначала планировалось подать комплексную заявку от ряда астрономических объектов, но позже объект выделился в отдельную. Ректор казанского университета пояснил, что кампания поддерживается на федеральном уровне.

–С инициативой о включении в список Всемирного наследия выходит не сам университет, а Российская Федерация, – рассказал Ильшат Гафуров. – Очень приятно, что сегодня при разговоре присутствовали представители ЮНЕСКО, находящиеся в России, и заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Савельев. Роскосмос готов многие вещи профинансировать и включится в эту работу. Для нас особенно актуально, что наша обсерватория имени Энгельгардта будет выдвигаться как отдельный объект, который имеет уникальную историческую ценность и как памятник культуры, и по результатам деятельности наших астрономов, которые прославили в своих работах Россию и Казанский университет. Для ЮНЕСКО важно еще и то, что сегодня работы по изучению дальнего и ближнего космоса здесь продолжаются. Ценится значимость и произведенных здесь научных исследований университета, и сегодняшняя работа наших астрономов, и уникальный исторический инструментарий. Кроме того, сегодня обсуждалась возможность признания всемирным культурным наследием достижений нашей страны по освоению космоса – может быть, нам удастся объединить эти два проекта. Эта территория, если ей будет присвоен статус объекта ЮНЕСКО, получит новый импульс. В буферных зонах исторической части возможно любое строительство. Думаю, мы ее обустроим: здесь должны быть гостиничный комплекс, учебные классы. Мы собираемся сделать небольшую площадку – вроде лагеря «Сириус» в Сочи, но ориентированного на изучение ближнего и дальнего космоса.

Завтра, 22 августа, главу организации Всемирного наследия ждет не менее насыщенный график: Полет в Болгар и осмотр хода строительства собора Казанской иконы Божьей Матери. Официально целью поездки Ирины Боковой в Казань является вручение сертификата о включении Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска. Однако очевидно, что трехдневный визит призван подчеркнуть особые отношения с Татарстаном, где за последние три года в список ЮНЕСКО включены два объекта и еще готовятся ряд заявок.

Важен еще один момент: в статусе гендиректора организации для Боковой это, скорее всего, последний визит. В 2017-м году истекает ее второй срок на этом посту. Впрочем, в начале этого года Бокова выдвигалась на должность генсека ООН, уступив правда португальцу Антонио Гутеррешу. Не исключено, что через пять лет она снова поборется за кресло главы Организации Объединенных Наций. Так что у Татарстана может появиться «дорогой товарищ» и в головной организации. В самой же ЮНЕСКО у нас теперь уже есть свой человек – Ирина Бокова на торжественной церемонии объявила о решении присвоить Минтимеру Шаймиеву звание специального посланника ЮНЕСКО по укреплению межкультурного диалога.


Евгений Аксенов, Антон Райхштат.

Комментарии

  1. Семен 5 лет назад
    Организация ни о чем-раз всё подряд включают в ЮНЕСКО давайте уж сразу всю Википедию включим, сьекономим на презентациях и фуршетах. Знак ЮНЕСКО ничего не дает-от слова "вообще". Распилочная контора как кстати и сама ООН со всеми этими множественными международными фондами, которые просто паразитируют на взносах. Типичный пример деградации - Олимпиада. Превратилась в полный отстой, для привлечения зрителей туда включают всякую хрень, полный абсурд.
  2. Рустем 5 лет назад
    Ну да, ну да, весь мир - дерьмо)))
  3. Семен 5 лет назад
    Почему же - мир прекрасен, но не надо пытаться объять необъятное. Для того, чтобы не сносить и реставрировать объекты старины совсем необязательно включать их в ЮНЕСКО.
  4. Рустем 5 лет назад
    Может быть вы знаете более влиятельную и значимую, чем ЮНЕСКО организацию в этой сфере?
  5. Семен 5 лет назад
    Давайте так-что дает Сабантую или Каравону их потенциальное внесение в список ЮНЕСКО? Или монастырю или обсерватории? Гарантию, что их не запретят или не снесут, так что ли? Как показал пример Казанского Кремля можно и новоделы строить-ЮНЕСКО промолчит.
  6. Руст М 5 лет назад
    Вы, должно быть, и сами знаете: охранные обязательства и мировое внимание. Как следствие - туристическая привлекательность. А по кремлю не нужно спекулировать, его в ЮНЕСКО вместе с мечетью принимали, почитайте решение.
  7. Казанец 5 лет назад
    Соглашусь, что если организация будет включать все подряд то это превратится в банальный список памятников мира. Новодельный Кремлю включили, а вот монастырь не стали восстанавливать- типо не разрешает ЮНЕСКО. Вот так и вертят все в свою сторону... если надо будет то ещё одну мечеть воткнут, мало же их в Кремле было
  8. Семен 5 лет назад
    Обратили внимание, что мы единственные в дискуссии? В том то и проблема...
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!