«1 день – 1 экспонат»: секира раннего железного века

28 августа 2017
Культура

«Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». В центре внимания уникальные музейные экспонаты. За каждой вещью – интересная история. Сегодня рассказываем об оружие, которое включало владельца в триаду миров.

Древняя история человечества разделена в научном мире на крупные периоды: эпоху камня (палеолит, мезолит, неолит), эпоху раннего металла (энеолит, бронзовый век) и эпоху железа (ранний железный век, средневековье).

На территории нынешней Республики Татарстан, расположенной на месте слияния крупнейших рек Восточной Европы – Волги и Камы, представлены археологические памятники всех эпох. В Татарстане более 5000 памятников, многие из которых дали названия ряду археологических культур, известных далеко за пределами региона.

В эпоху мезолита население осваивало земле, прилегавшие к берегам Волги и Камы. В эпоху неолита оседлые поселения занимали почти всю территорию современного Татарстана. Они состояли из нескольких полуземлянок и наземных строений. Оседлый быт способствовал развитию разнообразных ремесел и промыслов.

С глубокой древности человек создавал орудия, которые обеспечивали ему выживание в мире природы. На протяжении многих тысячелетий шло развитие форм и технологий изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, которые в свою очередь, оказывали влияние на эволюцию материальной и духовной культуры человеческого общества.

Уникальным шедевром работы мастеров раннего железного века является бронзовая секира, найденная в Прикамье в XIX веке.

– Секира олицетворяет власть человека над различными стихиями, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – Вы видите хищную птицу, это говорит о власти вождя над небом. Видите голову хищного зверя, это скорее всего волк, она олицетворяет власть человека над лесом и миром земли. Боевая часть секиры выполнена в виде плавника плавающего животного, это говорит о власти над водой. Ну и если мы представим себе, что секира надета на древко, а древко упирается в землю – это говорит о власти над подземным миром. А сам человек, который держит секиру за древко, находится где–то посередине этих миров. Так себя отождествляли воины ананьинской культуры.

Секира не использовалась как оружие, служила символом власти и применялась в ритуальных обрядах ананьинских племен. Военные вожди стремились обладать не только жизнями, но и душами соплеменников.

Изображения «орлиных грифонов» являются характерной чертой изобразительного ананьинского звериного стиля. В отличие от скифского звериного стиля «орлиные грифы» имеют много общего с волками.

Это оружие является свидетельством не только таланта и способностей древних мастеров, но и символом эпохи, наполненной ожесточенными столкновениями, таинственными ритуалами и попытками осмыслить место человека в окружающем мире. Секиру вы можете увидеть в экспозиции «Древняя история Татарстана».


Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!